Природа гончаров е в

Природа гончаров е в

На основе полученных во время опроса данных, Е.И. Тихеева рекомендовала строить занятия с детьми. Элементами их могут быть: 1) наблюдения красоты в природе в общем и в частностях; 2) художественное музыкальное восприятие; 3) слушание –художественных сказок и других литературных произведений; 4) произведения живописи.

Заслуживают внимания рекомендации Е.И. Тихеевой по проведению экскурсий в природу с детьми: сначала необходимо предоставить детям возможность собственными глазами увидеть лес во всей его красоте и разнообразии издалека, затем услышать звуки леса, обонять его запахи. То есть, необходимо сначала создать общее целостное впечатление от объекта, не отвлекать внимание частностями и подробностями. А затем обращать внимание на детали.

В заключение экскурсии Е.И. Тихеева предлагает принести из лесу природный материал домой и использовать его для разнообразных дидактических игр и занятий.

Е.И. Тихеева предъявляет высокие требования к личности воспитателя и его подготовке к работе с детьми: «Приобретайте знание природы в ее наиболее распространенных явлениях, доступных наблюдению маленького ребенка, и навыки к этим явлениям его подводить.

Черпайте знания о природе, откуда возможно, идите в природу, вначале без детей, с целью практического деятельностного изучения ее. А потом передадите это детям». (СНОСКА: Тихеева Е.И. Организация детского сада и детского дома. М., 1923. С.68)

Е.И. Тихеева разработала план-программу ознакомления дошкольников с природой, в которой выделила разделы: времена года, животный и растительный мир, наблюдение труда людей в природе. Она считала, что каждый педагог, познакомившись с окружающей обстановкой, основательно разобравшись в ней и распределив материал соответственно педагогическим целям и задачам, должен составить подробный план-программу для каждой возрастной группы в отдельности. (См. приложение 5).

Определенный интерес представляют рекомендации Е.И. Тихеевой по использованию загадок о природе в работе с дошкольниками.

Источник

Авторская программа экологического воспитания старших дошкольников «Дом под крышей голубой» (стр. 1 )

Целью программы является развитие экологической воспитанности дошкольников на основе историко-географических и природных особенностей, традиционного и современного природопользования региона с учетом особенностей этнических культур.

Основные задачи программы: 1) развитие у детей представлений через изучение историко-географических факторов территории Ханты-Мансийского округа, разнообразия растительного и животного мира округа, сезонных изменений в природе, взаимодействия человека с природой в условиях округа, здоровья чело- века в условиях Севера России; 2) подготовка дошкольников к реализации деятельностного подхода к решению доступных экологических проблем; 3) развитие потребностей у детей в здоровом образе жизни; 4) воспитание экогуманистического подхода к природе, человеку, обществу на основе уникальности социально- экономических процессов Ханты-Мансийского округа.

Решение этих задач основывается на следующих принципах:

Читайте также:  Меры сохранения природы человеком

1) научности; 2) системности; 3) целостности; 4) гуманизма; 5) регионализации экологического образования; 6) непрерывности; 7) преемственности.

Программа включает пять разделов. I раздел «Где мы живем?» открывает программу. Основной его задачей является формирование представлений детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывают темы: местоположение города (села, поселка), климат округа, наш город (район, округ) на карте мира, почва, полезные ископаемые.

Читайте также: Роль устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Опыт работы воспитателя МБДОУ детского сада 1 Полянской Елены Анатольевны. — презентация

Во II разделе «Многообразие растительного и животного мира Ханты-Мансийского автономного округа» дается характеристика основных групп животных и растений округа, среды обитания; упоминаются основные представители разных групп животных и растений леса, болота, водоема, луга.

Включение III раздела «Сезонные изменения в природе Ханты-Мансийского автономного округа» обусловлено тем, что он является связующим звеном между представлением дошкольников о животном и растительном мире и о месте расположения его малой Родины. Детям даются представления о листопаде, сезонных перелетах птиц и линьке животных, других сезонных явлениях в природе.

Содержание IV раздела «Природа и человек в условиях Ханты-Мансийского автономного округа» информирует о положительных и отрицательных формах взаимодействия с природой через изучение опыта традиционного природопользования народов Севера. Дети знакомятся с правилами поведения в природе, узнают о заказниках, заповедниках округа, целях их создания. Дошкольникам также дается представление об опасностях, возникающих в природе естественным образом, и опасностях, связанных с деятельностью человека.

Раздел V «Человек и его здоровье». В условиях сурового климата и экологического неблагополучия одной из важнейших задач является формирование мотивов поведения ребенка, необходимость обучения быть здоровыми, формирование поведенческих навыков здорового образа жизни, умение применять для укрепления здоровья оздоровительную силу природы своего края.

К программе прилагаются методические рекомендации, которые помогут педагогам в планировании и организации экологического образования дошкольников 3—7 лет, рабочие тетради к каждой возрастной группе для детей и родителей [1;с.136-137].

Программа «Кроха»

«Кроха» — программа воспитания самых маленьких (детей раннего возраста) в семье и детском саду. Е. Ф. Терентьева (автор раздела программы) выделяет ряд обстоятельств, которые взрослые могут использовать для приобщения детей к природе. Если в помещении (дома или в детском саду) имеются растения, животные, взрослые могут привлечь детей к наблюдениям и совместному уходу, вызвать у них эмоциональный отклик на красоту и разные проявления живых существ. Целый мир открывается детям из окна помещения — взрослый многое может показать малышу. Прогулки также можно использовать для экологического воспитания. Автор дает рекомендации о том, что и как можно наблюдать с детьми в разные сезоны, как проводить с ними игры на природе и с природным материалом [5].

