Природа и функции образовательных инноваций.
Опытно-экспериментальная исследовательская работа включает следующие составляющие:
- Диагностика ситуации обновления и развития в школе, семье, микросоциуме на данный момент, педагогический анализ достижений и недостатков, степени реализации возможностей, эффективности использования подходов и средств.
- Прогнозирование, психолого-педагогическое проектирование и опережающее экспериментирование. Такая работа необходима при составлении перспективных и текущих планов, при определении направлений и ориентиров практической деятельности. Суть опережающего педагогического экспериментирования состоит в том, что оно позволяет получить определенную прогностическую информацию, увидеть черты возможного будущего.
- Формирование личности творческого педагога с явно выраженным индивидуальным стилем деятельности.
- Развитие инициативы и творчества воспитанников. Педагог занимается педагогическим творчеством, воспитанник — предметным. Там, где предмет поиска педагога и воспитанников совпадают, создаются условия для сотворчества.
5. Преодоление мифов, стереотипов, инертности и иждивенчества. Поиск способствует наиболее эффективному очищению от рутины, возбуждает энергию, укрепляет веру в свои силы. Успешнее идет процесс пересмотра мифических представлений и суждений типа: хорошая учёба – показатель благополучия в развитии личности.
Теоретические основы и проблематика современных психолого-педагогических исследований
Общепедагогические положения, составляющие концептуальную платформу общеобразовательных программ:
1.Социальная обусловленность и непрерывное обновление целей, содержания и методов воспитания и образования в соответствии с требованиями общества.
2. Целостность воспитательного процесса, формирующего личность как в официально структурированной, так и в неофициальной, специально не организованной среде.
3. Единство, перспективность и преемственность целей, содержания и методов воспитания и образования, обеспечивающих единое образовательное пространство.
4. Педагогическая многомерность, отражение всех наиболее важных сторон педагогического процесса.
5. Единство социализации и индустриализации, обязательного учёта индивидуальной ориентации воспитания и его социальной сущности.
6. Вариативность и свобода выбора путей, способов и форм осуществления стратегических образовательных идей как для педагога, так и для воспитанников.
7. Деятельностный подход: развитие личности происходит в процессе её взаимоотношения с общественной средой, обучения и воспитания как путей присвоения общественно-выработанных способов выполнения действий и их воспроизводства, т.е. в созидательной деятельности самих учащихся.
8. Формирующая роль отношений в нравственно-эмоциональном развитии личности.
9. Комплексность и целостность функционирования образовательно-воспитательных структур обусловлены многогранностью педагогических задач, внутренней взаимосвязью сфер личности и ограниченностью времени на обучение и воспитание.
10. Единство оптимизационного и творческого подходов к содержанию и организации педагогического процесса.
К числу методологических и теоретических исследований может быть отнесена разработка следующих проблем:
— соотношение философских, социальных, психологических и педагогических закономерностей и подходов при определении концепции решения ведущих проблем педагогической деятельности;
— способы отбора и интеграции в психолого-педагогическом исследовании подходов и методов конкретных наук;
— специфика психолого-педагогических систем;
— соотношение глобальных, общероссийских, региональных интересов и условий при конструировании психолого-педагогических систем и проектировании их развития;
— учение о гармонии и мере в педагогическом процессе и практические способы их достижения;
— соотношение и взаимосвязь процессов социализации и индивидуализации, новаторства и традиций в образовании;
— критерии успешности воспитательной работы, развития личности воспитанников в определённых типах образовательных учреждений;
— методология и технология педагогического проектирования;
— способы корректного конструирования и эффективного осуществления всех этапов исследовательского поиска.
Среди прикладных (практических) проблем можно назвать следующие:
— развивающие возможности современных методических систем;
— гуманитарное образование и духовный мир учителя;
— пути и условия интеграции гуманитарного и естественно-научного образования;
— здоровьесберегающие технологии в учебном процессе;
— развивающие возможности новых информационных технологий;
— сравнительная эффективность современных систем обучения для различных категорий учащихся;
— традиции обучения и воспитания в России;
— школа в системе социального воспитания и обучения;
— формирование воспитательной системы школы;
— педагогические возможности «открытой» щклды;
— семья в системе социального воспитания и обучения.
Источник
1.3. Природа и функции образовательных инноваций
Осуществление опытно-экспериментальной исследовательской работы представляется очень важным средством целенаправленного поиска эффективных путей обучения и воспитания. Выполнение этой работы призвано способствовать решению основных практических задач образования на современном уровне.
Кратко охарактеризуем главные составляющие такой работы.
1. Диагностика ситуации обновления и развития в школе, семье, микросоциуме на данный момент, педагогический анализ достижений и недостатков, степени реализации возможностей, эффективности используемых подходов и средств. Такая работа всегда осуществлялась специалистами сферы образования. Мера же полноты, глубины, основательности выполнения определяется характером тех задач, которые стоят перед разработчиками, уровнем их квалификации, наличным инструментарием. В исследовательской работе этот уровень в принципе должен быть выше, чем в массовой практике (учитывая, что передовая практика сама поднимается на уровень исследовательского поиска).
