Природа искусство наука базарова

Тургенев «Отцы и Дети». взгляды Базарова на общество, людей, окружающий мир, искусство?

Что отрицает Базаров?
На этот вопрос он сам даёт короткий ответ: «Всё».

Базаров отрицает всё-самодержавие, крепостное право и религию.
всё то, что порождено «безобразным состоянием
общества»: народную нищету, бесправие, темноту,
патриархальную старину, общину, семейный гнёт и т. д.
Базаров- нигилист. Решительно и беспощадно отрицает он всё:
общественное устройство, пустословие, народолюбие,
а также искусство и любовь. Предметом его “поклонений”
является практическая польза.
Его философия бытия берёт своё начало из подобного отношения
к жизни и заключается в полном отрицании всех устоев общества,
всех верований, идеалов и норм человеческой жизни.

К природе Базаров подходит сугубо материалистически («Природа
не храм, а мастерская, и человек в ней работник»).
Он не признаёт духовного начала ни в природе, ни в человеке.
К человеку он относится как к биологическому организму:
“Все люди похожи друг на друга как телом, так и душой.
Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить
обо всех других. Люди что деревья в лесу, ни один ботаник
не станет заниматься каждою отдельною берёзой”.

Молодой нигилист Базаров отрицает все “романтические чувства”.
К любви он относится весьма холодно.
«Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской
любви, и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того,
что ни на что не стал способен, эта­кой человек — не мужчина»,-
замечает он.
Для Базарова любовная драма означает унижение и
воспринимается как проявление позорной слабости.
Впрочем, нельзя представить героя аскетом.
Он был “великий охотник до женщин и до женской красоты,
но любовь в смысле идеальном,
или, как он выражался, романтическом, называл белибердой,
непростительной дурью. ”.

Читайте также:  Охарактеризуйте природный капитал кубанского региона

Базаров отрицает искусство («Рафаэль гроша ломаного не стоит»).

Базаров ни во что не верит, кроме практического опыта и научного
эксперимента, поэтому он так спокоен, холоден, трезв, иногда
даже циничен.
Такое отрицание, бесспорно, носило революционный характер
и было свойственно революционным демократам 60-х годов.
Это прекрасно понимал сам Тургенев, в одном из писем по поводу
«Отцов и детей» говоривший о Базарове: «Он честен, правдив и
демократ до конца ногтей. если он называется нигилистом,
то надо читать: революционером».

Но слабость Базарова в том, что он, отрицая, ничего взамен
не предлагает. Базаров — разрушитель, а не созидатель.
Его нигилизм наивен и максималистичен.

Может стоило сначала заглянуть в гугл? 🙂

«Я хотел сделать из него лицо трагическое – тут было не до нежностей», – пишет о Базарове в одном из писем к Случевскому 14 апреля 1862 года И. С. Тургенев.
Первоначально по замыслу автора Базаров – «…не без цинизма, фраз и действительных способностей. Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ (смесь Добролюбова, Павлова и Преображенского) . Живет малым, доктором не хочет быть, ждет случая. Умеет говорить с народом, хотя в душе его презирает… Знает довольно много – энергичен, может нравиться развязностью, в сущности, бесподобнейший субъект – ибо без всякого энтузиазма и веры… «

Не поленитесь — прочитайте страничку с характеристикой личности, там более чем достаточно 🙂

Источник

Точка зрения Базарова. 1. Базаров о народе 2.Базаров об искусстве. 3.Базаров о природе. Помогите пожалуйста

Отношение к народу Павла Петровича и Базарова разное. Павлу Петровичу религиозность народа, жизнь по заведённым дедами порядкам кажутся исконными и ценными чертами народной жизни, умиляют его.

Читайте также:  Какие есть природные районы сибири

Базарову же эти качества ненавистны: «Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне согласиться с ним? » Одно и то же явление и называется по-разному, и по-разному оценивается его роль в жизни народа. Павел Петрович: «Он (народ) не может жить без веры». Базаров: «Грубейшее суеверие его душит». Просматриваются разногласия Базарова и Павла Петровича в отношении к искусству, природе. С точки зрения Базарова, «читать Пушкина-потерянное время, заниматься музыкой смешно, наслаждаться природою-нелепо». Павел Петрович, напротив, любит природу, музыку. Максимализм Базарова, полагающего, что можно и нужно во всём опираться только на собственный опыт и собственные ощущения, приводит к отрицанию искусства, поскольку искусство как раз и представляет собой обобщение и художественное осмысление чужого опыта. Искусство (и литература, и живопись, и музыка) размягчает душу, отвлекает от дела. Всё это «романтизм», «чепуха». Базарову, для которого главной фигурой времени был русский мужик, задавленный нищетой, «грубейшими суевериями», казалось кощунственным «толковать» об искусстве, «бессознательном творчестве», когда «дело идёт о хлебе насущном».
Природу Базаров называет не храмом, а мастерской, а человека в природе — работником. Для Аркадия, как и для всех Кирсановых природный мир — объект созерцания и любования. Для главного героя это означает барство. Базаров протестует против молитвенного созерцания природы, наслаждения баринами ее величием. Главный персонаж требует активного отношения с нею. Сам Базаров к природе относится как рачительный владелец ее. Природа начинает радовать его тогда, когда он лицезреет плоды постоянного контроля над ней. И тут также точки зрения Базарова и Аркадия не сходятся, хоть Аркадий и не сообщает об этом.

Источник

Взгляды Базарова (таблица цитаты)

«- Евгений Васильев, – отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом и, отвернув воротничок балахона, показал Николаю Петровичу все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно оживлялось улыбкою и выражало самоуверенность и ум».

Читайте также:  География природные ресурсы турций

2. Общественно-политические взгляды

Аркадий: «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип».

Базаров: «Мы действуем в силу того, что признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание. Мы отрицаем».

Аркадий: «Мы ломаем, потому что мы сила. … Сила – так и не дает отчета».

Базаров: «Нравственные болезни человека – от дурного состояния общества. Исправьте общество – и болезней не будет».

«- Мой дед землю пахал, – с надменной гордостью отвечал Базаров.

И в то же время презирает народ.

«… важно то, что дважды два четыре, а остальное пустяки».

«Все люди одинаковые, как деревья в лесу. Ни один ботаник не станет заниматься каждой отдельной березкой».

«Принципов вообще нет, а есть ощущения».

«Настоящий человек тот, которого надо слушаться или ненавидеть».

Отрицает искусство, поэзию, эстетическую сторону жизни.

«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».

«Рафаэль гроша медного не стоит».

«Природа не храм, а мастерская…».

«Я нахожу. Что говорить красиво неприлично».

7. Отношение к женщине, любви

«И что за таинственность отношений между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомия глаза, откуда тут взяться загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество. Пойдем лучше лягушек смотреть».

«Нравится тебе женщина – старайся добиться толку. Не получилось, ну, отойди – не свет клином сошелся».

«Этакое богатое тело, хоть сейчас в анатомический театр».

Источник

Оцените статью