Природа это часть космоса
Статья посвящена рассмотрению философского понятия «Природы» на базе теоретико-научного наследия русских космистов (В. И. Вернадского, К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского) и Р. Коллина, современного последователя русских духовных учителей. Приведены признаки «космоса» по Р. Коллину, на основе которых Природа рассматривается не только как особая целостность, но и как подсистема планеты Земля, как особого «космоса», органично встроенного в иерархию высших «космосов» — Солнечной системы, Галактики Млечный путь и Вселенной. Для различения и сопоставления космосов разных уровней в статье предлагается ряд критериев: пространственных ограничений, познаваемости, освоенности (возможности человеческой деятельности) и разумности. Предложены некоторые версии постановки проблемы глобальных соотношений Культуры и Природы. Выдвигается концепция существования особого «ПриродноКультурного космоса», имеющего непосредственное отношение ко всей иерархии космосов мироздания.
Ключевые слова: природа — nature; культура — culture; космос — cosmos; признаки космоса — cosmos indications; иерархия космосов — cosmos hierarchy; критерии различения космосов — criteria for cosmoses distinction; русские космисты — the Russian Cosmists; В.И. Вернадский — Vladimir Vernadsky; К.Э. Циолковский — Konstantin Tsiolkovsky; А.Л. Чижевский — Alexander Chizhevsky; Р.Коллин — Rodney Collin; «Природно- Культурный космос» — «Natural-Cultural cosmos».
1. Аристотель. Физика II, 199b. См.: Аристотель. Соч. в 4 тт. Т.3. М.: Мысль, 1981.- С. 86.
2. Рассел, Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней / Б. Рассел. — М.: Академический проект, 2000. — С. 201-202.
З.Вернадский, В. И. Химическое строение биосферы Земли / В.И. Вернадский. — М.: Наука, 1987. — С. 150.
4. Р. Коллин выделяет отдельные «тела» — Солнце и планеты Солнечной системы. — Коллин, Р. Теория небесных влияний. Человек, Вселенная и тайны космоса / Р. Коллин. СПб.: Весь, 2011.
5. По определению Новой философской энциклопедии, «’космос’ — это понятие древнегреческой философии, в котором выражено представление о мире как упорядоченном, рационально организованном, одушевленном целом. Космос противоположен хаосу как неопределенному, бесформенному состоянию мира» //Новая Философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. Общ.-научн. Фонд; Научно-ред. совет, предс. В.С. Степин. — М.: Мысль, 2010. Т.2. — С.315.
8. См., например: Циолковский, К. Э. Ум и страсти. Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы / К.Э. Циолковский. — М., 1993.
9. Освоение Марса идет ускоренными темпами. О готовящемся создании ответвления человеческой цивилизации на Марсе и уже сегодня видимых проблемах взаимоотношения с ней см. мои статьи: Кравченко, В. В. Экстра- планетарная культура и контуры будущего диалога космических человеческих цивилизаций //Диалог культур: социальные, политические и ценностные аспекты / В.В. Кравченко. — М.: Канон+, РООИ «Реабилитация», 2015. — С. 309-316; Кравченко, В. В. Освоение Марса: космическая колонизация или проект новой человеческой цивилизации? / В.В. Кравченко // Информация и Космос. — 2016. — № 3. — С. 183-188.
10. Браун, М. Как я убил Плутон и почему это было неизбежно / М. Браун. — М.: Карьера Пресс, 2012.
11. См.: Чижевский, А. Л. Земное эхо солнечных бурь / A. Л. Чижевский. — М.: Мысль, 1976.
12. Предлагаю еще одно курьезное определение освоения природы: это часть мироздания, где есть человеческий мусор. В Интернете была байка о том, что когда на Марс опустился один из марсоходов (то ли Спирит, то ли Оппортьюнити), заработала его телекамера и зафиксировала мельтешение чего-то белого, будто с ушами. Марсианский заяц. Оказалось, что какая-то часть упаковки или защитных средств самого марсохода была отброшена им за ненужностью и носится марсианским ветром (скорость до 50 км/ч.). В общем, Марс освоили. Да и сами эти марсоходы уже совсем скоро превратятся в груду металла, надолго «украсив» собой марсианский пейзаж. Как и десятки (!) других, отработавших свой срок исследовательских аппаратов, присланных человечеством с Земли на Марс. О количестве космического мусора, как результата «освоения» околоземного пространства нашей планеты даже говорить не приходится.
13. См.: воспоминания о беседах с К. Э. Циолковским: Чижевский, А. Л. Теория космических эр [Электронный ресурс] / А.Л. Чижевский. — Режим доступа: http:www. tsiolkovsky.ru/mdex.php?option, свободный. — Загл. с экрана.
14. Так, по определению Новой Философской Энциклопедии: «человек как сущее, выходящее за рамки живого мира и в известной мере противостоящее ему».
15. Вернадский, В. И. Автотрофность человечества / B. И. Вернадский // Русский космизм: Антология философской мысли. Сост. С.Г. Семеновой, А.Г. Гачевой. — М.: Педагогика — Пресс, 1993. — С. 280.
16. Вернадский, В. И. Химическое строение биосферы Земли / В.И. Вернадский. — М.: Наука, 1987. — С. 51.
17. Ортега-и-Гассет, Х. Размышления о технике / Х. Ортега-и-Гассет // Избранные труды / Х. Ортега-и-Гассет. — М.: Весь Мир, 2000. — С. 200.
18. Ортега-и-Гассет, указ. соч., С. 201.