- Прогнозирование, психолого-педагогическое проектирование иопережающее экспериментирование. Такая работа бывает необходима при составлении перспективных и текущих планов, при определении направлений и ориентиров практической деятельности. Она нужна для того, чтобы придать прогностическо-проекти-ровочной деятельности научную состоятельность и обоснованность. Особо нужно сказать об опережающем педагогическом экспериментировании. Его суть заключается в том, что оно позволяет получить определенную прогностическую информацию, увидеть черты возможного будущего. Такое экспериментирование позволяет создать свою модель развития в конкретных условиях выполнения деятельности и воплотить ее в жизнь, создавая образец для более широкой практики.
- Формирование личности творческого педагога с явно выраженным индивидуальным стилем деятельности. Известно, что характер и содержание совместно выполняемой деятельности, складывающиеся в группе, характер межличностных и другого рода отношений в конечном счете формирует личность. Личность творческого педагога развивается в совместной творческой деятельности. Об этом говорит опыт школ, давших целые созвездия талантливых педагогов. Это, например, школа В. А. Су-хомлинского (Павлышская средняя школа), школа С. Е. Хозе (средняя школа № 345 Москвы), школа В. А. Караковского (средняя школа № 825 Москвы), Е. А. Ямбурга (средняя школа № 109 Москвы) и др.
- Развитие инициативы и творчества воспитанников. Понятно, что содержание и направленность творческой деятельности педагога и воспитанника чаще всего не совпадают. Педагог занимается педагогическим творчеством, воспитанник — предметным (художественным, техническим и т.д.). Однако общий дух творчества, уважение к поиску, поощрение инициативы и нестандартной мысли — все это развивается лучше всего в ищущем педагогическом коллективе. Ну а там, где предмет поиска педагога и его воспитанника совпадает, что бывает нередко (совместная художественная самодеятельность, диспуты, составление проектов, в том числе и педагогических, и т.д.), условия для сотворчества, взаимного обогащения становятся еще более благоприятными.
- Преодоление мифов, стереотипов, инертности и иждивенчества. Поиск способствует наиболее эффективному очищению от рутины, возбуждает энергию, укрепляет веру в свои силы. Успешнее идет процесс пересмотра многих мифических представлений и суждений типа: идеальный школьник — это удобный, послушный ученик; слово педагога — закон; хорошая учеба — показатель благополучия в развитии личности; чем больше воспитательных мероприятий, тем интенсивнее воспитание.
- Возникновение новой концепции с прицелом на использование в определенных рамках и в определенных ситуациях. Например, концепция оптимизации (Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник) возникла как дидактическая, а концепция коллективной творческой деятельности (И. П. Иванов, В. А. Караковский и др.) — как применяемая только в сфере общественно полезных дел и нравственного воспитания. Теория развивающего обучения разрабатывалась применительно к начальной школе.
- Расширение концепции и поля ее применения и в ряде случаев притязания на всеобщность и исключительность. Примером этого могут служить содержательные и полезные концепции поэтапного формирования умственных действий, теории деятельности в психологии, проблемного и программированного обучения в педагогике. Притязания на универсальность только вредят разумному использованию указанных концепций.
- Постепенное «принятие» концепции практикой, а затем «увлечение» ею и ожидание «чуда», незамедлительного и всеобъемлющего эффекта.
- Вошедшая в практику концепция начинает работать, однако «чуда», естественно, не происходит, начинается «охлаждение» и разочарование. Так, к сожалению, произошло и с теорией оптимизации, в адрес которой после нескольких лет ее освоения возникли совершенно необоснованные упреки в том, что она не решила всех проблем образования и не предотвратила его кризиса, и с некоторыми другими теориями и концепциями.
- Теория совершенствуется, приспосабливается к меняющимся обстоятельствам, возникает потребность в ее преобразовании, в интеграции с другими теориями. Утвердилось, в частности, понимание теории и методики оптимизации не как глобальной педагогической теории, а как рационального управленческого подхода, дающего ключи к поиску оптимальных решений в конкретных условиях воспитания и обучения. Рамки же понимания развивающего обучения и его возможностей, напротив, значительно расширились и включили множество систем обучения, вплоть до модернизированного традиционного.
- Борьба, в недавнем прошлом чаще всего долгая и трудная, за утверждение и признание новшества.
- Более или менее выраженные притязания на универсальность, что характерно, правда, не для каждой новаторской системы, а только для некоторых. В решающей степени это зависит от общей культуры создателя системы, а также от позиции массовой практики, нередко уповающей на новшество как на панацею.
- Осознание научных идей, лежащих в основах опыта, его места в системе научных изысканий, вклада в теорию. В этой связи интересна позиция известной плеяды педагогов-новаторов, в первых своих декларациях и выступлениях начисто открестившихся от педагогической науки, а затем признавших свое кровное родство с нею.
- Интеграция с другими подходами и поисками, осознание найденных идей и подходов в системе теории и практики (что опять-таки происходит не всегда).
Источник