Природа конфликта виды конфликтов

23. Природа и типы конфликтов в организации. Фазы развития конфликта

Конфликт происходит от латинского слова («conflictus» — столкновение) столкновение противоречивых или несовместимых сил.

Конфликт означает несогласие сторон, при котором одна сторона пытается добиться принятия своих взглядов и помешать другой сделать тоже самое. Конфликт может быть между индивидуумами и группами или между группами. Более полное определение конфликт – это противоречие, возникающее между людьми, коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствия согласия между двумя и более сторонами. Конфликты также проявляются между фирмами, компаниями, ассоциациями в пределах одной организации, а также в мире бизнеса. Конфликты, возникающие в организации, называются организационными и проявляются в виде диспутов, конфронтации, противоречий. Но какой бы ни была природа организационного конфликта, менеджер должен проанализировать его, понять и уметь управлять им.

Когда конфликт в организации, неуправляем, то это может привести к конфронтации (когда структурные подразделения перестают общаться друг с другом). Такая позиция приводит к разобщению и деградации коллектива и организации в целом.

Большинство руководителей придерживаются мнения, что конфликты необходимо по возможности избегать или немедленно разрешать, т.к. только они возникают.

Природу любого конфликта составляет ситуация, включающая либо противоположные позиции сторон по какому-то вопросу, либо противоположной цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний и влечений оппонентов. Конфликтная ситуация таким образом, обязательно включает объекты и субъекты конфликта, это и есть база природы конфликтов. Что бы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой. Инцидент может возникнуть, как по инициативе субъектов конфликтов (оппонентов), так и независимо от их воли и желания, вследствие либо объективных обстоятельств, либо случайностей. Кроме этого, конфликтная ситуация может передаваться или переходить к новым оппонентам. Она может создаваться оппонентами намеренно ради достижения цели в настоящем или будущем, но может быть порождена во вред себе. В развитии каждого конфликта можно фиксировать появление новой конфликтной ситуации, её исчезновение и прекращение. Любое изменение конфликтной ситуации приводит к прекращению данного конфликта, а может к началу нового.

Читайте также:  Индия природная зона какая

В зависимости от исходной ситуации конфликта, определяют типы конфликтов в организации:

    1. внутриличностный конфликт возникает тогда, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования, в том числе и производственного характера, несогласующиеся с личными потребностями и ценностями. Этот конфликт проявляется, как ответ на рабочую перегрузку или недогрузку.
    2. межличностный конфликт проявляется, как столкновение личностей с разными характерами. На производстве этот конфликт проявляется при ограниченном количестве ресурсов, оборудования, когда каждый старается заполучить это первым или в доле премии по поощрению других лиц.
    3. конфликт между личностью и группой проявляется тогда, когда личность займёт позицию отличную от группы.
    4. межгрупповой конфликт – любая организация состоит из формальных и неформальных групп, между которыми могут быть различные конфликты.
    1. Когда конфликтная ситуация – это то, что надо устранить.
    2. Конфликтная ситуация возникает всегда раньше конфликта.
    3. Формулировка должна подсказать, что делать, как надо себя вести, при этом не допускать падения своего имиджа.
    4. Необходимо задавать себе вопрос, почему пока не уточнили первопричину возникновения конфликта.
    5. Сформулируйте конфликтную ситуацию своими словами.
    6. В формулировке обойдитесь без мнения лица виновного в конфликте.

    Источник

    1.18 Природа и причины конфликта Типы конфликтов Управление конфликтом.

    Конфликт — столкновение противоположных интересов, противоречие во взглядах и в отношениях. Во многих ситуациях Конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений более эффективным.

    Функциональные конфликты приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений. Выделяют следующие основные функциональные последствия конфликтов для организации: — Проблема решается таким, путем, который устраивает все стороны, и все чувствуют себя причастными к ее решению. — Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь. — Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов. — Практика разрешения конфликтов между руководителем и подчиненными разрушает так называемый «синдром покорности» — страх открыто высказывать свое мнение, отличное от мнения старших по должности. — Улучшаются отношения между людьми. — Люди перестают рассматривать наличие разногласий как «зло», всегда приводящее к дурным последствиям.

    Дисфункциональные конфликты препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений. Основными дисфункциональными последствиями конфликтов являются: — Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми. — Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям. — Представление об оппоненте, как о «враге», его позиции — только как об отрицательной, а о своей позиции — как об исключительно положительной. — Сокращение или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной. — Убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы. — Чувство обиды, неудовлетворенность, плохое настроение.

    Можно выделить несколько основных причин конфликтов в организациях. Распределение ресурсов. Необходимость их распределять практически всегда приводит к конфликтам, так как люди всегда хотят получать не меньше, а больше, и собственные потребности всегда кажутся более обоснованными. Взаимозависимость задач. Если один человек (или группа) зависит от другого человека (или группы) в выполнении задачи, то это всегда возможность для конфликтов. Различия в целях. Вероятность такой причины возрастает по мере увеличения организации, когда она разбивается на специализированные подразделения. Различия в способах достижения целей. Очень часто руководители и непосредственные исполнители могут иметь разные взгляды на пути и способы достижения общих целей даже при отсутствии противоречивых интересов. Неудовлетворительные коммуникации. Неполная или неточная информация, или отсутствие необходимой информации часто является не только причиной, но и деструктивным следствием конфликта. Различие в психологических особенностях. личностные особенности: темперамент, характер, потребности, установки, привычки и т. д.

    Существует 4 основных типа конфликта: Внутриличностный — имеет место тогда, когда отсутствует согласие между различными психологическими факторами внутреннего мира личности: потребностями, мотивами, ценностями, чувствами и т. д. Межличностный — проявляется в различиях характера, взглядах, манерах поведения людей (то есть субъективные причины), но чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы (материальные средства, оборудование, производственные площади, рабочую силу и т. п.). Конфликт между личностью и группой возникает тогда, когда кто-либо из членов организации нарушает нормы поведения или общения, сложившиеся в неформальных группах. Межгрупповой — это конфликт между формальными и (или) неформальными группами, из которых состоит организация.

    Различают структурные и межличностные способы управления конфликтами. К структурным методам относят: Четкую формулировку требований, то есть разъяснение требований к результатам работы как каждого конкретного работника. Использование координирующих механизмов, то есть строгое соблюдение принципа единоначалия, когда подчиненный знает, чьи требования он должен выполнять. Установление общих целей и формирование общих ценностей, то есть информирование всех работников о политике, стратегии и перспективах организации, а также о состоянии дел в различных подразделениях. Использование системы поощрений, которая основана на критериях эффективности работы, исключающая столкновение интересов различных подразделений и работников.

    Источник

    Читайте также:  Памятники природы федерального статуса
Оцените статью