Природа философского знания науки

Природа философского знания науки

Предмет философии и природа философского знания

I. В настоящее время развитие философского знания достигло такого уровня, при котором с необходимостью возникает потребность в самопознании, в философской саморефлексии. Поэтому в центре внимания оказываются проблемы о природе философского знания, предмете, структуре и логике философии как науки и как учебной дисциплины. Решение данных проблем имеет огромное теоретическое, практическое (учебно-педагогическое), мировоззренческое и методологическое значение.

II. История становления и развития философского знания и по форме, и по содержанию отличалась слитностью, определенным «синкретизмом» с мифологическим, религиозным, логическим, экономическим, естественнонаучным и другим знанием. Его «кристаллизация» в науку с собственным предметом исследования связана с возникновением марксистско-ленинского учения, которое особенно интенсивно развивалось в советский период. Процесс дифференциации и интеграции наук, как закономерность развития науки в целом, проявляется и в области философского знания, путем оформления -собственно философии (диалектический и исторический материализм) и философских наук (этика, эстетика, научный коммунизм и т. д.), которые называются таковыми преимущественно по причинам их генетической обусловленности от философского знания, исторической традиции, непосредственным использованием философии как методологии исследования социальных явлений и активным воздействием на ее развитие.

III. Предмет философии (диалектический и исторический материализм) в самом общем виде детерминируется и определяется, во-первых, объектом и субъектом познания и практического преобразования, но не в их расчлененном виде, а в рамках субъект-объектного отношения, которое должно исключать фиксацию в качестве предмета философии одной из его сторон, что характерно для большинства наук о природе и обществе. Во-вторых, субъект и объект «представлены» в данном случае не на уровне единичного (индивидуальной формы своего проявления), а на уровне общего (объект — мир в целом, субъект — человеческое общество). В-третьих, философское освоение мира предполагает вычленение и анализ наиболее общих и существенных форм (видов) существования (организации) и движения объекта и субъекта, основных причин и законов их функционирования и развития.

Таким образом, предметом философии является субъект -объектное отношение, в котором субъект и объект выступает в наиболее общих формах существования (организации), движения и законах своего функционирования и развития.

IV. Предмет, в сбою очередь, определяет как структуру и логику философии, так и природу философского знания. Наиболее общими исторически сложившимися структурными элементами философии являются диалектический и исторический материализм в их относительной самостоятельности и органической взаимосвязи. При всех попытках проинтегрировать их следует учитывать: 1) тенденцию к усложнению общества как системы (ее структуры, законов и т. д.) ив связи с этим необходимость специализации исследований в этой области философского знания; 2) огромную и все возрастающую методологическую и мировоззренческую функцию исторического материализма в познании и оценке социальных явлений; 3) относительную самостоятельность постановки и решения теоретических проблем (если диалектический материализм ставит и решает, например, вопрос 6 том, что есть природа, то исторический материализм должен решать вопрос о ценности ее для человека, если диалектический материализм отвечает на вопрос, что есть жизнь вообще, то исторический материализм— в чем заключается смысл человеческой жизни и т. д.). Понятно, что в настоящее время мы имеем дело с проблемой противоречия между должным и сущим, г. е. с одной стороны, необходимостью «синтеза» диалектического и исторического материализма, а с другой — реальным состоянием философского знания и динамикой его развития.

Читайте также:  Значение байкальской природной территории

V. Природа философского-знания, определяемая предметом философии, обладает рядом специфических признаков. Во-первых, философское знание отличается наиболее высокой степенью своей абстракции; во-вторых, интегративностью своего содержания (обобщение и интеграция достижений других наук о природе и обществе); в-третьих, постановкой и решением вопроса о соотношении бытия и сознания (для философии выступающего в качестве основного); в-четвертых, своими «предельными» методологическими и мировоззренческими функциями, как наиболее общий метод познания и преобразования объекта и субъекта в рамках субъект-объектного отношения.

Источник

1. Природа и специфика философского знания. Философия как самосознание культуры (Билет №1, Вопр.1)

Термин философия образуется от двух греческих слов: филео(любовь) и софия (мудрость), букв. – любовь к мудрости. Согласно ряду источников, впервые термин философ был употреблен Пифагором (580– 500 до н.э). Пифагор применял термин философ к людям, которые стремились к высокой мудрости и правильному образу жизни.

Философия – учение о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания. При этом целостное понимание мира предполагается в связи с включенностью в него человека не только в качестве продукта природной и социальной эволюции, но как субъективного начала, обладающего способностью активного и сознательного воздействия на окружающий мир.

