Природа философского знания разделы философии

2.Разделы философского знания. Философия и наука

Философия исследует реальность в целом. Однако структура реальности и человеческого познания вынуждают строить исследование в отдельных аспектах. Ключевым аспектом философского исследования выступает выяснение оснований реальности, оно формирует один из фундаментальных разделов философии – онтологию (учение о предельных основаниях существующего, или о бытии). На нее опирается (а иногда ей предшествует) гносеология (учение о познании) – исследование возможности, способов и границ познания человеком реальности. Эти две дисциплины составляют теоретическое ядро философии: любой раздел философии явно или неявно опирается на тот или иной тип онтологии и гносеологии. Частным случаем онтологии является антропология (учение о человеке) – исследование человеческой природы (сути). Смысловым завершением онтологии, антропологии и гносеологии является этика (учение о принципах человеческого поведения), которая исследует основания и смысл существования человека, природу и границы его свободного действия. Развитием и углублением антропологии и этики (взятых в аспекте истории человеческой коллективности) является социальная философия, которая исследует фундаментальные закономерности и формы общественного развития. Она распадается на такие разделы, как: философия истории, философия религии, философия права, философия культуры, философия техники и др. Развитием и углублением гносеологии являются логика (учение об универсальных формах мышления) и методология (учение о методах познания). Особым аспектом философского исследования является эстетика (учение о прекрасном): вся философия заинтересована в выявлении фундаментальной гармонии, эстетика лишь сужает этот интерес, фокусируя его на исследовании осязаемых проявлений прекрасного.

Онтология

Основной вопрос онтологии [греч. ǒντος – родит.п. от őν – бытие, + λογος – слово, понятие, учение] – о предельных основаниях существующего. Он имеет две формы решения: натурфилософскую и метафизическую. Натурфилософия [лат. natura – природа, philosophia naturalis – философия природы] – умозрительное истолкование природы, которая рассматривается в ее целостности и объясняется через ее собственные свойства. (Логически слабым местом натурфилософии является объяснение целого через его части). Примеры натурфилософских решений вопроса о началах: вода (Фалес, VI в. до н.э.), воздух (Анаксимен, VI в. до н.э.), огонь (Гераклит, VI в. до н.э.), огонь-воздух-вода-земля (Эмпедокл, IV в. до н.э.), атомы (Демокрит, IV в. до н.э.), божественная природа (Б.Спиноза, XVII в.), материя (П.А.Гольбах, XVIII в.), др. Метафизика [греч. μετα τα φυσικα – после физики, т.е. то, что существует за пределами природы] – учение об умозрительных началах существующего, которое утверждает их вне-мирную природу – на том основании, что началом мирового целого может быть лишь нечто, превышающее это целое, выходящее за его пределы. (Трудным местом метафизики является объяснение того, как из не-физического (метафизического) возникает физическое, из единого – многое, из неподвижного – подвижное и т.д.). Примеры метафизических начал: бытие-мысль (Парменид, VI в. до н.э.), царство идей (Платон, V в. до н.э.), единое (Плотин, III в.), трансцедентный личный абсолют – Бог (патристика, схоластика, II – XIV в.в.), монада (Г.В.Ф.Лейбниц, XVII в.), абсолютная идея (Г.В.Ф.Гегель, XIX в.), др.

Читайте также:  Компонентный состав природного газа гост

Источник

Основные разделы философского знания

Несмотря на плюрализм мнений в философии, постепенно складывается система академического философского знания, которая включает такие разделы как:

  1. Онтология (греч. ontos– сущее иlogos– учение, слово) – (от греч. on, род. падеж ontos — сущее и логия — слово, понятие, учение), учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Иногда онтология отождествляется с метафизикой, но чаще рассматривается как ее основополагающая часть, т. е. как метафизика бытия;
  2. Гносеология (греч. gnosis– знание) – теория познания; раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания (ощущений, представлений, понятий) к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности. Обобщая методы и приемы, используемые современной наукой (эксперимент, моделирование, анализ и синтез и т. д.), Теория познания выступает в качестве ее философско-методологической основы;
  3. Этика (греч. ethika, от ethos — обычай, нрав, характер), философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность. Как обозначение особой области исследования термин впервые употребляется Аристотелем. От стоиков идет традиционное деление философии на логику, физику и этику, которая часто понималась как наука о природе человека, т. е. совпадала с антропологией: «Этика» Б. Спинозы — учение о субстанции и ее модусах. Этика — наука о должном в системе И. Канта, который развил идеи т. н. автономной нравственной этики как основанной на внутренних самоочевидных нравственных принципах, противопоставляя ее этике гетерономной, исходящей из каких-либо внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей. В 20 в. М. Шелер и Н. Гартман в противовес кантовской «формальной» этике долга разрабатывали «материальную» (содержательную) этику ценностей. Центральной для этики продолжает оставаться проблема добра и зла;
  4. Эстетика (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный), философская наука, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром, и область художественной деятельности людей. Как особая дисциплина вычленяется в 18 в. у А. Баумгартена, введшего самый термин «эстетика» для обозначения «науки о чувственном знании» — низшей теории познания, дополняющей логику; у И. Канта эстетика — наука о «правилах чувственности вообще». Наряду с этим в немецкой классической эстетике 18 — нач. 19 в. развивается понимание эстетики как философии искусства, закрепляющееся у Г. В. Ф. Гегеля. Основной проблемой философско-эстетической мысли древности, средневековья и в значительной мере Нового времени является проблема прекрасного;
  5. Философскаяантропология (греч. anthropos – человек) – в широком смысле — учение о природе (сущности) человека; в узком — идеалистическое течение в западноевропейской философии 20 в.;
  6. Аксиология (греч. axia – ценность) – философское учение о природе ценностей. Ценность — положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности; положительные и отрицательные ценности.
Читайте также:  Titan quest anniversary edition природа охота

