- 34.Природа идеального. Связь сознания и языка. Проблема моделирования мышления.
- 35.Общественное сознание и его структура. Индивидуальное и общественное сознание. Формы общественного сознания. Общественная психология и идеология.
- 36.Вопрос о познаваемости мира в философии. Познавательное и ценностное отношение человека к миру. Субъект и объект познания. Многообразие форм познания.
- Идеальное, его природа, проблематика, типология. Объективный и субъективный идеализм в их соотношении
- 3. Природа идеального
34.Природа идеального. Связь сознания и языка. Проблема моделирования мышления.
Мышлениеобозначает процесс выработки и фиксации знаний, процесс образования понятий и умозаключений.
Сознаниеобозначает, результат этого процесса, деятельность по применению мыслительных действий к действительности с целью ее познания и преобразования. Сознание также идеально, оно – отражение внешнего, объективного мира в субъективных образах и понятиях.
Мысль человека всегда выражается в языке. Язык – это форма мысли. Это – особая знаковая система, состоящая из условных знаков, обозначающих предметы и процессы (слов), а также из правил их образования и построения в предложения. Если мышление и сознание идеальны, то язык – материален. Он воспринимается органами чувств, имеет физические характеристики.
Природа языка как и мышления социальна, они не существуют друг без друга и вне общества.
Идеальное– область реальности, существующая в форме знаний, эмоций, волевых и интеллектуальных актов. Идеальное не имеет самостоятельного от материального мира существования, оно всегда бестелесно. Это – субъективный образ объективного мира. Содержанием идеального всегда выступает материальный мир.
Материальное– область реальности, существующая объективно в форме веществ, полей, предметов и явлений.
35.Общественное сознание и его структура. Индивидуальное и общественное сознание. Формы общественного сознания. Общественная психология и идеология.
Общественное сознание, будучи отражением общественного бытия, реального образа жизни, развивается по законам, независимым от сознания отдельных людей, но всегда воздействует на способ их жизнедеятельности.
Между личным и общественным сознанием существует взаимосвязь и взаимодействие.
Многие идеи, предложенные личностями, становятся социально значимыми, являются идеалами, программами жизнедеятельности.
Общественное сознание имеет сложную и стройную структуру.
По глубине отражения реальности оно разделяется на уровни:
36.Вопрос о познаваемости мира в философии. Познавательное и ценностное отношение человека к миру. Субъект и объект познания. Многообразие форм познания.
Способы разрешения вопроса о познаваемости мира. 1) Гносеологический оптимизм: “ДА”, мир познаваем. (объективные идеалисты, материалистические течения) 2) Скептицизм: Отчасти явления мира можно познать, но сам мир “НЕТ”. (античные скептики, Кант) а) признает возможность получения знания о мире, но б) утверждает, что это знание не может быть абсолютно истинным, достоверным, соответствующим миру. 3) Агностицизм: Мир принципиально познать НЕЛЬЗЯ” (софисты, представители субъективного идеализма Юм, Беркли, Мах, Авенариус В самом широком смысле объект познания — вся объективная реальность, то, что познается. Объект— определенная область материальной действительности во всем ее многообразии, вовлеченная в процесс ее изучения субъектом. Вещь отлична от объекта познания, тем что она выступает безотносительно к субъекту познания. Объект — сама реальность или какой-то ее фрагмент, освоенный человеком.Предметомпознания выступает одно из конкретных проявлений данного объекта (его сторона, качество, свойство, отношение и пр.). Под субъектом познавательной деятельности понимается прежде всего человечество в его историческом развитии, хотя в конкретном процессе познания участвует не человечество в целом, а те или иные индивиды, группы людей, социальные общности и т.д. В процессе познания всегда существует взаимодействие субъекта и объекта. Причем, это гносеологическое отношение носит характер активности, единства и противоположности этих сторон. Типы, формы и модели познания Познание многообразно по формам отражения действительности. Оно выступает в форме: 1) индивидуально-субъективного знания (личные восприятия и представления вещей) и 2) объективированного (вне человека существующего) знания: литература, научные теории и пр. Познание разделяют по типам, по глубине отражения той или иной сферы жизнедеятельности: 1.элементарное познание (характерно для высших животных); 2.житейское ( строится на жизненном опыте и здравом рассуждении);3. донаучное (добытое знание приближенное, построенное на предположении или вере);4. художественное, вненаучное (построенное на эстетическх образах, культурных фенностях);5. научное (обоснованное, доказанное с помощью неопровержимых научных данных). Оно, в свою очередь, разделяется на: а) естественнонаучное, б) техническое, в) социально-гуманитарное. Последнее, в частности, также можно разделить на: этическое, юридическое, филологическое, экономическое и т.д.
Источник
Идеальное, его природа, проблематика, типология. Объективный и субъективный идеализм в их соотношении
Идеальное — философская категория, противоположность материального. Идеальное в идеалистической традиции понимается как самостоятельное нематериальное начало, существующее вне пространства и времени (дух, идеи). Идеальное в материалистической традиции понимается как отражение в сознании внешнего мира, субъективный образ объективной реальности. В марксизме трактуется как отражение внешнего мира в формах сознания и деятельности человека как общественного существа, продукт и форма социальной практики (в отличие от простого продукта пассивного индивидуального созерцания).
Идеальное в марксизме — субъективный образ объективной реальности, то есть отражение внешнего мира в формах деятельности человека, в формах его сознания и воли. Идеальное в марксизме есть не индивидуально-психологический, и, тем более, не физиологический факт, а факт общественно-исторический, продукт и форма духовного производства.
