Природа идеального и его уровни

34.Природа идеального. Связь сознания и языка. Проблема моделирования мышления.

Мышлениеобозначает процесс выработки и фиксации знаний, процесс образования понятий и умозаключений.

Сознаниеобозначает, результат этого процесса, деятельность по применению мыслительных действий к действительности с целью ее познания и преобразования. Сознание также идеально, оно – отражение внешнего, объективного мира в субъективных образах и понятиях.

Мысль человека всегда выражается в языке. Язык – это форма мысли. Это – особая знаковая система, состоящая из условных знаков, обозначающих предметы и процессы (слов), а также из правил их образования и построения в предложения. Если мышление и сознание идеальны, то язык – материален. Он воспринимается органами чувств, имеет физические характеристики.

Природа языка как и мышления социальна, они не существуют друг без друга и вне общества.

Идеальное– область реальности, существующая в форме знаний, эмоций, волевых и интеллектуальных актов. Идеальное не имеет самостоятельного от материального мира существования, оно всегда бестелесно. Это – субъективный образ объективного мира. Содержанием идеального всегда выступает материальный мир.

Материальное– область реальности, существующая объективно в форме веществ, полей, предметов и явлений.

35.Общественное сознание и его структура. Индивидуальное и общественное сознание. Формы общественного сознания. Общественная психология и идеология.

Общественное сознание, будучи отражением общественного бытия, реального образа жизни, развивается по законам, независимым от сознания отдельных людей, но всегда воздействует на способ их жизнедеятельности.

Между личным и общественным сознанием существует взаимосвязь и взаимодействие.

Многие идеи, предложенные личностями, становятся социально значимыми, являются идеалами, программами жизнедеятельности.

Общественное сознание имеет сложную и стройную структуру.

По глубине отражения реальности оно разделяется на уровни:

36.Вопрос о познаваемости мира в философии. Познавательное и ценностное отношение человека к миру. Субъект и объект познания. Многообразие форм познания.

Способы разрешения вопроса о познаваемости мира. 1) Гносеологический оптимизм: “ДА”, мир познаваем. (объективные идеалисты, материалистические течения) 2) Скептицизм: Отчасти явления мира можно познать, но сам мир “НЕТ”. (античные скептики, Кант) а) признает возможность получения знания о мире, но б) утверждает, что это знание не может быть абсолютно истинным, достоверным, соответствующим миру. 3) Агностицизм: Мир принципиально познать НЕЛЬЗЯ” (софисты, представители субъективного идеализма Юм, Беркли, Мах, Авенариус В самом широком смысле объект познания — вся объективная реальность, то, что познается. Объект— определенная область материальной действительности во всем ее многообразии, вовлеченная в процесс ее изучения субъектом. Вещь отлична от объекта познания, тем что она выступает безотносительно к субъекту познания. Объект — сама реальность или какой-то ее фрагмент, освоенный человеком.Предметомпознания выступает одно из конкретных проявлений данного объекта (его сторона, качество, свойство, отношение и пр.). Под субъектом познавательной деятельности понимается прежде всего человечество в его историческом развитии, хотя в конкретном процессе познания участвует не человечество в целом, а те или иные индивиды, группы людей, социальные общности и т.д. В процессе познания всегда существует взаимодействие субъекта и объекта. Причем, это гносеологическое отношение носит характер активности, единства и противоположности этих сторон. Типы, формы и модели познания Познание многообразно по формам отражения действительности. Оно выступает в форме: 1) индивидуально-субъективного знания (личные восприятия и представления вещей) и 2) объективированного (вне человека существующего) знания: литература, научные теории и пр. Познание разделяют по типам, по глубине отражения той или иной сферы жизнедеятельности: 1.элементарное познание (характерно для высших животных); 2.житейское ( строится на жизненном опыте и здравом рассуждении);3. донаучное (добытое знание приближенное, построенное на предположении или вере);4. художественное, вненаучное (построенное на эстетическх образах, культурных фенностях);5. научное (обоснованное, доказанное с помощью неопровержимых научных данных). Оно, в свою очередь, разделяется на: а) естественнонаучное, б) техническое, в) социально-гуманитарное. Последнее, в частности, также можно разделить на: этическое, юридическое, филологическое, экономическое и т.д.

Читайте также:  Казахстан какие природные ресурсы есть

Источник

Идеальное, его природа, проблематика, типология. Объективный и субъективный идеализм в их соотношении

Идеальное — философская категория, противоположность материального. Идеальное в идеалистической традиции понимается как самостоятельное нематериальное начало, существующее вне пространства и времени (дух, идеи). Идеальное в материалистической традиции понимается как отражение в сознании внешнего мира, субъективный образ объективной реальности. В марксизме трактуется как отражение внешнего мира в формах сознания и деятельности человека как общественного существа, продукт и форма социальной практики (в отличие от простого продукта пассивного индивидуального созерцания).

Идеальное в марксизме — субъективный образ объективной реальности, то есть отражение внешнего мира в формах деятельности человека, в формах его сознания и воли. Идеальное в марксизме есть не индивидуально-психологический, и, тем более, не физиологический факт, а факт общественно-исторический, продукт и форма духовного производства.

Идеальное осуществляется в многообразных формах общественного сознания и воли человека как субъекта общественного производства материальной и духовной жизни. По характеристике Маркса, «…идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».

У Гегеля определение идеального сугубо диалектично. Это то, чего нет и вместе с тем — есть. Это то, что не существует в виде внешней, чувственно воспринимаемой вещи, и вместе с тем существует как деятельная способность человека. Это бытие, которое, однако, равно небытию, или наличное бытие внешней вещи в фазе её становления в деятельности субъекта, в виде его внутреннего образа, потребности, побуждения и цели.