Источник

1.Предмет философии. Специфика философского знания, его разделы и генезис.

Философия – учение об основных принципах и законах бытия. Объект – система мир-человек. Предмет – закономерности бытия, наиболее общие законы и формы движения и развития природы, общества и мышления, пути познания и преобразования бытия человеком.

Философия появилась в 7-5 веках до н.э. как особая область духовной деятельности. Сам термин философос ввел впервые Пифагор(6 веке). Разъяснение содержания и смысла философии принадлежит Платону («софия»-мудрость, «филео»-любить). В определении предмета нет единства, да еще и многообразие школ имеется и эволюция представлений о предмете (началось с охвата всех наук в древности и закончилось охватом «самого общего и предельного» в наши дни).

можно определить предмет философии так ‑ «весь спектр отношений человека и мира в наиболее общем виде (принципы основы), познание предельных оснований природы, человека, общества и культуры».

Специфика философского знания:

1. Философия отвечает на вопрос «почему?», а наука на вопрос «как?».

2. Философия-это знание всеобщего, поскольку каждая наука изучает лишь фрагмент реальности.

3. Философии присуще «диалоговое» мышление, поскольку не отражается значимость самых разных философских шквал течений и направлений.

Специфика философии заключается в том, что она имеет дело с явлениями, уже освоенными культурой, представленными в знании. В свою очередь философия играет важную роль в развитии научных знаний:

• философия разрабатывает систему общих универсальных категорий (причина, следствие, сущность, явление, содержание и т. д.). Каждая наука использует эти категории;

• философия выступает методологией науки;

• философия вносит существенный вклад в разработку научной картины мира;

• философия оказывает на науку и ценностно-этическое воздействие, развивая понимание ответственности ученых, меняя их менталитет

Читайте также:  Контроль загазованности природным газом

Генезис философии (развитие):

1. Философия Др.мира(античная, индийская, китайская)-7 в. до н.э.-3 в. н.э.

2. Философия Средневековья- 4-14 в.( арабомусульманская, европейская).

3. Философия Возрождения — 14-16 в.

4. Философия Нового времени- 17 в.

5. Философия Просвещения-18 в.

6. Немецкая классическая философия- кон 19 в,-перв четв 20 в.

7. Постоклассическая западно-европейская философия — 19-20 в.

Отдельно: отечественная философия.

2. Мировоззрение, его типы и структура. Философия как ядро мировоззрения. Функции философии.

Структура философского знания

1)онтология — учение о бытии;

2)гносеология -учение о познании;

3)логика-учение о законах и формах мышления;

4)социальная философия- учение об обществе;

5)натурфилософия-философское естествознание;

6)философская антропология— учение о человеке;

7)этика— философское учение о морали и нравственности;

8)эстетика- философское учение о прекрасном и безобразном;

9)аксиология — философское учение о ценностях человеческого существования;

10)история философии— (генезис-развитие)

Мировоззрение – система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в нем. В широком смысле – это все взгляды, в узком – самые важные из числа наиболее общих.

Мировоззрение-это исторически развивающийся вместе с человеком и человечеством.

Можно представить в виде пирамиды, в основании которого лежит знание, а на верху находится идеал.

Мировоззрение включает в себя: знания, убеждения, ценности, идеалы, веру, сомнения, любовь и т.д.

Известно 2 уровня мировоззрения:

Ф. является теоретическим ядром мировоззрения. Она стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем.

В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения, опирающихся на веру и фантастические представления о мире, Ф. базируется на научно-теоретических методах постижения действительности, используя особые логические и гносеологические критерии для обоснования своих положений.

Мировоззренческая функция -функция изменяет взгляд на мир.

Гносеологическая (познавательная) одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Методологическая — разрабатывает методы познания мира.

Аксиологическая- помогает формировать систему ценностей.

Прогностическая — выработка путей развития мира.

Критическая — сомнение во всем.

Гуманистическая -поиски ответов на смысл жизни (делает человека человеком).

Интегрирующая функция способствует объединению достижений науки в единое целое.

Воспитательная функция заключается в рекомендации следовать положительным нормам и идеалам нравственности.

Источник

Оцените статью