Природа форма человеческого бытия философия

22. Природа как основа человеческого бытия

Одним из объектов исследования философии выступает общество в его непрерывном изменении и развитии. Но общество не существует само по себе. Выделившись из природы, оно взаимодействует с ней. Природа выступает как среда существования, постоянное условие бытия человека. Поэтому понятен теоретический и практический интерес человека к природе, которая стала предметом изучения многих наук (космологии, географии, биологии, физики, химии и др.). Философия исследует природу под особым углом зрения, выделяя ряд социально-философских и собственно с о ц и о л о ч и ч е с к и х проблем, а именно: в чем состоят сходство и отличия природы и общества; каков характер взаимосвязи между ними; каковы основные направления и перспективы такой взаимосвязи.

Термин ≪природа≫ в научной литературе употребляется в двух значениях — в широком и узком (схема 10.J). В широком понимании слова ≪природа≫ — это бытие, Вселенная, объективный мир в бесконечном многообразии его форм. В этом значении общество является частью природы. В более узком понимании ≪природа≫ — это часть объективного мира, с которой взаимодействует общество. В философии ее преимущественно называют природной (географической) средой. Понятие ≪природная среда≫ имеет важный практический смысл, потому что акцентирует внимание на той части природы, в центре которой находится человек и которая является средой его обитания.

Природа — это все досоциальные ступени развития материи, а общество ее наивысшая ступень. Общество — это часть материального мира, отделившаяся от природы и представляющая собой форму исторически развивающейся жизнедеятельности людей. Но, став особой формой движения материи, общество не порывает своих отношений с природной средой. Они пребывают в органической связи и единстве. Это проявляется, во-первых, в том, что общество возникло как продукт природы, в результате ее длительной

Важнейшее различие общества и природы находит свое выражение в принципиальном отличии человеческого труда от дея телъности животных. Первым и главным здесь является то, что человек активно влияет на природу, а не просто приспосабливается к ней, что характерно для животных. Человеческий труд предусматривает системное использование орудий труда, самое главное — производство для удовлетворения постоянно возрастающих потребностей. Следующее отличие человеческого труда заключается в его целенаправленности. Животное строит так, как генетически побуждает его природа. Человек же сначала моделирует будущий результат творчества в сознании, а затем благодаря труду переносит его в реальность. Еще одно отличие человеческого труда заключается в том, что он с самого начала имеет общественный характер и немыслим вне общества.

Читайте также:  Оценка обстановки при чрезвычайных ситуациях природного характера

Всю историю взаимодействия общества и природы подразделяют на четыре периода:

23. Философия как категориальный синтез человеческой культуры

24. Ф-я и экономическое мышление. Взаимосвязь категорий ф-и и эк-ки.

Экономическая сфера – базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя:

  • производство;
  • распределение;
  • обмен;
  • потребление материальных благ (содержание экономической сферы).

Экономическая сфера существует в следующих формах:

  • экономическое пространство – то, в котором происходит хозяйственная жизнь;
  • деятельность институтов управления экономикой;
  • способ производства материальных благ.

Способ производства материальных благ имеет две составляющие:

  • производительные силы– люди с их знаниями, умениями, трудовыми навыками и средства производства.
  • производственные отношения — отношения между людьми в процессе производства.

Средства производства включают в себя все, с помощью чего осуществляется производство:

  • отношения собственности, особенно на средства производства. Это определяющий элемент производственных отношений – поскольку тот, кто обладает средствами производства, на деле является хозяином экономики и диктует условия, в то время как все остальные, не являющиеся собственниками средств производства, вынуждены предлагать свои трудовые услуги собственникам за заработную плату;
  • отношения обмена деятельностью на базе разделения труда;
  • отношения по поводу распределения производственных материальных благ.
  • Значение материального производства (экономической сферы жизни общества) в том, что оно:
  • создает материальную базу существования общества;
  • способствует решению проблем, стоящих перед обществом;
  • непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы);
  • влияет на политические процессы;
  • влияет на духовную сферу – как непосредственно (на содержание), так и на инфраструктуру, носитель духовной сферы (школы, библиотеки, театры, книги).

25. Философия и искусство. Гуманистическая функция философии

Философия и искусство соотносятся через феномен творчества.Философия, как и искусство, есть творчество, причем часто и художественное. Не случайно такие имена как Платон, Августин, Ницше, Соловьев, Сартр одинаково принадлежат как философии, так и литературе. Философская и художественная интуиция одинаково исходят из того, что человеческая жизнь имеет особый статус в мире, не сводится только к случайностям ее эмпирического существования, и может иметь непреходящий, высший смысл.

Из философского творчества, так же как и из художественного, невозможно удалить элемент живого присутствия человека-творца, его собственное видение мира. Однако личностное творческое начало в философии и искусстве направлены по-разному. В искусстве – это самовыражение художника через создание образа. В философии – это «авторское» внедрение философа в философскую традицию через созданиеконцепции (системы понимания, понятий), стремящейся к объясненности, доказательности, истинности.

Образ и концепция – две различные «единицы» творчества. Они определяют различные ритмы, правила, цели творческого процесса в искусстве и философии. В отличие от творчества в искусстве, философское творчество стремится, по словам голландского философа Б. Спинозы, «не плакать, не смеяться, но понимать!»

