Природа хороша во все времена

Экологическая конкурсно-игровая программа «Эта загадочная природа»

Цель: выявить уровень знаний по экологическому воспитанию и расширить
кругозор детей; воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Звучит песня «Планета»

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм —
С лесами, тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свет в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь!

Ведущий. Во все времена люди не перестают восхищаться природой. Всю свою жизнь человек тысячами невидимых нитей связан с ней. Он, да и все живое, часть ее. Природа кормит и поит, радует и волнует, тревожит и успокаивает. Прекрасна природа, неповторима и многолика.

ВИДЕОСЮЖЕТ о природе «Сохраним планету детям. »

Ведущий. Сегодня я предлагаю вам провести экологическую конкурсную игру «Эта загадочная природа». В нашем турнире будут участвовать две команды: команда «Лучик» и команда «Капелька» . Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете родную природу. Она, как никогда, сегодня нуждается в нашей защите, заботе, любви.

Каждая команда должна ответить на вопросы за 15 секунд. За каждый правильный ответ команда получает фишку. В конце конкурса каждая команда посчитает свои очки.

Сейчас я буду задавать вопрос-загадку каждому члену команды. Если все пять человек отгадают правильно, то получат дополнительное очко. Если не знаете отгадку, можно попросить помощи у ваших
болельщиков.

Ведущий. Конкурс 1. « Загадки»
Начнём с команды «Капелька»
— Без рук, без ног, а ворота открывает?
— Шёл долговяз – в землю увяз?
— Вьётся, извивается, в небо устремляется?
-В чаще леса, вдоль тропинок,
Он стоит среди осинок,
Шляпка есть, но нет пальто
Отгадайте, это кто?
-Вдоль лесных дорожек,
Много белых ножек,
В шляпках разноцветных,
Издали заметных.
Собирай, не мешкая, — это… (СЫРОЕЖКИ)
Ведущий. Загадки для команды «Лучик»
-Висит сито, не руками сшито.
— У бабушки над избушкой
Висит краюшка.
Собаки лают,
Достать не могут.
-Ни окон, ни дверей-
Полна горница людей!
-Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети-
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу (опята)
-Возле леса, на опушке, украшая тёмный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка, ядовитый (МУХОМОР)

Ведущий. Конкурс 2. «Викторина»

1. ПРОДОЛЖИТЕ ПОСЛОВИЦУ. /Много леса – не губи, нет леса – ………. (посади).

2. КАК ПО ПНЮ СРУБЛЕННОГО ДЕРЕВА УЗНАТЬ, СКОЛЬКО ЕМУ ЛЕТ? /На срубе четко видны годовые кольца. Сколько колец столько лет/

3. ЧТО ЗА ТРАВА, КОТОРУЮ И СЛЕПЫЕ ЗНАЮТ? /Крапива/

Читайте также:  Титан квест билд дух природа

4. КАКИЕ ДЕРЕВЬЯ ЗИМОЙ ОСТАЮТСЯ ЗЕЛЁНЫМИ? /Ель, сосна, туя/

5. НАЗОВИТЕ ДЕРЕВО – СИМВОЛ НАШЕЙ РОДИНЫ? /Берёза/

6. КАКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ТРАВЫ ЛЕЧАТ ПРОСТУДУ? /Мать-и-мачеха, подорожник, дущица, мята и др./