Непосредственно идеальное есть, таким образом, субъективное бытие предмета, или «инобытие» предмета, — бытие одного предмета в другом и через другое, как выражал эту ситуацию Гегель.

Идеальное как форма деятельности общественного человека существует там, где происходит, по выражению Гегеля, процесс «снятия внешности», то есть процесс превращения тела природы в предмет деятельности человека, в предмет труда, а затем — в продукт этой деятельности; это можно выразить и так:

  • Форма внешней вещи, вовлеченной в процесс труда, «снимается» в субъективной форме предметной деятельности;
  • Последняя же предметно фиксируется в субъекте в виде механизмов высшей нервной деятельности.
  • Словесно выраженное представление превращается в дело,
  • А через дело — в форму внешней, чувственно созерцаемой вещи, в вещь.
  • субъективный идеализм Фихте
  • объективный идеализм Шеллинга
  • абсолютный идеализм Гегеля
Читайте также:  Особо охраняемые природные территории карта 8 класс

Источник

3. Природа идеального

С точки зрения современных ученых и филосо­фов уже в психике животных можно видеть не толь­ко инстинкт, в виде передающихся по наследству сложных поведенческих программ, которые можно назвать застывшим низшим разумом биологического вида, но и определенный разум, связанный со зна­нием, основанном на индивидуальном опыте.

Этот разум позволяет животному ориентироваться в обстановке, вырабатывать определенный план дейст­вий и осуществлять их. Можно сказать, что у высших животных есть и определенный практиче­ский интеллект, который проявляется в непосредст­венной деятельности. Многочисленные работы со­временных этологов (специалистов по поведению животных) показывают, что животным свойственно не только инстинктивное поведение, но и мышление, связанное с существованием у них сложной психики и наличием аналитико-синтетических и других форм мыслительной деятельности, основанных на конкрет­ном, образном мышлении.

Отличие мыслительной деятельности человека от животного заключается в том, что человек обладает выработанной в процессе социально-культурной практики членораздельной речью, сформировавшей у него наряду с образным абстрактное мышление. Языковое мышление является одной из форм дейст­вительного мышления человека, причем такой его формой, которая резко отличается от других. Оно предполагает идеальное отражение действительности и ее осмысление не в виде впечатлений и образов, а как «идеализированных предметов», т. Е. через зна­чение слов, знаков и символов. Абстрактное мышле­ние внесло качественные изменения в развитие че­ловека и всего человечества, оно позволило как бы удвоить мир.

Проблема идеального в философии и психологии до сих пор ос­тается дискуссионной. Особенно это касается природы идеального, его соотношения с сознанием и материей. С нашей точки зрения, наиболее оптимальным является рассмотрение идеального как про­дукта сознания отдельного человека, посредством которого сознание существует реально. Другими словами, сознание способно генериро­вать идеальные образы, знаки, символы, абстракции, отражающие и действительность, и само сознание, и, наконец, знание. Но идеальное не существует без материального: а) внешнего мира вещей, общества; б) физического субстрата – челове­ческого организма, психики, нервной системы, головного мозга; в) зна­ковой системы — искусственного и естественного языка. И хотя содержание идеального отличается от материального, они взаимосвязаны. Если содержание материального включает в себя взаимодействие между материальными объектами, которое сопровождается взаимообменом веществом, энергией, ин­формацией, то содержанием идеального является сама по себе ин­формация, обособленная от вещественно-энергетической стороны.

Читайте также:  Абиотических факторов неживой природы

Рассматривая сознание с точки зрения информации, следует отметить, что сознание есть единство двух информационных форм: перцепции и мышления (образного представления и абстракции). Целостное содер­жание идеального и представляет собой их взаимодействие. Однако природа идеального такова, что человек способен оперировать не толь­ко образами, абстракциями, являющимися слепками окружающего ми­ 222 А, но и такими, которые возникают в результате вымысла, фантазии,т. Е. того, чего нет в реальной, объективной действительности. Подоб­ная специфика идеального, сознания вообще, безусловно, свидетельст­вует о его творческом характере, с одной стороны, с другой – заключа­ет возможность порождения в сфере идеального различного рода оши­бок, заблуждений. Кроме того, она выступает в качестве аргумента в пользу отражательно-символической природы сознания. Идеальное в этой связи вневременно и внепространственно, хотя и существует во взаимосвязи с материальным. Реализуясь в различных сферах челове­ческой деятельности, идеальное одновременно является ее особым ви­дом, придающим целенаправленный характер всей жизнедеятельности человека в целом. Каждый акт ее человек вначале «проигрывает» мыс­ленно, т. Е. совершает его в идеальной форме. Вместе с тем следует учитывать и относительность сознания как идеального: отдельные от­резки своего пути сознание способно преодолеть силой собственной логики. Оно – заместитель, знак, символ, который меняет свои очер­тания независимо от предмета. К примеру, образ Вселенной у 222 А 222 игии­озного человека и образ у атеиста.

Идеальное может быть когни­тивным (гносеологическим) и аксиологическим (ценностным). Если когнитивное содержит образы будущих предметов, программы дея­тельности, модели, теории, гипотезы, то аксиологическое включает идеалы добра, красоты, справедливости.

Таким образом, можно сделать вывод, что идеальное охватыва­ет весь спектр явлений субъективной реальности. Это всякое зна­ние, информация в «чистом виде», существующее в духовном мире индивида и общества.

Источник

Оцените статью