Природа фирмы в неоклассической и институциональной теориях
Неоклассическая теория фирмы. В основележит стандартный неоклассический подход, разграничивающий функции фирмы и рынка: фирма специализируется на функции производства, обеспечивающей трансформацию ресурсов в продукт, а рынок — на обмене, посредством которого осуществляется размещение (аллокация) ресурсов, с одной стороны и распределение произведенной продукции — с другой. В случае совершенной конкуренциирынок задает фирме соответствующий уровень цен на ресурсы и производительность продукцию, и ее задача состоит в выборе объема производства максимизирующего прибыль. В условиях несовершенной конкуренциив центре внимания фирмы оказывается решение вопроса не только об объеме производства, но и об уровне цены, соответствующей той же целевой функции — максимизации прибыли. Предполагается также, что те фирмы, которые не максимизируют прибыль, под влиянием рыночной конкуренции постепенно уходят из отрасли, уступая место другим.
Такой подход к трактовке фирмы в экономической литературе получил название технологического. В нем фирма выгляди как механизм, выполняющий чисто техническую задачу по преобразованию редких ресурсов в товары и услуги и взаимодействующий с внешней средой (рыночной структурой — ком рентной или монопольной), которая определяет способ максимизации прибыли как целевой функции фирмы. При этом все внимание сосредоточивается на происходящем не внутри «черного ящика», а как бы за его пределами.
Методологическое значениетакой трактовки заключается в объяснении поведения фирмы, определении объема выпуск и цены как в условиях совершенной, так и несовершенно» конкуренции. Другими словами, технологический подход помогает понять проблему ценообразования и определения размеров производственных единиц. Он показывает, что технология (т. е. определенное соотношение факторов производства) выступает как фактор, диктующий больший или меньший мер фирмы.
Инструменты анализа размеров фирмы:
а) экономия от масштаба;
б) экономия от разнообразия.
Экономия от масштабадостигается путем применения крупных предприятиях мощного, высокоспециализированного, а потому эффективного оборудования. В результате обеспечивается снижение средних затрат на единицу продукции.
Экономия от разнообразияимеет место, когда соединением «под одной крышей» нескольких различных видов деятельности также достигается сокращение затрат. Ее источником может послужить использование одного и того же ресурса или одной или одной и той же технологии одновременно в нескольких производственных процессах, а также дополняющий характер спроса. Например бензозаправочной станции нередко организуется мойка, диагностика и даже мелкий ремонт машин, ведется розничная торговля автозапчастями и лакокрасочными материалами и т. д.
Производство достигает оптимальных размеров выпуска при полном исчерпании положительного эффекта от масштаба и разнообразия. Оптимален размер, когда долгосрочные средние издержки достигают минимального значения. Однако если после этого объема средние издержки начинают расти, то фирма может организовать два, три или больше филиалов (предприятий), каждый из которых оптимален для данных технологии и отрасли. Отсюда следует, что фирма и предприятие — не одно и то же. Фирма может включать несколько предприятий, причем самых разных как по сфере деятельности, так и по применяемым технологиям.
ВЫВОД. Технологическая трактовка фирмы представляет не только теоретический интерес, но и практическую ценность. Вместе с тем она не дает ответа на поставленный в начале главы вопрос: почему существуют фирмы? Этот ответ дали представители институциональной теории.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФИРМЫ.В основе данной теории лежит не разграничение функций фирмы и рынка, которое позволяет показать поведение фирмы в соответствии с ее целевой функцией, а сопоставление фирмы и рынка какальтернативных способов координации хозяйственных действий людей.