7. САМОЕ СЛАДКОЕ ДЕРЕВО? /Липа/

8. КАКАЯ ЯГОДА БЫВАЕТ КРАСНОЙ, ЧЕРНОЙ, БЕЛОЙ? /Смородина/

9. НАЗОВИТЕ ЯДОВИТЫЕ ЯГОДЫ, КОТОРЫЕ РАСТУТ В ЛЕСУ? /Волчье лыко, вороний глаз/

10. КАКОЙ ЦВЕТОК ЛЕТО НАЧИНАЕТ? /Колокольчик/

11. ПЕРЕД КАКОЙ ПОГОДОЙ ПТИЦЫ ПЕРЕСТАЮТ ПЕТЬ? /Перед дождливой/

12. ПИНГВИН ПТИЦА ИЛИ ЖИВОТНОЕ? /Птица/

13. КАКАЯ ПТИЦА ПОДБРАСЫВАЕТ СВОЕ ЯЙЦО В ДРУГИЕ ГНЁЗДА? /Кукушка/

14. ЗИМУЮТ ЛИ ПТИЦЫ В СКВОРЕЧНИКАХ? /Нет/

15. ПОЧЕМУ СНЕГИРЯ ТАК НАЗВАЛИ? /Прилетают с первым снегом/

16. ГДЕ ЗИМОЙ И ОСЕНЬЮ СПЯТ ВОРОНЫ? /В садах, в рощах/

17. С ПРИЛЕТОМ КАКИХ ПТИЦ СЧИТАЕМ МЫ НАЧАЛО ВЕСНЫ? /Грачей/

18. КАКАЯ ПТИЦА ВЫВОДИТ ПТЕНЦОВ ЗИМОЙ? /Клест/

19. САМАЯ БОЛЬШАЯ В МИРЕ ПТИЦА? /Страус/

20. КАКАЯ ПТИЦА МОЖЕТ ЛЕТАТЬ ХВОСТОМ ВПЕРЕД? /Колибри/

21. КТО МЕНЯЕТ ШУБУ ДВА РАЗА В ГОД? /Лиса, белка, заяц/

22. ЧТО ТЕРЯЕТ ЛОСЬ КАЖДУЮ ЗИМУ? /Рога/

23. ЧТО СЛУЧАЕТСЯ С ПЧЕЛОЙ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ОНА УЖАЛИТ? /Умирает/

1. САМЫЙ БЫСТРЫЙ ЗВЕРЬ НА ЗЕМЛЕ? /Гепард/

2. САМЫЙ ЧИСТОПЛОТНЫЙ ЗВЕРЁК? /Барсук/

3. КАК УЗНАТЬ О ПРИБЛИЖЕНИИ ДОЖДЯ, НАБЛЮДАЯ ЗА МУРАВЕЙНИКОМ? /Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы/

4. КУДА ОСЕНЬЮ ДЕВАЮТСЯ БАБОЧКИ? /Большинство с холодами гибнут. Некоторые прячутся в щели, под кору и там зимуют/

5. ПОЧЕМУ НАСЕКОМЫХ ТАК НАЗЫВАЮТ? /От слова «насекать» — у них на брюшке насечки/

6. КАКУЮ ПОЛЬЗУ ПРИНОСЯТ ЧЕРВИ? /Рыхлят землю/

7. КТОТ ОХРАНЯЕТ ЛЕСНУЮ ПОЛЯНКУ ОТ ВРЕДНЫХ МУХ? /Стрекозы/

8. НЕ ПТИЦА, А ЛЕТАЕТ, НЕ СЛОН, А С ХОБОТОМ, НИКТО НЕ ПРИРУЧАЕТ, А НА НОС САДИТСЯ? /Муха/

9. У КОГО УШИ НА НОГАХ? /Кузнечика/

БЕГАТЬ ВСЕ РАВНО НЕ МОЖЕТ. /Гусеница/

11. НЕ ЗВЕРЬ, НЕ ПТИЦА, НОСОК, КАК СПИЦА.

ЛЕТИТ – МОЛЧИТ, СЯДЕТ – МОЛЧИТ. /Комар/

13. ТРАВА ОТ 99 БОЛЕЗНЕЙ? /Зверобой/

14. КТО МОЖЕТ ПИТЬ НОГОЙ? /Лягушка/

15. ЧЕМ СТРЕКОЧЕТ КУЗНЕЧИК? /Ногой о крыло/

16. КАКОЕ ДЕРЕВО ВЕСНОЙ ДЯТЛА ПОИТ? /Берёза/

17. КАКИЕ ПТИЦЫ ВЫВОДЯТ ПТЕНЦОВ ТРИ РАЗА ЗА ЛЕТО? /Воробьи, овсянки/

18. РАЗНОЦВЕТНЫЕ ГРИБЫ? /Сыроежки/

19. КАКОЙ ХИЩНЫЙ ЗВЕРЬ ПАДОК ДО МАЛИНЫ? /Медведь/

20. КАКИХ ЗАЙЦЕВ НАЗЫВАЮТ ЛИСТОПАДНИЧКАМИ? /Которые родятся осенью, в листопад/

21. КАКИЕ ЖИВОТНЫЕ СПЯТ ЗИМОЙ? /Медведь, ёж/

22. КУДА ЗАЙЦУ БЕЖАТЬ УДОБНЕЕ, С ГОРЫ ИЛИ В ГОРУ И ПОЧЕМУ? /У зайца передние ноги короткие, а задние длинные, легче бежать в гору, с горы заяц катиться кубарем/

Читайте также:  Примеры страны бедными природными ресурсами

23. КАКОЕ ЖИВОТНОЕ ОБЛАДАЕТ САМЫМ ГРОМКИМ ГОЛОСОМ? /Крокодил/

Ведущий. Конкурс 3 «Цветочный»

— Я хочу напомнить вам слова великого сказочника Г.Х.Андерсена: “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”.

1. Продолжите стихотворение:

Колокольчики мои,
Цветики степные!

(“Что глядите на меня, тёмно – голубые?” А. Толстой)

2. Эти простые цветы похожи на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами. Созревшие их семена собраны в лёгкий пушистый шарик. Дунешь на шарик — полетят в воздухе лёгкие семена. — О каком цветке идёт речь? (Одуванчик)

3. О ней поют поэты всех веков,
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот свиток алых лепестков,
Раскрывшийся благоуханной чашей — О каком цветке идёт речь? (О розе)

1. Кто написал сказку “Каменный цветок ”? (П.П.Бажов)

2. Какой сказочный персонаж родился в цветке? (Дюймовочка)

3. Какой необыкновенный цветок описал С.Т.Аксаков? (Аленький цветочек)

Ведущий. Конкурс 4 «ЗНАК» ТАК ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ»

— Ваша задача придумать знак и нарисовать его.