Идеальное осуществляется в многообразных формах общественного сознания и воли человека как субъекта общественного производства материальной и духовной жизни. По характеристике Маркса, «…идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».
У Гегеля определение идеального сугубо диалектично. Это то, чего нет и вместе с тем — есть. Это то, что не существует в виде внешней, чувственно воспринимаемой вещи, и вместе с тем существует как деятельная способность человека. Это бытие, которое, однако, равно небытию, или наличное бытие внешней вещи в фазе её становления в деятельности субъекта, в виде его внутреннего образа, потребности, побуждения и цели.
Непосредственно идеальное есть, таким образом, субъективное бытие предмета, или «инобытие» предмета, — бытие одного предмета в другом и через другое, как выражал эту ситуацию Гегель.
Идеальное как форма деятельности общественного человека существует там, где происходит, по выражению Гегеля, процесс «снятия внешности», то есть процесс превращения тела природы в предмет деятельности человека, в предмет труда, а затем — в продукт этой деятельности; это можно выразить и так:
- Форма внешней вещи, вовлеченной в процесс труда, «снимается» в субъективной форме предметной деятельности;
- Последняя же предметно фиксируется в субъекте в виде механизмов высшей нервной деятельности.
- Словесно выраженное представление превращается в дело,
- А через дело — в форму внешней, чувственно созерцаемой вещи, в вещь.
- субъективный идеализм Фихте
- объективный идеализм Шеллинга
- абсолютный идеализм Гегеля
Источник
3. Природа идеального
С точки зрения современных ученых и философов уже в психике животных можно видеть не только инстинкт, в виде передающихся по наследству сложных поведенческих программ, которые можно назвать застывшим низшим разумом биологического вида, но и определенный разум, связанный со знанием, основанном на индивидуальном опыте.
Этот разум позволяет животному ориентироваться в обстановке, вырабатывать определенный план действий и осуществлять их. Можно сказать, что у высших животных есть и определенный практический интеллект, который проявляется в непосредственной деятельности. Многочисленные работы современных этологов (специалистов по поведению животных) показывают, что животным свойственно не только инстинктивное поведение, но и мышление, связанное с существованием у них сложной психики и наличием аналитико-синтетических и других форм мыслительной деятельности, основанных на конкретном, образном мышлении.
Отличие мыслительной деятельности человека от животного заключается в том, что человек обладает выработанной в процессе социально-культурной практики членораздельной речью, сформировавшей у него наряду с образным абстрактное мышление. Языковое мышление является одной из форм действительного мышления человека, причем такой его формой, которая резко отличается от других. Оно предполагает идеальное отражение действительности и ее осмысление не в виде впечатлений и образов, а как «идеализированных предметов», т. Е. через значение слов, знаков и символов. Абстрактное мышление внесло качественные изменения в развитие человека и всего человечества, оно позволило как бы удвоить мир.
Проблема идеального в философии и психологии до сих пор остается дискуссионной. Особенно это касается природы идеального, его соотношения с сознанием и материей. С нашей точки зрения, наиболее оптимальным является рассмотрение идеального как продукта сознания отдельного человека, посредством которого сознание существует реально. Другими словами, сознание способно генерировать идеальные образы, знаки, символы, абстракции, отражающие и действительность, и само сознание, и, наконец, знание. Но идеальное не существует без материального: а) внешнего мира вещей, общества; б) физического субстрата – человеческого организма, психики, нервной системы, головного мозга; в) знаковой системы — искусственного и естественного языка. И хотя содержание идеального отличается от материального, они взаимосвязаны. Если содержание материального включает в себя взаимодействие между материальными объектами, которое сопровождается взаимообменом веществом, энергией, информацией, то содержанием идеального является сама по себе информация, обособленная от вещественно-энергетической стороны.
Рассматривая сознание с точки зрения информации, следует отметить, что сознание есть единство двух информационных форм: перцепции и мышления (образного представления и абстракции). Целостное содержание идеального и представляет собой их взаимодействие. Однако природа идеального такова, что человек способен оперировать не только образами, абстракциями, являющимися слепками окружающего ми 222 А, но и такими, которые возникают в результате вымысла, фантазии,т. Е. того, чего нет в реальной, объективной действительности. Подобная специфика идеального, сознания вообще, безусловно, свидетельствует о его творческом характере, с одной стороны, с другой – заключает возможность порождения в сфере идеального различного рода ошибок, заблуждений. Кроме того, она выступает в качестве аргумента в пользу отражательно-символической природы сознания. Идеальное в этой связи вневременно и внепространственно, хотя и существует во взаимосвязи с материальным. Реализуясь в различных сферах человеческой деятельности, идеальное одновременно является ее особым видом, придающим целенаправленный характер всей жизнедеятельности человека в целом. Каждый акт ее человек вначале «проигрывает» мысленно, т. Е. совершает его в идеальной форме. Вместе с тем следует учитывать и относительность сознания как идеального: отдельные отрезки своего пути сознание способно преодолеть силой собственной логики. Оно – заместитель, знак, символ, который меняет свои очертания независимо от предмета. К примеру, образ Вселенной у 222 А 222 игииозного человека и образ у атеиста.
Идеальное может быть когнитивным (гносеологическим) и аксиологическим (ценностным). Если когнитивное содержит образы будущих предметов, программы деятельности, модели, теории, гипотезы, то аксиологическое включает идеалы добра, красоты, справедливости.
Таким образом, можно сделать вывод, что идеальное охватывает весь спектр явлений субъективной реальности. Это всякое знание, информация в «чистом виде», существующее в духовном мире индивида и общества.
Источник