Различия между рынком и фирмой:
экономические ресурсы обособлены, осуществляет объединение,
рассредоточены между разными централизацию ресурсов;
экономические агенты равноправны; власть между работниками распределяется не равномерно;
поведение всех участников определяется регламентируется функциональными
изменением относительных цен; обязанностями, приказами, поручениями;
действие всех ее участников
объемов производства – конкуренция, об объеме выпуска решается на основе
действующая через механизм цен; сознательного планированием и определяется предпринимателем
Фирма возникает в результате сознательных, согласовать действий экономических агентов, в то время как рынок — продукт спонтанного, стихийного хозяйственного развития, означает, что фирма — коалиция ресурсов, принадлежащих с. личным агентам. В ее состав могут входить поставщики, потребители, акционеры, кредиторы, управляющие, наемный перс нал и т. д., заключающие между собой соответствующие к» тракты. Поэтому данная теория получила еще название трактной теории фирмы.В ее рамках выделяются два основных подхода к объяснению возникновения и природы фирм концепция агентских отношений и концепция трансакционных издержек.
Концепция агентских отношенийрассматривает рынок как совокупность лиц, обменивающихся правами собственно. Поскольку на рынке ресурсы рассредоточены между разными владельцами, то произвести товар или услугу с помощью лишь одного собственника ресурса невозможно. Приходится заключать соглашения и вступать в агентские отношения с множеством обладателей прав собственности на ресурсы.
Агентскими называются отношения, в рамках которых один экономический субъект привлекает другого экономического субъекта для оказания определенных услуг от имени, что предполагает делегирование некоторых п. принятие решений от поручителя (принципала) к исполнителю (агенту).
Главный довод, объясняющий выгодность фирмы в рамках концепции агентских отношений, — синергетический (суммарный) эффект, получаемый ее участниками от кооперации своих действий, т.е. от производства группой (коллективом).
Производство группой становится тогда, когда группа обеспечивает выпуск большего по стоимости продукты, чем это было бы возможно через обособленное производство с помощью рыночного обмена. Иначе говоря, в концепции агентских отношений существование фирмы выводится из экономии на производственных издержках, достигаемой на основе «сложения сил» всех собственников ресурсов.
В концепции трансакционных издержекфирма выступает как инструмент экономии не производственных затрат, а затрат рыночного обмена, которые получили в экономической теории название трансакционных.Следовательно, производственные ресурсы будут интегрироваться в рамках фирмы, если в результате их взаимодействие начнет осуществляться с меньшими трансакционными издержками.
Однако если фирмы позволяют устранить многие трансакционные затраты и фактически сократить суммарные издержки на производство благ, то почему существует рынок? Почему все производство не осуществляется одной гигантской фирмой?
Ответ заключается в том, что любая иерархическая структура, в том числе и фирма, так же не свободна от определенных издержек, как и рынок. Разница лишь в том, что в рамках фирмы (иерархии) эти издержки принимают другой характер — издержек бюрократического контроля.
С увеличением размеров фирмы происходит постепенное сокращение дохода от предпринимательской функции, так как издержки бюрократического контроляна организацию дополнительных хозяйственных действий внутри фирмы будут возрастать. При превышении определенного размера фирма теряет управляемость, так как в силу вступает действие принципа убывающей доходности управления. Затраты на поиск и обработку информации внутри фирмы с помощью системы стимулов, контроля и надзора обходится все дороже и дороже. Именно поэтому организация экономики всей страны по типу «одной гигантской фабрики» и «одной конторы» ведет не к сокращению, а, напротив, к возрастанию трансакционных затрат — в специфической форме затрат бюрократического контроля.
ВЫВОД. Ни у рынка нет абсолютных преимуществ перед организацией (иерархией), ни у организации перед рынком. В каждом случае есть свои плюсы и минусы. Поэтому, когда фирма решает, как организовать ту или иную сделку — обратиться к внешнему поставщику или изыскать внутренний источник, — она должна взвесить издержки и выгоды того и другого вариантов. В этом ключ к решению вопроса об оптимальных размерах фирмы с точки зрения институционального подхода.