Ведущий. Конкурс 5. «СОСТАВЬ СЛОВА»

команде «Капелька»: команде « Лучик»:
РОЗА ЛИПА

Ведущий. Конкурс 6. “Знатоки природы”.

— Чтобы любить природу, нужно её знать.

1. В Древней Руси этого зверька называли векша. Он грациозен и красив. Его детёныши рождаются голенькими, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверёк очень доверчив. (Белка)

2.Это насекомое хранит удивительную тайну: сидя на травинке в Подмосковье, оно способно почувствовать даже незначительное землетрясение в Японии. (Кузнечик)

3.Этих птиц любят за их веселый нрав. Они прекрасные звукоподражатели и часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, лают собакой. От них много пользы. Весной они ходят по полям, собирая личинок и насекомых, зимовавших в земле. Летом поедают большое количество гусениц и жучков – листоедов. (Скворец)

команде « Лучик»:
1. В России этого жучка издавна называли “солнышко”. Он красненький и кругленький, очень добродушный и безобидный, — никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жучку. (Божья коровка)

2. Время цветения этого кустарника апрель, май. Плоды созревают в августе. Они овальные, сочные, ярко – красные и сидят прямо на стволе и ветках. В названии этого кустарника упоминается всем известный хищный зверь. (Волчья ягода)

3. Кто не удивляется их трудолюбию и терпению. Ежегодно они могут приносить с свой дом килограмм всякой добычи, около 100000 насекомых. Этим они полезны лесному хозяйству. Но они разводят, как пастухи массу тлей – в этом их вред, который, однако, очень мал по сравнению с пользой. (Муравьи)

Читайте также:  Связь царств живой природы

Ведущий. — Богата и разнообразна природа нашей Родины. На суше, в воздухе, в воде и под водой — всюду кипит жизнь. Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на реке и даже около нашего дома, если внимательно ко всему присмотреться. Природа хороша во все времена года!

Ведущий. Конкурс 7 «Блиц-турнир»

команде «Капелька»:
1. Белоситвольное дерево (берёза)
2. Растение живое существо или нет? (да)
3. Одежда черепахи? (панцирь)
4. Чем покрыты ветки сосны и ели? (хвоей)
5. Трусливое животное (заяц)
6. Слепой землекоп (крот)
7. Без чего рыбы не живут (без воды)
8. Птица- санитар леса (дятел)
команде «Лучик»:
1. Придорожное растение (подорожник)
2. Хитрая плутовка (лиса)
3. Насекомое, которое даже днём видит звёзды (муравей)
4. Какой зверь до малины падок? (медведь)
5. Последний месяц осени? (ноябрь)
6. У какого зверя осенью родятся детёныши (зайца)
7. Какой зверь спит всю зиму головой вниз (летучая мышь)
8. Зимний дом тетеревов? (сугроб)
Ведущий. Да, молодцы! Очень быстро справились наши команды
с заданием! Кто же всё-таки победил? Сейчас мы это узнаем!
Ведущий. Давайте любить природу,
Чтоб нас любили и птицы, и звери,
И доверяли нам, как верным своим друзьям!
Природа – наше богатство. Сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг.

Ведущий. Ты, дружок, смотри не подкачай!

Правдивым быть и добрым обещай!

Не обижай ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачки.

Люби цветы, леса, простор полей –

Всё, что зовётся Родиной твоей!

Ведущий. Наше мероприятие подошло к концу. Надеюсь, что мы сегодня смогли убедить вас, в том, что природу, планету Земля надо постоянно охранять и беречь. Окружающий нас живой мир удивительно велик и разнообразен, а мы его очень мало знаем. Читайте больше книг о природе, таких как «Лесная газета» В.Бианки, «Птицы на проводах» В.Пескова, книги К. Паустовского, М.Пришвина и многие другие.

Бакулина Г.В. Это земля – твоя и моя. Экологическая игра. Читаем, учимся, играем.2003.№ 11.

Буканова М.С. Живая планета: Сценарий мероприятия, посвященного проблемам охраны окружающей среды. – 2004. — № 8.

Гудимов В. Школьный праздник, посвященный Дню Земли. Воспитание школьников. 2001. № 1.

Данилова М.З. Занимательная экология. Воспитание школьника. 2005. № 5

Желтова Е.Е., Моисеева С.В.«Земля – планета будущего» Школьный праздник. Биология в школе. 2003. № 5

Экологические сценарии. Педсовет. 2000. № 6; 2001. № 6; 2003. № 6; 2004. № 11.

Интернет-ресурсы

Источник

Оцените статью