Природа качества управление качеством

Природа и мера качества

Качество — это комплексная категория, которая в самом общем виде отражает совокупность свойств объекта и их соответствие предъявляемым требованиям.

Природа качества

Одной из самых древних проблем науки является определение истинной природы такой категории, как качество. Многогранный характер его происхождения и существования, а также использование в различных сферах деятельности общества, привели к возникновению нескольких направлений объяснения природы качества:

  • качество как философская категория;
  • качество как техническая категория;
  • качество как экономическая категория;
  • качество как социально-экономическая категория.

Основополагающей и фундаментальной в любом научном направлении обычно является философская точка зрения. Философия выявляет и изучает всеобщие законы развития природы, общества и мышления, общие принципы бытия и познания. Ее опорой является совокупность знаний, добытых в различных отраслях науки, что обуславливает поступательный характер философии.

Философия была первоисточником при изучении природы качества. В частности, древнегреческий мыслитель Аристотель одним из первых рассмотрел категорию «качество» (это произошло в IV в. до н.э.). По его мнению, качество является видовым отличием сущности (т.е. через качество предмет отличается от других вещей), характеристикой состояний сущности (посредством качества возможен переход из одного состояния в другое), свойством вещи (качество может выразить изменения свойств). Основное внимание Аристотель обращал на предметный характер качества.

Впоследствии природу категории «качество» рассматривали философы различных школ: Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк, И. Кант, Л. Фейербах, Г. Гегель, Ф. Энгельс и др. Однако философский смысл не претерпел кардинальных изменений. Качеством как философскую категорию принято сейчас называть, во-первых, признак, который отличает данную сущность от другой сущности, а во-вторых, непосредственную характеристику непосредственного бытия.

В некоторых случаях закономерности формирования и проявления свойств объектов должны быть изучены с инженерно-технической точки зрения. Речь идет про механические, физические, биологические, химические и другие свойства. В связи с этим качество еще рассматривают как техническую категорию.

В данном случае качество отражается в показателях безопасности, производительности, экономических, экологических параметрах и др. Выделение технического аспекта качества обусловлено участием постоянно развивающихся технологий и техники в оформлении качественных свойств объектов.

В настоящее время широкое распространение получил подход, согласно которому техническое качество признается нижней границей социально необходимого качества. Т.е. техническое качество находится на таком уровне, при котором объект еще обладает потребительной стоимостью, а ниже этого уровня не удовлетворяет потребностей.

Читайте также:  Можно ли пить природный цеолит

С точки зрения экономики качество представляет собой результат потребления исследуемого объекта. Он находит выражение в полезности объекта, т. е. в его способности удовлетворять какую-либо потребность (т. е. нужду в чем-либо). Тем самым, определяется потребительная стоимость объекта.

Полезность, устанавливаемая потребителем, имеет объективный характер. В основе полезности лежат естественные свойства объекта, которые так или иначе удовлетворяют те или иные потребности.

Повышение экономического качества происходит через повышение потребительной стоимости, которое, в свою очередь, случается чаще всего в результате экономии затрат труда при производстве и потреблении продукции. Экономия труда является причиной и следствием научно-технического прогресса.

Качество как социально-экономическая категория имеет обобщающее значение, поскольку она определяет для человека качество объектов его взаимодействия. Она признается сложной многоуровневой системой, которая имеет связи с совокупностью свойств системы «человек — среда жизнедеятельности».

Здесь зачастую используют такое понятие, как качество жизни. Оно является интегрированным понятием, которое объединяет в себе такие параметры, как качество образования, качество внешней среды, качество охраны здоровья, качество коммуникаций, качество продукции (услуг). Гарантом обеспечения качества жизни населения должно выступать государство.

Мера качества

Важной характеристикой качества является его мера. Она в настоящее время рассматривается как число, которое отображает измерение качества. Меры качества принято называть показателями качества, которые делятся на единичный (характеризует одно из свойств), комплексные (характеризует несколько свойств), обобщенный (комплексно характеризует несколько близких по значимости свойств) и интегральный (характеризует суммарный полезный эффект).

Формируя или введя любой показатель (т.е. количественную меру) качества, нужно иметь в виду следующие его компоненты: общественную потребность, конкретные условия, объект и градацию удовлетворяемых потребностей. Мера качества предназначена для определения текущего уровня способности удовлетворять потребность.

