5.1Природа группы
Эффективность деятельности организации определяется не только усилиями отдельных людей, а в большей степени результативностью их совместной деятельности. Человек выполняет свои трудовые обязанности во взаимодействии с другими, являясь членом группы, в рамках которой он работает. Решение проблем, стоящих перед группой требует совместных усилии «модем», обладающих различными знаниями, квалификацией, опытом, профессиональной подготовкой. Однако для достижения эффективных результатов совместной деятельности необходимо правильно сформировать группу и научить всех ее членов навыкам совместной работы, а также умению объединять и концентрировать усилия на решении общих задач. Участвуя в работе группы, человек может существенно изменить свое личностное поведение. Это обусловливает важность изучения проблем формирования и функционирования групп.
5.2Понятие группы. Классификация групп
Группа — относительно обособленное объединение определенного количества людей (двое и более), взаимодействующих, взаимозависимых и взаимовлияющих друг па друга для достижения конкретных целей, выполняющих разные обязанности, зависящих друг от друга, координирующих совместную деятельность и рассматривающих себя как часть единого целого. Группы классифицируются по различным признакам Классификация групп
Сфера совместной деятельности
Степень формализации (принцип создания)
Целевые (проектные), функциональные, по интересам, дружеские
Характер вхождения индивида в группу
Референтные, нереферентные (группы принадлежности)
Большие группы — социальные общности людей, существующие в масштабах всею общества (страны) и выделенные на основе различных типов социальных связен, не предполагающие обязательных личных контактов. К ним относят, например, классы, нации, общественные организации, возрастные группы. Малые группы — немногочисленные но составу группы людей, объединенных совместной деятельностью и находящихся в непосредственном личном общении и взаимодействии. Формальные группы — группы, созданные но решению руководства в структуре организации для выполнения определенных задач, их деятельность способствует достижению целен организации. Они функционируют в соответствии с заранее установленными официально утвержденными положениями, инструкциями, уставами. Неформальные группы — группы, создаваемые членам и организации в соответствии с их взаимными симпатиями и антипатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками для удовлетворения социальных потребностей и общения людей. Управленческие группы — группы работников, выполняющие функции управления. Разновидностями этих групп могут быть командная группа руководителей, прежде всего команда менеджеров высшего звена, а также комитеты. Главное в таких группах — совместное, коллективное принятие решении. И командные группы, и комитеты должны эффективно работать как единый сложный механизм. Производственные группы — группы работников, непосредственно занимающихся производственной деятельностью, совместно выполняющие конкретное производственное задание. Целевые (проектные) группы — группы, созданные для достижении определенной цели. При достижении цели группа может быть расформирована или си поручается работа над новым проектом. Функциональные группы — группы, ориентированные на долговременное выполнение определенной функции. Группы, созданные по интересам и на основе дружбы (дружеские), — объединяют интересных друг другу людей, имеющих общие увлечения и поддерживающих дружеские отношения. Возникая на работе, они часто выходят за рамки рабочей деятельности. Группы но интересам и дружеские группы являются разновидностями неформальных групп. Постоянные группы — группы, члены которых решают определенные задачи как часть своих должностных обязанностей; придают организации устойчивость. Временные группы — группы, которые формируются для выполнения краткосрочных разовых задач. Степень развития группы определяется психологической общностью, сложившейся структурой, четким распределением обязанностей и ролей, степенью сплоченности членов группы. Высокоразвитые группы — группы, давно созданные, их отличает единство целей и общих интересов, устойчивая система отношений между ее членами, высокая сплоченность и т. д. Слаборазвитые группы — группы, характеризующиеся недостаточным развитием или отсутствием психологической общности, сложившейся структуры, четкого распределения обязанностей, низкой сплоченностью. Эти группы, находящиеся па начальном этапе своего существования, называют также диффузными. Референтные гриппы — группы, к которым человек хотел бы принадлежать, с которыми он себя отождествляет, па которые ориентируется в своих интересах, симпатиях и антипатиях — их называют также эталонными. С их помощью человек сравнивает свое поведение с поведением других и оценивает его. Нереферентные группы (группы принадлежности) — группы, в которых люди реально состоят, проходят обучение или трудятся. Реальные группы — группы, фактически существующие в пространстве и времени и объединенные реальными отношениями. Условные гриппы — группы людей, условно объединенных для целей конкретного исследования по определенному признаку, например, по полу, возрасту и т. и.