Гуманистическая функция философии направлена на воспитание личности в духе гуманизма, научно обосновывающего пути освобождения человека, его дальнейшего совершенствования. Собственно, философия и началась с обдумывания смысла человеческой жизни и заявила об этом знаменитым античным афоризмом о Человеке как мере всех вещей. Античные философы, философы эпохи Возрождения, французские материалисты XVIII века, Маркс и Энгельс, экзистенциалисты — все они имеют в фокусе своего мировоззрения человека как чувствующее, мыслящее и творящее существо. Каждый из классиков философии, каждое направление, развивая учение о человеке, проявляли новую, важную грань. Это наследие предстает, как попытка всесторонне решить проблему человека в окружающем его мире. Три исчерпывающих вопроса об этом Иммануил Кант сформулировал в своей Критике чистого разума как:

Читайте также:  Министерство природных ресурсов ставропольского края график работы

3. На что я могу надеяться?

Кант утверждал, что в этих вопросах объединяются «все интересы моего разума (и спекулятивные и практические)».Несколько слов об общекультурной функции философии. Сегодня философия является важнейшим элементом культуры человечества, способным саккомулировать весь мировой багаж знаний и тем или иным образом повлиять на любую из отраслей культуры. Никогда не считался культурным человек, философски не «подкованный», а человек, занимающийся философией «профессионально» — личность совершенно особенная. О нем говорит Кант в «Логике»: «. Философия есть идея совершенной мудрости, указывающей нам последние цели человеческого разума. Философ должен определить:

1) источник человеческого знания

2) объем возможного и полезного применения всякого знания и, наконец,

Источник

18.Природа,общество,человек как объекты философского анализа.

Природа, в предельно широком значении — все сущее, существующее в бесконечном многообразии своих проявлений. В этом смысле понятие «природа» выступает как синоним понятий Вселенная, материя, бытие, объективная реальность.

Общество — в широком смысле используется в философской и социологической литературе для обозначения всей совокупности исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

В своем развитии (эволюции) от простого к сложному, от низшего к высшему природа проходит ряд ступеней, которым соответствуют определенные структурные уровни материи. Самый существенный скачок в развитии природы связан с возникновением и развитием общества, которое есть (обособившаяся) часть природы в широком смысле слова. Общество, формируясь на основе биосферы, приобретает ряд принципиально новых черт и потому оно есть особая часть природы, относительно противопоставленная всей остальной природе.

Общество выступает как особая, высшая ступень развития живых систем, которая проявляется в функционировании и развитии социальных организаций, институтов, групп.

Специфика взаимосвязи природы и общества приводит к употреблению термина «природа» в более узком значении, в котором он обозначает относительно противостоящую обществу природу; природа в этом плане — синоним природной среды (на земном шаре — географической среды)

19.Становление философии.Философия и мифология.

Мифологию можно определить как синкретичную форму общественного сознания, характерную для этапа потребляющего хозяйства в истории человечества.

Читайте также:  Природа командорского архипелага rtg

Синкретичность мифологического сознания проявляется в 2 аспектах. Во-первых, имеет место неразличение сфер естественного и сверхъестественного, объективного и субъективного, реального и искусственного; все эти сферы еще не осмысливаются как самостоятельные, на этом этапе даже нет соответствующих слов для их обозначения, но все как бы находится во всем, человек еще не выделяет себя из мира и не дифференцирует его, мир выступает как некая, немеющая внутренних границ, сплошность. Второй аспект, по сути дела, есть не что иное как следствие первого. Мифология синкретична и в том смысле, что на ее уровне не приходится говорить о наличии отдельных дифференцированных форм общественного сознания.

Основным элементом мифологического сознания является миф. Миф — весьма своеобразный феномен, специфику которого можно определить следующим образом: миф — субъективное образование, имеющее для своего носителя статус объективной реальности.

По своему содержанию древние мифы, составляющие базис мифологии как формы общественного сознания, как правило, представляют собой повествование о переходе «хаос — порядок». Такой переход прослеживается на различных уровнях: на космическом уровне (возникновение земли, неба, солнца, звезд), на уровне земной природы (возникновение морей, рек, гор, лесов, растений, животных), на уровне общества (возникновение различных социальных институтов, социальных установлений и традиций).

Философия возникла с перенесением основного внимания на человека в его отношении к миру, т.е. на человека, познающего, преобразующего и творящего мир. С течением истории конкретное наполнение этой общей специфики философского предмета неоднократно обновлялось, наполнялось новыми смысловыми нюансами, но всегда в основе философского знания лежала установка на выяснение связи между человеком и миром, т.е. на выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком. Философия — это, таким образом, не просто новая дисциплина, а еще и специфический тип мышления и даже своего рода философский эмоциональный настрой, система мировоззрения чувств.

Философия выступает особым самосознанием культуры. Она активно воздействует на ее развитие и подготавливает становление новых форм социальной жизни.

Генерируя категориальные модели возможных человеческих миров, философия в этом процессе попутно вырабатывает и категориальные схемы, способные обеспечить постижение объектов принципиально новой системной организации по сравнению с теми, которые осваивает наука и практика соответствующей исторической эпохи.

Сталкиваясь с такими объектами, наука в качестве необходимых средств решения своих проблем селективно заимствует выработанные философией категориальные смыслы. Философский анализ выступает в этом процессе целенаправляющим для методологии научного поиска. Вместе с тем полученные в ходе этого поиска фундаментальные знания должны быть приняты культурой, включены в поток культурной трансляции. Их состыковку с господствующими в культуре мировоззренческими установками обеспечивает философское обоснование. Благодаря именно ему, необычные для здравого смысла представления о мире, вырабатываемые наукой, обретают свое понимание.

Источник

Оцените статью