Это широкие понятия (категории), которые применимы для всех сфер человеческого опыта, а именно: понятие материи, понятие бытия, понятие пространства, понятие времени, соотносительные понятия: причина и следствие, необходимость и случайность, понятие части и целого.

Предмет философии и ее функции.

Объектом философии является мироздание в целом. Предмет философии – это то, что выделяется в объекте. Предметом философии является всеобщее в системе мир-человек. Философия – знание о всеобщем в системе мир-человек. В этой системе есть две подсистемы: мир и человек. Пример всеобщего: Аристотель сформулировал всеобщий закон бытия (закон мышления, закон противоречия, закон, запрещающий противоречие): невозможно, чтобы в одно и то же время одно и то же было и не было присуще одному и тому же в одном и том же смысле.

Читайте также:  Государственный природный заказник иркутный

Между подсистемами мир-человек могут быть следующие отношения:

1)онтологические. Онтология – это учение о бытие, о сущем.

Что первично: мир природы, материя, или человеческое познание?

2)гносеологические. Гносеология – это учение о познании.

Познаваем ли мир? В какой мере, каковы методы познания?

3)аксиологические. Аксиология– это учение о ценностях.

4)праксеологические. Праксеология – это учение о действиях и деятельности.

Структура философского знания.

1. Онтология: 1)материализм (первична материя, природа): а)метафизический (объекты мироздания рассматриваются вне их развития) и б)диалектическая (объекты – в их историческом развитии)

2) идеализм (дух, сознание, мышление): а)объективный (дух, создание, мышление не зависит от человека (субъекта)) и б)субъективный (не тела вызывают ощущение, а комплекс ощущений представляет то, что мы называем телами).

2. Гносеология; 3. Аксиология; 4. Праксиология.

1). Эксплицирующая функция. Экспликация – выявление наиболее общих образов, представлений, понятий, форм деятельности в культуре. Наиболее общие понятия, которые имеют предельный характер (могут быть использованы для всех форм человеческой деятельности) называются категориями.

2). Рационализирующая. Отображение знаний в логической форме с помощью понятий и категорий. Исключения: афористические и иррациональные формы философии.

3). Систематизирующая. Философия, как правило, подвергает систематизации и теоретическому осмыслению проявление любого человеческого опыта во всех его формах.

4). Критически-рефлексивная. Основной представитель – Френсис Бэкон — подверг критическому осмыслению веру в авторитеты и догматы средневековой науки и науки эпохи возрождения, а также предрассудки, которые, по его мнению, мешали достоверному познанию окружающего мира.

5). Мировоззренческая функция (непосредственно следует из того, что философия – один из типов мировоззрения).

6). Методологическая функция.

7). Интегрирующая функция. Философия интегрирует, объединяет различные формы человеческого опыта (прежде всего, гносеологическую, праксеологическую и аксиологическую).

Читайте также:  Березовая роща является природным сообществом

Философия формировала свои принципы и заключения на базе конкретно-научного материала и создавала методологический фундамент для его интерпретации; специальные научные дисциплины всегда нуждались в философском осмыслении знаний и новых открытий, накапливаемых в процессе их собственного развития.

Характер философский проблем.

Проблема – это вопрос, который органически связан с познавательной поисковой ситуацией, направленной на познание новых явлений, процессов, законов.

  1. проблемы носят всеобщий характер, что следует из самого предмета философии.
  2. это вечные проблемы – на каждом этапе развития общества они воспроизводятся. Но это не значит, что они не имеют решения. Эти задачи имеют решение в конкретную историческую эпоху в зависимости от уровня развития общества: уровня культуры, производства, науки.

Основные типы проблем философии:

1)онтологические, 2)гносеологические, 3)аксиологические, 4)праксеологические, 5)антропологические (жизневоззренческие)

Философия как самосознание культуры.

В философском знании представлены все имеющиеся в человеческой культуре виды знания: они переплетены здесь и дают единое интегральное целое. Таким образом, философское знание есть комплексный, интегральный вид знания. Вся человеческая культура, если посмотреть на нее как на целостность, оказывается состоящей из частей, или сегментов, соответствующих познавательным способностям человека и специфическим предметным областям действительности. Ее общая структура подобна структуре философского знания. Философия – средоточие культуры, ее ядро. И насколько целостным окажется это ядро, настолько будет целостней и вся духовная культура человечества. От процессов синтезирования и интегрирования, которые происходят и будут в дальнейшем происходить в философии, в немалой степени будет зависеть и развертывание интегративных связей внутри культуры.

Источник

Оцените статью