Источник
Сущность групп: понятие, природа, классификация
Проблема групп, в которые объединяются люди в процессе своей деятельности, — важнейший вопрос не только социальной психологии, но также теории и практики управления. Важно учитывать следующее: от влияния группы во многом зависит эффективность деятельности ее членов, их отношение к работе и руководству. Поэтому при правильном подходе группы можно использовать в качестве фактора воздействия на персонал в интересах организации. Для руководителя важно понимать динамику развития и функционирования групп.
Понимание организации как совокупности людей или как совокупности групп приведет нас к разным способам воздействия на работников для достижения организационных целей. Но насколько они будут эффективными, зависит от правильного учета влияния человеческого фактора на поведение организации.
При этом главная проблема — как эффективно объединить группы в единое целое. В современном быстро развивающемся мире проблема обеспечения эффективности коллективной (групповой) работы приобретает особую актуальность.
Понятие группы и групповое поведение
Группа — относительно обособленное объединение определенного количества людей (двое и более), взаимодействующих, взаимозависимых и взаимовлияющих друг на друга для достижения конкретных целей, выполняющих разные обязанности, зависящих друг от друга, координирующих совместную
Отличительные характеристики группы.
Чтобы быть группой, необходимо соответствие четырем критериям:
1) двое или более людей должны осуществлять социальное взаимодействие;
2) они должны иметь стабильную групповую структуру;
3) должны разделять общие цели;
4) индивиды должны воспринимать себя самих как единое целое (группу).
Любая организация состоит из групп людей, поэтому организационное поведение может рассматриваться под углом зрения группового поведения. Дадим определение этому понятию.
Групповое поведение — это совокупность действий и внешних проявлений активности группы как целого и взаимодействующих внутри нее индивидов и малых групп.
Групповое поведение можно представить в виде формулы: B = f(G,I,E), где поведение группы B является неопределенной функцией f следующих переменных: G — особенности группы; I — особенности (ресурсы) членов группы; E — особенности воспринимаемой окружающей (организационной) среды.
Управление группой — это целенаправленное воздействие на группу или отдельных её членов для согласования совместной деятельности, то есть воздействие на поведение (его результаты, характеристики, процесс, состояния) группы.
Целью совместной деятельности является решение групповых задач.
Рассмотрим более подробно основные виды групп. Дадим характеристику некоторым из них.
Малые группы — немногочисленные по составу группы людей, объединенных совместной деятельностью и находящихся в непосредственном личном общении и взаимодействии.
Формальные группы — группы, созданные по решению руководства в структуре организации для выполнения определенных задач. Их деятельность способствует достижению целей организации. Они функционируют в соответствии с заранее установленными и официально утвержденными положениями, инструкциями, уставами.
Неформальные группы — группы, создаваемые членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями и антипатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками для удовлетворения социальных потребностей и общения людей.
В организации осуществляется взаимодействие формальных и неформальных групп. Поскольку неформальные группы складываются стихийно — независимо от желания руководства, то, как правило, руководители отрицательно относятся к существованию неформальных групп, считают их результатом неэффективного управления и не видят их потенциальных достоинств. Однако влияние неформальных групп на производительность и эффективность функционирования организации огромно, поэтому важно, чтобы руководитель понимал причины формирования групп, а также возможные последствия их деятельности. При удачном стечении обстоятельств они могут способствовать созданию в коллективе благоприятного социально-психологического климата, повышать индивидуальную мотивацию работников, удовлетворенность трудом и ответственность за качество выполняемой работы. Многим людям членство в неформальных структурах дает возможность осознать собственную значимость, почувствовать уверенность в своих силах.
Источник