Природа идеал гармонии совершенства

Осмысления

Ключевые понятия и слова: природа, ноосфера, экология, экологический кризис, парниковый эффект.

1. Природа и общество: основные этапы развития. Понятие «природа» неоднозначно. «Природа» в широком смысле отождествляется с понятием Вселенная, мир вообще. В более узком смысле природа – это область жизни на Земле. Понимаемая таким образом природа получила в 1875 г. название биосферы. Ввел этот термин австрийский геолог Э.Зюсс. Биосфера — это вся совокупность живых организмов и их среда обитания (вода, нижний слой атмосферы, верхняя часть земной коры. Особое место в биосфере занимает человек, который являясь частью живой природы, выделился из нее и со временем обособился в некое активное и противостоящее ей начало, постоянно приспосабливая природу под свои нужды. Отношение человека к природе на протяжении всей истории человечества изменялось.

1 ЭТАП. Первобытнообщинный. Первобытный человек занимается охотой, рыболовством, собирательством, удовлетворяя свои потребности присвоением готовых продуктов. Он находится в полной зависимости от природы, не выделяет и не противопоставляет себя ей. Деятельность его растворена в природе и ничем ей не угрожает. Его жизнь — бесконечная борьба за выживание. Всесильная природа вызывает у человека страх и неуверенность, ощущение абсолютной зависимости. Явления природы обожествляются.

2 ЭТАП. Античность. Исходный пункт нового этапа – возникновение и развитие земледелия и скотоводства. Осуществляется переход от присваивающей к производящей экономике. Человек начинает активно вмешиваться в природу. Вырубаются леса, строятся ирригационные системы. Человеческая деятельность начинает оказывать разрушительное воздействие на природу. Засоление почв в долине Тигра и Ефрата явилось результатом ирригационных работ. Однако разрушение носит локальный характер и зачастую приводит к исчезновению самих цивилизаций — зависимость от природных условий жизни людей очень велика. Природа остается грозной силой, превосходящей человека практически во всем, но вызывает она уже не ужас, а восхищение. В античной философии природа – идеал гармонии, совершенства и красоты. Космос, включает в себя и природу, и богов и людей, и далекие звезды. Законы Космоса и природы совершенны. Человек (а он далеко не совершенен) должен жить в согласии с природой и по ее законам, если хочет добиться такой же гармонии в себе.

Читайте также:  Противовирусное природное средство сильнейшее

3 ЭТАП. Средневековье (IV-XIV вв.) и эпоха Возрождения (XV-XVI вв.). Зависимость людей от природных сил не уменьшается, освоение человеком природы коренным образом не меняется, зато меняются мировоззренческие основы отношения человека к природе. Это период господства в Европе христианства, в котором противопоставляются дух и тело, творящий Бог и сотворенная природа, одухотворенный человек и бездуховная природа. Смысл человеческой жизни – в соединении с Богом, природа отходит на второй план. Отношение к природе носит достаточно пренебрежительный характер. Однако, в рамках все той же христианской традиции постепенно получает развитие совершенно иной взгляд на природу и отношение к ней. Познать (соединиться) с Богом человек может не только через молитвы и обращение «ввысь», но и через познание и преобразование природы (!). Бог отражается в природе. Познавая законы природы, человек познает Бога и приближается к нему. Но это еще не все: задачей человека в приближении к Богу является также со-творчество ему. Он призван не только познавать, но и активно изменять, преображать существующий мир. Именно в христианстве заложена основа бурного взлета науки в последующие века, современной технократической эпохи. На востоке же отношение к природе не изменялось с античных времен – сохраняется представление о человеке как части природы и запрет на вмешательство в естественные процессы мироздания (нарушение закона и гармонии).

4 ЭТАП. Новое время (XVII-XIX вв.). Основная задача, стоящая перед человеком – освоение и приспособление природы для все возрастающих потребностей человеческого общества. Средство ее освоения и покорения – познание законов природы — наука. «Знание – сила!» (Ф.Бэкон) — девиз всей эпохи Нового времени. Человек теперь не часть природы, он – ее вершина в силу своего сверхприродного происхождения и обладания разумом (богоподобного начала в человеке). Человек и природа противопоставляются. Природа теряет свое самостоятельное значение и рассматривается только как средство существования человека. Отношение к ней носит агрессивно-потребительский характер.

В ХХ веке активная преобразовательная деятельность человека на Земле приобретает разрушительный характер и в конце концов ставит человечество перед проблемой не только самоуничтожения, но и уничтожения природы (как области жизни) вообще. ХХ век – это век экологического кризиса.