Как пример меры качества можно привести показатели качества промышленной продукции, которые сейчас активно используются предприятиями в аналитических целях. Так, выделяют показатели назначения, надежности, технологичности, унификации, безопасности, транспортабельности, обслуживания, а также патенто-правовые, экономические, эргономические, экологические, эстетические показатели.

Мера качества может осуществляться как в абсолютных, так и в относительных значениях. Ее определение и выражение может быть долевым (процентным), балльным, интервальным, словесным (описательным) и т. д.

Читайте также:  Зона экологического природного ландшафта

Источник

Управление качеством. Краткий курс

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Управление качеством». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

Оглавление

  • 1. Понятие качества. Качество как объект управления
  • 2. Характеристика требований к качеству. Показатели качества
  • 3. Методы оценки уровня качества продукции
  • 4. Качество услуг
  • 5. Инструментарий установления требований к качеству продукции. Метрология и стандартизация
  • 6. Дефектные изделия и причины их выпуска на предприятии

© Оформление. ООО «Издательство «Окей-книга», 2013

1. Понятие качества. Качество как объект управления

1. Понятие «качество» зародилось как философская категория. Впервые оно было подвергнуто анализу еще в III в. до н. э. Аристотелем, который под качеством понимал различие между предметами по признаку «хороший — плохой». Гегель определял качество как «тождественную с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество».

С развитием теории управления возникла потребность в функциональном определении качества. Известный японский ученый К. Исикава под качеством понимал свойство, реально удовлетворяющее потребителей. Дж. Джуран рассматривал понятие «качество» с двух сторон: с объективной стороны, качество — это пригодность для использования (соответствие назначению); с субъективной стороны — качество есть степень удовлетворения потребителя (для реализации качества производитель должен узнать требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла этим требованиям).

2. Определения качества для практической деятельности закреплены в государственных и международных стандартах. ГОСТ 15467-79 трактовал качество продукции как совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

В 1986 г. Международной организацией по стандартизации (ИСО) были сформулированы термины по управлению качеством для всех отраслей бизнеса и промышленности. Качество — совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

В 1994 г. терминология была уточнена. Стандартизировано следующее определение качества: качество — совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленным и предполагаемым потребностям.

Определение по ГОСТ Р ИСО 9000–2008: качество — степень соответствия присущих характеристик требованиям. Согласно этому же стандарту характеристика определяется как отличительное свойство, она может быть качественной или количественной, а требование является полным отражением установленных или предполагаемых потребностей.

Читайте также:  От природы обладает характером

3. При рассмотрении понятия качества как объекта управления необходимо оперировать такими понятиями, как:

цель управления — это желаемое, возможное и необходимое состояние объекта управления, которое должно быть достигнуто в будущем. Процесс осознания и формулирования цели управления является одним из первых и важнейших элементов процесса управления. Главная цель управления дифференцируется и конкретизируется в целевых подсистемах системы управления в виде целевых функций, выполнение которых жестко связано с выходными количественными показателями предприятия;

объект управления — вся совокупность свойств продукции либо какая-то их часть, группа или отдельное свойство;

субъект управления — управляющие органы всех уровней и лица, призванные обеспечить достижение и содержание планируемого состояния и уровня качества продукции;

функции управления — это границы управленческой деятельности, т. е. продукт процесса разделения и специализации труда в сфере управления;

методы управления — это способы целенаправленного воздействия на объект управления в целях поддержания его устойчивости в заданных рамках функционирования и в процессе перевода из одного состояния в другое.

4. Выделяют следующие методы управления качеством:

экономические, обеспечивающие создание экономических условий, которые побуждают коллективы предприятий, конструкторских, технологических и других организаций изучать запросы потребителей, создавать, изготавливать и обслуживать продукцию, удовлетворяющую эти потребности и запросы (правила ценообразования, условия кредитования, экономические санкции за несоблюдение требований стандартов и технических условий и др.);

материального стимулирования, предусматривающие, с одной стороны, поощрение работников за создание и изготовление высококачественной продукции (создание систем премирования за высокое качество, установление надбавок к заработной плате и др.), а с другой — взыскание за причиненный ущерб от дефектов продукции;

организационно-распорядительные, осуществляемые посредством обязательных для исполнения директив, приказов, указаний руководителей, а также требований нормативной документации;

воспитательные, оказывающие влияние на сознание и настроение участников производственного процесса, побуждающие их к высококачественному труду и четкому выполнению специальных функций управления качеством продукции. К их числу относятся моральное поощрение за высокое качество продукции, воспитание гордости за честь предприятия и др.

Источник

Оцените статью