Программа «Развитие»

Программа «Развитие», разработанная коллективом детских психологов, нацелена на развитие интеллектуальных и художественных способностей дошкольников, которые понимаются как ориентировочные действия с образными средствами решения задач. Развитые способности помогают ребенку самостоятельно ориентироваться в новых ситуациях, находить нужные решения, осмысленно относиться к собственной деятельности. На основе сформированных в младшем дошкольном возрасте сенсорных способностей в среднем и старшем дошкольном возрасте развивается способность к наглядному моделированию. Ознакомление с природой, включенное в программу «Развитие», является одним из средств развития разных способностей детей и не ставит задач их экологического воспитания. Дети обучаются простейшим формам символического отражения объектов природы, их состояния, изменения, взаимосвязей. В программе имеется образовательная тенденция к экологическому воспитанию дошкольников [5].

Читайте также:  Изменения природы весной 3 класс

Программа «Детство»

В программе «Детство», созданной в Санкт-Петербургском государственном педагогическом университете, раздел «Ребенок открывает для себя мир природы» предполагает обстоятельное знакомство детей с самыми различными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ.

Программный материал (для каждого возраста) включает четыре содержательных блока:

Первый — сведения о растениях, животных как представителях живой природы; дети познают особенности внешнего строения и жизненных функций организма (питание, дыхание и пр.), перед ними раскрываются связи живых существ со средой обитания, их неповторимость.

Второй блок раскрывает перед детьми механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания; дети подробно знакомятся со свойствами различных сред, у них формируется представление о группах животных, проживающих в однородной среде.

Третий блок — знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных; дети получают представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса.

Четвертый блок-знания экосистемного характера; дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе, их взаимозависимостью. Дети узнают также, что человек может по-разному воздействовать на сообщества живых организмов — может их разрушать, а может поддерживать.

Таким образом, «Детство» — это программа не только обогащенного многогранного развития личности дошкольника, это комплексная программа с экологическим уклоном, обеспечивающая ребенку одновременно всестороннее развитие и формирование начальной стадии экологического мировоззрения. Такое сочетание может способствовать в дальнейшем (при условии непрерывности экологического образования) развитию полноценного экологического сознания, которое будет определять деятельность взрослого человека в быту, на отдыхе и на производстве [5;с.119].

Программа «Радуга»

В программе «Радуга» — «Мир природы» (подраздел программы) является составляющей познавательного развития детей, в рамках которого им дают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношение к окружающему миру, что создает у детей образ мира, целостное представление об окружающем. В методическом материале программы имеется значительное количество занятий о растениях, животных, о планете Земля и строении Солнечной системы. Детям дается много географических знаний и экзотических сведений (о природе Африки, о динозаврах и др.), на основе сезонных наблюдений составляются «портреты» каждого месяца, детей знакомят с историей часов, календарей, глобусов. Дошкольники получают много интересных знаний, но недостаточно — экологических. Дети учатся созерцать природу, эмоционально откликаться на ее состояние, но важно и осмысливать увиденное, понимать, что оно означает. В программу включены привлекательные в познавательном отношении факты о мире и о природе, но они не могут обеспечить детям понимания природы, непосредственно окружающей ребенка, выработать ценностное отношение к ней. Не может способствовать этому и частое использование словесного метода —рассказа воспитателя, объяснения вместо наблюдений [5].

Читайте также:  Какова основные методы изучения природы

Программа «Мы — земляне» (автор Н.Вересова)

Программа является одной из попыток реализации в практике дошкольного воспитания идей гуманитарного подхода к экологии.

Основная цель программы — создание условий для становления основ экологического сознания у старших дошкольников. Автор считает, что в основе сознания лежит ценностное отношение личностных смыслов. Экос — дом, логос — наука, смысл. Отношение к дому, как к безусловной ценности, и в связи с этим осмысление своего места и роли в мире, осознание своей ответственности за него — именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка.

Задачи программы: 1) обеспечение условий для выработки смысловых позиций, важнейшая из которых — позиция землянина, наследника, рачительного хозяина и защитника своего дома — Земли; 2) творческое самовыражение ребенка и педагога. Культура накопила не только систему ценностей — смыслов, но и средства их выражения. На занятиях ребенок и взрослый открывают и поэтапно осваивают эти средства (через игру, сказки, живопись, фольклор) и начинают их использовать, создавая маленькие шедевры (загадки, стихи, рисунки и т.д.); 3) развитие способностей ребенка. Эта задача решается через использование в программе идей формирования понятий на основе содержательных обобщений (В.В.Давыдов); 4) обогащение детей знаниями из разных областей науки, техники, литературы и искусства.

Программа имеет ряд особенностей:

— игровой характер. Занятия проводятся не в форме игры, но являются спонтанной и свободной игрой для ребенка и воспитателя. Игра создается совместно, не всегда по заранее намеченному плану или сценарию. Не обучать, играя, а строить игру как способ образования — в этом особая роль педагога;

— открытость. Дети и педагоги не могут не изменять ее содержания в соответствии с частными уровнями. Невозможно любить и беречь абстракции;

— вариативность. Предлагаемые конспекты занятий есть варианты «отработанные», проверенные и доказавшие свою эффективность. Но это сценарий, а какова будет пьеса — зависит от педагога и детей.

И все же, считает автор, чтобы занятие осталось целостным, должна быть сохранена инвариантная основа программы. В ней содержатся два компонента: а) содержательный — основные экологические понятия и смысловые позиции, раскрываемые на данном занятии. В системе этих понятий заключается внутренняя логика самой программы, нарушение которой снижает ее потенциал; б) технологический инвариант состоит в построении про граммы на основе психологических закономерностей развития, становления сознания[1;с.140-143].

Анализ комплексных программ:

Источник

Оцените статью