7.1. Экономическая природа фирмы.
Одним из основных элементов рыночного хозяйства является фирма.
Фирма (firm) — это экономический субъект, который занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию).
Фирма объединяет ресурсы для производства определенных экономических благ с целью максимизации прибыли.
Стихийный и планомерный порядок. Существуют две основные формы организации экономической деятельности: стихийный порядок и планомерный порядок, предполагающий создание иерархических структур.
Оба обусловливают разделение функций и координацию деятельности между экономическими агентами. Однако в первом случае такая координация осуществляется через рынок, а во втором — путем объединения (кооперации) индивидуальных действий на основе инструкций и распоряжений предпринимателя.
Рынок предполагает обособление средств производства, фирма — их концентрацию. В условиях рынка господствуют косвенные методы контроля, на фирме — прямые.
Рынок исключает диктат, он основывается на экономических стимулах; фирма, наоборот, предполагает единоначалие, основывается на административных формах управления.
Существование фирм в рыночной экономике требует научного объяснения. Если рыночный механизм является достаточно совершенным, то почему возникают фирмы?
Вопрос этот можно сформулировать с точностью до наоборот: если основу современной рыночной экономики составляют фирмы, то почему все общество с течением времени не превращается в одну огромную фирму, которая вытеснила бы рыночный порядок?
Согласно Р. Коузу и его последователям, основу фирмы составляет пучок контрактов между владельцами определенных факторов производства.
Основные типы контрактов. В теории экономических организаций выделяются три основных типа контрактов.
- Классический.
- Неоклассический.
- Отношенческий, или имплицитный.
Классический контракт(classicalcontractlaw)—это двусторонний контракт, основанный на существующих юридических правилах, четко фиксирующий условия сделки и предполагающий санкции в случае невыполнения этих условий.Неоклассический контракт(neoclassicalcontractlaw)—это долгосрочный контракт в условиях неопределенности, когда невозможно заранее предвидеть все последствия заключаемой сделки.Отношенческий, или имплицитный, контракт(relationalcontracting)—это долгосрочный взаимовыгодный контракт, в котором неформальные условия преобладают над формальными.Природа фирмы. В современной неоинституциональной теории под фирмой(firm) понимается коалиция владельцев факторов производства, связанных между собой сетью контрактов, в результате чего достигается минимизация трансакционных издержек. Система контрактов заключается между владельцами определенных ресурсов. Общие ресурсы—это ресурсы, ценность которых не зависит от нахождения в данной фирме: и внутри, и вне ее они оцениваются одинаково.Специфические ресурсы—это ресурсы, ценность которых внутри фирмы выше, чем вне ее.Интерспецифические ресурсы—взаимодополняемые, взаимоуникальные ресурсы, максимальная ценность которых достигается только в данной фирме и посредством нее. Если фирма распадается, то каждый из интерспецифических ресурсов не сможет найти адекватной замены на рынке или в рамках другой организации. Сердцевину фирмы составляет долговременный отношенческий контракт, заключенный между собственниками интерспецифических ресурсов. Наличие интерспецифических и специфических ресурсов в фирме позволяет экономить трансакционные издержки, а их владельцам — получать экономическую прибыль (квазиренту). Такая трактовка природы фирмы позволяет объяснить многообразие форм современных фирм. Уникальность вступающих в коалицию интерспецифических ресурсов и многообразие трансакционных издержек объясняют специфику форм контрактов, лежащих в основе разнообразных видов современных фирм. Многообразие способов минимизации трансакционных издержек предопределяет, по мнению сторонников неоинституционального подхода, многообразие фирм. Анализ экономических организаций: основные концепции. Рассмотрим основные современные подходы к анализу экономических организаций. Все существующие экономические теории с известной долей условности можно вслед за О. Уильямсоном разделить на две большие группы: технологические и организационные. Первую составляют те, которые подходят к фирме как к конкретизации теории производства и рассматривают ее через призму производственных функций, Х-эффективности и других производственных связей. Вторая группа теорий рассматривает фирму прежде всего как сеть контрактов, как организацию, как институт (см. рис. 7.1). Рис. 7.1. Основные подходы к анализу экономических организаций («дерево институционализма») Институциональная парадигма может быть, в свою очередь, разбита на два основных течения. Первое анализирует организации «извне» через институциональную среду, т. е. исследует социальные, юридические и политические «правила игры», без которых невозможно понять особенности функционирования и развития экономических организаций, их роль в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг. В рамках этого направления теория прав собственности изучает институциональную среду деятельности экономических организаций в частном секторе экономики, а теория общественного выбора — институциональную среду деятельности индивидов и организации в общественном секторе (такой подход, естественно, является упрощением, концентрирующим внимание на главном направлении исследований указанных теорий). Второе направление институционализма исследует организации прежде всего «изнутри», т. е. через систему соглашений, контрактов. Теория агентов (принципала-агента) концентрирует свое внимание на предварительных предпосылках (побудительных мотивах) контрактов (ex ante), а теория трансакционной экономики — на уже реализованных соглашениях (ex post), выражающихся в различных управленческих структурах.
Источник
11.Экономическая природа фирмы. Основные типы деловых предприятий.
Фирма – структура, осуществляющая трансформацию факторов производства в экономические блага.
Фирма — это экономический субъект, который занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию).
Фирма объединяет ресурсы для производства определенных экономических благ с целью максимизации прибыли.
В экономической теории существуют два основных подхода к рассмотрению природы фирмы: неоклассический и институциональный.
Основным критерии деления неоклассического и институционального подходов является характеристика различных видов издержек, которые несет фирма в процессе создания экономических благ.