Графическая иллюстрация оптимального размерафирмы дана на рис. 8-1. Он определяется точкой Е, в которой предельные затраты на организацию административного контроля внутри фирмы становятся равными предельным затратам использования механизма рынка МС * . В точке равновесия этих издержи общие трансакционные издержки ТС* минимальны. Следовательно, до этой границы выгодна фирма (иерархия), после рынок (разумеется, с учетом конкретных технологических, отраслевых и других условий: оптимальный размер металлургического комбината будет совершенно иным, чем размер нотариальной конторы или туристического агентства).
Взаимодействие собственников ресурсов может характеризоваться большим разнообразием, что обусловливает и разнообразием типов трансакций.
а) общие или специальные (в зависимости от уникальности ресурса);
б) мимолетные или длительные, однократные или постоянно повторяющиеся;
в) слабо — или сильнозависящие от непредвиденного будущего;
г) с легко- или трудноизмеримыми результатами.
Суммарные трансакционные затраты
Источник
9. Неоклассический подход к пониманию фирмы. Его преимущества и недостатки.
Согласно неоклассической теории, фирма – это организация, которая приобретает факторы или услуги факторов производства (коими могут быть рабочие, экскаватор, капитал, интеллектуальная собственность) и организует их трансформацию в некоторые торгуемые товары и услуги, т.е. в те товары и услуги, которые фирма не потребляет сама, а реализует другим экономическим агентам.
Теория фирмы для экономистов в течение длительного времени оставалась нерешенной проблемой. Неоклассическая экономическая теория рассматривала фирму с точки зрения функционирования ценовой системы (попросту пыталась объяснить, как работает ценовой механизм), которая координирует деятельность экономических агентов, принимающих решения независимо друг от друга. Фирма представляется неоклассиками в как «черный ящик», в который поступают экономические ресурсы и из которого выходит готовая продукция (теория выделяет 2 черных ящика – фирму и домашнее хозяйство). Что происходит внутри не известно и не интересно для стандартной экономической теории, поэтому модель и назвали именно «черным ящиком».
Трансформация экономических ресурсов в готовую продукцию производится в соответствии с характером производственной функции. То есть внутренние факторы, связанные в первую очередь с управлением и реализацией проблемы «принципал-агент», не существуют в подобной модели.
В то же время, крупные компании — это огромные хозяйства с тысячами участников, что требует уделять больше внимания внерыночным способам организации трансакций. Поэтому теория фирмы должна исследовать и ответить на вопросы – почему фирма возникает, что определяет ее границы, какова внутренняя организация фирмы и т.д.
У неоклассической теории есть некоторые преимущества, что позволило ей в течение длительного периода времени оставаться доминирующей в экономической науке.
- Она поддается математической формализации
- Полезна для анализа влияния на объем выпускаемой фирмой продукции различных факторов, что может быть использовано в управлении фирмой,
- Может быть использована для анализа поведения фирм в условиях несовершенной конкуренции.
- Она не учитывает влияние организационной структуры и особенностей функционирования внутрифирменного механизма на уровень развития фирмы и благосостояния собственника.
- Игнорирует проблемы, касающиеся внутрифирменного стимулирования. Представляется, что фирма работает как единый механизм, производственная единица, где отношения строятся на полном сотрудничестве и все протекает гладко. То есть не учитывается проблема «принципал-агент» и индивидуальные предпочтения каждого сотрудника. Кроме того, по мере роста фирмы возрастает количество внутрифирменных трансакций, и предпринимателю становится труднее следить за их эффективностью и наиболее оптимальным способом использовать имеющиеся факторы производства.
- Нет объяснения о происхождении фирмы. То есть если вникнуть в суть теории неоклассиков, то можно обнаружить,что у фирмы нет оснований для создания.
- Невозможно четко определить границы фирмы. Она не может объяснить, что происходит при слиянии фирм, например. (это несколько абстрактное понятие, известное практически только в теории. Оно не связано в понятием прибыли и другими показателями производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия)
Источник