19. Достаточно напомнить некоторые работы: Циолков-ский, К. Э. Ум и страсти. Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы / К.Э. Циолковский. — М., 1993; Крик, Ф. Жизнь как она есть: ее зарождение и сущность / Ф. Крик. — М., 2002. (Один из первооткрывателей структуры ДНК, Нобелевский лауреат Ф. Крик подчеркивал неслучайность появления жизни, развивая концепцию направленной панспермии и идеи Вселенского Разума).
20. Тейяр де Шарден, П. Божественная среда / П. Тейяр де Шарден. — М.: «Ренессанс»; СП «ИВО-СиД», 1992.
21. Кравченко, В. В. Симфония человеческой культуры / В.В. Кравченко. — М.: Аграф, 2017.
Источник
Открытый космос это природа?
А если нельзя его так называть, то космос и природа некоторым образом — антонимы?
А что такое природа? Определений существует множество. Одно из них, самое узкое по значению, гласит, что природа — все, что нас окружает, все, что изучают и исследуют естественные науки. Такое определение и множество других совсем не объясняет сущности этого понятия. Природа- это что-то всеобемлющее. без четких определений и границ.
Что такое космос? Космос — это понятие пространства, предполагающее бесконечность его распространения во все стороны.
Научная точка зрения гласит, что космос – это определенные участки вселенной, которые окружают собой небесные тела и их атмосферы. Однако полностью пустым это пространство назвать нельзя. В этом пространстве присутствует и водород, и другие химические вещества, и межзвездное вещество и много чего еще.
Не зря вы написали и «Космос» и «Природа» с большой буквы.Наверное, человеческий разум еще не готов дать более четкие и точные определения этим понятиям, как и определить точные механизмы их взаимодействия. Могу ответить с большой долей уверенности что это не антонимы.
Источник
Философия природы
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Рекомендуем для прочтения:
Поток вектора напряженности. Теорема Гаусса Введем новую физическую величину, характеризующую электрическое поле &ndash.
АКТИВНАЯ, РЕАКТИВНАЯ И ПОЛНАЯ МОЩНОСТИ ЦЕПИ Умножив стороны треугольников напряжений (см. векторные диаграммы рис. 2.9.
Предмет, цель, задачи и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» Человек существует в процессе жизнедеятельности, непрерывном взаимодействии со средой обитания в целях удовлетворения своих.
Правила записи гимнастических упражнений Существуют три формы записи ОРУ: 1. Обобщенная запись. 2. Конкретная терминологическая запись. 3. Графическая запись. Обобщенная.
Газоопасные работы. Виды газоопасных работ. Меры безопасности при проведении газоопасных работ. К газоопасным относятся работы, связанные с осмотром, обслуживанием, ремонтом, разгерметизацией технологического оборудования.
Великое честолюбие – это страсть великой натуры. Человек, неделенный им, может совершить либо самые благородные деяния, либо самые подлые; всё зависит от принципов, которыми он руководствуется. © Наполеон ==> читать все изречения.
Источник
4. Космос и природа
Согласно пифагорейской традиции (проводником пифагорейства в Средневековье явился Боэций), душа и тело человека подвластны тем же законам, что управляют музыкой, и те же самые пропорции можно обнаружить в космической гармонии, так что микро- и макрокосм (мир, в котором мы живем, и вселенная в целом) связаны единым математическим и одновременно эстетическим правилом. Это правило проявляется в музыке мироздания: речь идет о музыкальной гамме, производимой планетами, каждая из которых, согласно Пифагору, вращаясь вокруг неподвижной Земли, издает свой звук, тем более высокий, чем дальше планета от Земли и чем соответственно быстрее ее движение. Из этих звуков складывается сладчайшая музыка, но наши чувства слишком несовершенны, чтобы ее слышать. Средневековье даст бесчисленное множество вариаций на тему музыкальной Красоты мироздания. В IX в. Скот Эриугена будет говорить
Космическая гармония. Плутарх (I-II вв.). Упадок оракулов, XXII
Петрон говорит о существовании 183 миров, располагающихся в форме равностороннего треугольника, каждая сторона которого включает в себя 60 миров. 13 остальных миров располагаются соответственно на трех вершинах, но при этом они соприкасаются с мирами, распределенными по сторонам, и вращаются в строгом порядке, точно в хороводе. Тому подтверждением — число миров, открытое не в Египте, не в Индии, но в дорийских краях, так как его установил некий Петрон из Гимеры, что на Сицилии. Я не читал его сочинение и не знаю, дошло ли оно до нас, однако, по словам Гиппия из Регия, на которого ссылается Фаний из Эреса, Петрон учил, что существуют 183 мира, «которые соприкасаются друг с другом в одной точке», однако он не дает ясного объяснения, что же, собственно говоря, означает «соприкасаться друг c другом в одной точке», и не приводит иных убедительных доводов*.
Порядок и мера. Бонавентура из Баньореджо (XIII в.) Комментарий к Сентенциям Петра Ломбардского, 1, 43, 1
Поскольку Бог может создавать лишь вещи, в себе упорядоченные, поскольку порядок предполагает число, а число предполагает меру, и поскольку упорядочены лишь те вещи, что имеют числовое выражение, а числовое выражение имеют лишь вещи ограниченные, то из этого с необходимостью следует, что Бог сотворил вещи в соответствии с числом, весом и мерой*.
Космос. Вильгельм Конхезий (XIII в.) Комментарии на Платона
Красота мира — это всё то, что явлено
в отдельных его элементах: звезды
на небе, птицы в воздухе, рыбы в воде,
III. КРАСОТА КАК ПРОПОРЦИЯ И ГАРМОНИЯ
Источник