Неоклассическая теория фирмы:
- Фирма имеет трансформационную природу
- Фирма – рыночный субъект, в рамках которого осуществляется использование факторов производства с целью создания определенных ценностей
- Роль фирмы – преобразование редких ресурсов в полезные блага
- Основана на трансакционных (непроизводственных) издержках, под которыми понимаются затраты на осуществление всех форм деловых взаимодействий.
- Представители: Рокальд Коус
- Фирма – реакция на рыночный порядок с целью минимизации трансакционных издержек
- В рамках фирмы снижается возможность поиска односторонних преимуществ каждой из взаимодействующих сторон за счет другой стороны
- Возникновение непредвиденных обстоятельств в рамках фирмы не вызывает острых споров между сотрудниками и руководством
- Для осуществления своих планов фирма использует дорогостоящие ресурсы, что объединяет всех участников для успешного выполнения поставленной задачи.
- Издержки выявления альтернатив
- Хозяйственной деятельности
- Измерения полезных свойств товаров и услуг
- Ведение переговоров и заключение контрактов
- Спецификации и защиты прав собственности
- Оппортунистического поведения (поведение, заключающееся в стремлении реализовать собственные интересы, проявляя коварство)
Система контрактов заключается между владельцами определенных ресурсов:
- Общие ресурсы — это ресурсы, ценность которых не зависит от нахождения в данной фирме: и внутри, и вне ее они оцениваются одинаково.
- Специфические ресурсы — это ресурсы, ценность которых внутри фирмы выше, чем вне ее.
- Интерспецифические ресурсы — взаимодополняемые, взаимоуникальные ресурсы, максимальная ценность которых достигается только в данной фирме и посредством нее.
Институциональный капитал представлен в форме корпоративной культуры, под которой понимается система норм, правил и традиций, возникающих в рамках конкретной фирмы.
Уровень корпоративной культуры определяет переговорную силу.
В рамках институциональной теории фирма выступает инструментом снижения трансакционных издержек.
Основными формами деловых предприятий являются частнопредпринимательские фирмы, партнерства и корпорации.
Частнопредпринимательская фирма — это фирма, владелец которой самостоятельно ведет дела в собственных интересах; управляет ею, получает всю прибыль (остаточный доход) и несет персональную ответственность по всем ее обязательствам (т. е. является субъектом неограниченной ответственности).
Собственник классической фирмы является центральной фигурой, с которой владельцы всех остальных ресурсов заключают контракты. Он обладает правом найма и увольнения, т. е. контролирует поведение всех остальных членов команды. Поэтому он получает весь остаточный доход — всю прибыль за вычетом издержек по ведению дела. Наконец, он вправе продать все, чем он обладает, передать все свои права другому лицу. Обычно собственником классической фирмы является владелец наиболее важного (интерспецифического) ресурса. Таким интерспецифическим ресурсом может быть как физический, так и человеческий капитал.
Несомненными достоинствами частнопредпринимательской фирмы являются:
1) простота организации (учреждения, управления, ликвидации бизнеса)
2) свобода действий (не связанная с необходимостью согласования в принятии решений…)
3) сильный экономический стимул (получение всей прибыли одним лицом и свободное ее использование)
4) Не платят налог на имущество, используемое в предпринимательской деятельности
Среди очевидных недостатков частнопредпринимательской фирмы следует назвать в первую очередь:
1) ограниченность финансовых и материальных ресурсов (связанная как с недостатком средств собственника фирмы, так и с трудностью получения кредитов);
2) отсутствие развитой системы внутренней специализации производственных и управленческих функций (особенно в условиях мелкого и среднего производства, наиболее типичного для данной формы собственности);
3) отвечает по обязательствам своим имуществом
4) требуется постоянное личное участие
Партнерство – это фирма, организованная рядом лиц, совместно владеющих и управляющих предприятием.
Основнные права здесь принадлежат всем партнерам. Они осуществляют эффективный контроль за деятельностью друг друга.
В ряде случаев возникают партнерства с ограниченной ответственностью. Это означает, что наряду с основными участниками, полностью отвечающими за деятельность фирмы, имеются партнеры, ответственность которых ограничивается суммой, вложенной в дело (партнеры с ограниченной ответственностью).
- Относительная простота регистрации при создании
- Большие возможности привлечения финансовых ресурсов по сравнению с ИП.
- Специализация владельцев на отдельных участках управления фирмой
- Несут ответственность своим имуществом
- Возможные разногласия между партнерами по реализации прав собственности
- Проблема «принципал-агент» (когда функции управления передаются собственниками наемному руководителю)
Корпорация — это фирма, имеющая форму юридического лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в данное предприятие.
Корпорация — общество, основанное на паях. Покупая ценные бумаги (акции и облигации), индивиды (домохозяйства) становятся собственниками корпорации.
Корпорация существует независимо от ее владельцев — акционеров. Если им не нравится проводимая корпорацией политика, они вправе продать свой пай, но, как правило, не в состоянии ликвидировать компанию как таковую. Поэтому современные корпорации характеризуются известной стабильностью. Они сохраняют свои специфические ресурсы независимо от воли и желания отдельных акционеров.
- Возможность привлечения значительных ресурсов для целей своего развития (выпуск акций, облигаций)
- Ограниченная ответственность акционеров (в пределах внесенного пая)
- Сложная процедура регистрации и отчетности перед государственными органами
- Проблема «принципал — агент»
- Двойное налогообложение прибыли
- Корпорации открывают широкий простор для всевозможных злоупотреблений. Возникает разрыв между функцией собственности и функцией управления. (больше власти у держателей контрольного пакета акций)
Источник