Читайте также:  Природные объекты своими руками

2. Проблемы социальной экологии. Экология как наука, изучающая взаимодействие общества иприроды, последствия воздействия человека на природные процессы,возникла в середине прошлого столетия. Фактически это наука о Землекак об общем «доме» человечества, о котором нужно заботиться, неразрушать, а сохранять (дом учение).Суть «экологического кризиса» состоит в следующем:

1. В результате вмешательства происходит нарушение равновесия в природных процессах, естественные взаимосвязи внутри экологических систем разрушаются (например, площадь лесов в Африке за последнее столетие сократилось вдвое, причина – в экстенсивном земледелии; резко увеличилось количество пустынь на планете — 40% поверхности суши)

2. Природа не справляется с антропогенными нагрузками, значительно превышающими ее естественные возможности (сама численность людей угрожающе увеличивается: при существующих темпах к 2150-2200 гг. достигнет 60 млрд. человек – предельное число, которое способна прокормить Земля)

3. Разрушение природы начинает носить необратимый характер (озоновые дыры, возможность «ядерной зимы», парниковый эффект и т.д.).

В настоящее время и человечеству, которое стоит на краю гибели и ученым ясно, что необходимо преодолеть противопоставление человека и общества, остановить «экологический кризис», согласовать «стратегию природы» и «стратегию человека», выработать новое экологическое сознание. Еще в середине 70-х годов нашего столетия Коммонером Б. были сформулированы четыре основных закона социальной экологии:

— все должно куда-то деваться;

Эти законы определили неразрывную взаимосвязь и взаимозависимость человека с окружающей средой и установили запрет на необдуманное вмешательство в природу. Выдвинут «экологический императив» по аналогии с категорическим императивом И.Канта: поступай так, чтобы норма твоего поведения могла стать всеобщим экологическим законом. Этот императив возлагает ответственность за все, происходящее с природой не только на человечество в целом, но и на каждого человека. Выдающий русский ученый В.И. Вернадский, анализируя проблему взаимоотношения природы и общества, в 30-40 гг. прошлого века пришел к выводу, что в связи с активной деятельностью человека наряду с литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой появилась новая сфера – ноосфера или сфера разума. Преобразование природы привело к качественным изменениям биосферы в глобальном масштабе. Человечество, взятое в целом, становится мощной «геологической силой», его деятельность — определяющий фактор в развитии биосферы вообще и носит уже не локальный, а глобальный характер. Вернадский описывал это новое качественное состояние биосферы со знаком «+». Ноосфера понимается ученым как высший этап эволюции, соединения на разумной основе природы и общества, их дальнейшего гармоничного развития в одном направлении. Переход биосферы в ноосферу предполагает, что человек берет всю ответственность за дальнейшую эволюцию как биосферы в целом, так и самого себя на себя, руководствуясь принципом «Не навреди». Этот этап только формируется, но он обязательно должен быть. Концепция В.Вернадского и должна быть положена в основание принципиально нового отношения человека к природе, если он хочет выжить на планете.

Читайте также:  Все способы добычи природного газа

Источник

10.Эволюция понятия «культура»

Культура – характерный для данного общ-ва образ мысли и образ действия. Главная фун-я — регулятивная. Эволюция понятия:

1. Цицерон. Возделывание земли, души.

2. Просвещение. Культура – то, что противостоит природе. Природа – первоначально несовершенное состояние мира. Культура – способ преобразования. Природа – идеал гармонии, совершенства. Культура – искусственное создание людей.

3. 19в. Сопоставление культуры и цивилизации. Шпенглер «закат Европы». Цивилизация – закат, упадок культуры. Данилевский, Тойнби. Цивилизация – ступень развития общества, на которой люди регулируют свою жизнь, преимущественно благодаря культуре

4. Социологический подход, сформировался в к.19-н.20 вв и связан с Дюркгеймом, Вебером и Зиммелем. Культура – особый способ регуляции поведения людей.

11.Особенности социол.Анализа культуры.Осн.Признаки культуры.

К-ра- это характерный для данного об-ва образ мысли и образ действия. Эволюция понятия культуры(этапы):

  1. восприятие слова в с/х деятельности(Цицерон)
  2. то, что противостоит природе(эпоха Просвещения).2 аспекта: 1)природа-первоначальное несовершенное состояние окруж.мира(человека).К-ра- это приобретение, совершенствование окруж.мира. 2) Руссо:природа-идеал гармонии, совершенство;К-ра-искусственное создание, кот. портит, уничтожает человека.
  3. в 19в. Сопоставляют к-ру с цивилизацией: 1) Шпенглер(«Закат Европы»):цивилизация-это закат, гибель к-ры.2)Данилевский,Тойнби: цивилизация-ступень в развитии об-ва, на кот. люди регулируют свою жизнь преимущественно благодаря к-ре. К-ра-это ядро цивилизации
  4. конец 19в.-нач.20в. (Дюркгейм,Вебер,Зиммель) Социолог.подход:к-ра-это особый способ регуляции поведения людей при помощи традиций, норм и т.д.
  • сверхприродное в окруж.среде и в самом ч-ке(в нее входит то, что создал ч-к(наука,техника, религия).Свойства ч-ка, приобретенные социально, не передающиеся по наследству)
  • то,что порождается сознанием
  • В к-ре воплощается в практич. деятельности людей:1)в образцах деятельности(поведенческие стандарты);2)в продуктах деятельности.
  • В к-ре всегда фиксируется историч.опыт людей
  • Коллективный продукт

Источник

Оцените статью