Природа края моего внеурочной деятельности

План-конспект мероприятия внеурочной деятельности «Природа родного края»

2. Название внеурочной деятельности (мероприятия): «Природа родного края».

Форма внеурочной деятельности: беседа, заочное путешествие.

3. Цель: расширить знания детей о природе родного края.

— расширить кругозор учащихся о природе родного края;

— воспитывать чувство гордости за малую родину, чувство восхищения красотой природы края;

— развивать бережное отношение к природе родного края.

— представление о личной ответственности за свои поступки через практику бережного отношения к растениям, животным.

— расширять и уточнять представления детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с понятиями «заказник», «заповедник».

— уметь оценивать себя и других, уметь работать в коллективе;

— уметь слушать других, отвечать на вопросы, задавать вопросы.

5. Материалы и оборудование: слайд-презентация «Наш край», видео «Красоты Ярославской области», раздаточный материал.

6. Используемые источники: Перфильева Н.Б. «Растительный мир Ярославской области», http://www.floranimal.ru/ — Растения и животные, песня Марка Бернеса «С чего начинается Родина», интернет – ресурсы, презентация, составленная преподавателем, раздаточный материал.

7. Описание содержания деятельности.

1. Приветствие. Эмоциональный настрой.

— Ребята, улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне, а я подарю вам; подарите свои улыбки нашим гостям и гости подарят свои улыбки вам. Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите своему товарищу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится.

2. Постановка учебной задачи: познакомиться с природой Ярославской области, красотами малой родины.

Звучит фрагмент песни «С чего начинается Родина».

— сегодня мы с вами отправимся в путешествие по страницам родного края.

Остановка 1. (слайд 1) «Леса и луга Ярославской области»

Остановка 2. (слайд 2) Игра «Угадай по описанию».

Живут эти грибы на деревьях или пнях большими компаниями (опята)

В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны. А в сырую погоду блестят, будто смазанные маслом (маслята)

Красивый гриб, яркий. А есть его нельзя! Но и уничтожать тоже. (мухомор)

Срежь гриб и вскоре увидишь: ножка его на срезе потемнела. А у этого не темнеет никогда. Даже если ее высушишь (белый гриб)

Ягоды эти похожи на малину. Только черного цвета. Да еще и колючки, как у ежа имеются (ежевика)

Остановка 3. (слайд 3) «Подводное царство».

Остановка 4 (слайд 4) «Птицы-наши друзья».

Остановка 5 (слайд 5) Игра- разминка «Птицы».

Условие игры: послушайте внимательно стихотворение про птиц. Если я назову НЕ ПТИЦУ – хлопните в ладоши. Договорились?

Мухи (хлопают в ладоши) и стрижи.

— Что болтики не нравятся? Заменим!

Гаечки, кукушки. (гаечки – это птички)

Остановка 6. «Лесная аптека»

Лес — не только для забавы,

Он — богатство всей страны.

Читайте также:  Моя обязанность перед природой

Все деревья в нем и травы

Лес, как сказочное царство,

Там кругом одни лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке

Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (мох сфагнум)

Какая ягода заменяет лимон? (клюква)

Листья какого растения можно приложить к ране? (подорожник)

Какую траву очень любят кошки? (валериану)

Какими лечебными качествами обладает мать-и-мачеха? (используют от кашля)

Листья этого растения используют от отеков и ушибов, привязывая на нужные места (лопух)

Эти ягоды северного растения пригодятся тем, у кого проблемы со зрением (черника)

Не найти лекарства вкуснее, чем варенье из этих ягод, помогающих от высокой температуры (малина)

Остановка 6. «Маленькие тайны природы».

Назовите хищное насекомое, питающееся в воздухе (стрекоза)

Какой зверь строит дом с бассейном? (бобр)

Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (погибает)

Как называется птица, которая выводит птенцов зимой? (клёст)

У этой птицы – самые длинные ноги. Обитает преимущественно в тропиках и субтропиках (фламинго)

Эта птица, обитающая в тропиках, имеет необычные перья, которые напоминают густую шерсть, а сама она меньше всего похожа на птицу (киви)

Яйца этих крупных птиц могут весить до 10 кг (страус)

Этот паук считается самым большим на Земле (паук- птицеяд)

В своем летательном мастерстве эти птицы дошли до того, что могут спать на лету на высоте выше облаков (стрижи)

Какое растение носит название глаза птицы и является ядовитым? (вороний глаз)

Остановка 7. Творческое задание.

Коллективная работа — нарисовать мини – плакат на тему «Природа родного края».

Источник

Программа внеурочной деятельности «Природа родного края»

Представленная программа курса факультатива по краеведению «Природа родного края» рассчитана на применение в общеобразовательной школе, а также в системе дополнительного образования при систематическом проведении занятий. Программа ориентирована на учащихся начальных классов.

Учащиеся этого возраста уже понимают практическую ценность природы для людей, но её глобального значения в жизни человека ещё не осознают. Кроме того, недостаточно оценивают влияние человека на природу и возникающие изменения в ней в связи с деятельностью человека.

В связи с этим, возникает необходимость более близкого знакомства с природой родного края, современным её состоянием и влиянием человека на окружающую среду.

Изучение природы родного края, её ресурсов, а также воспитание

экологически грамотного поведения в природе.

1.Познакомить учащихся с представителями флоры и фауны родного края.

2. Формировать простейшие экологические понятия и навыки у учащихся.

3.Формировать положительную мотивацию деятельности учащихся по сохранению природы родного края.

4.Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Природа родного края» »

В настоящее время перед образовательными учреждениями остро стоят проблемы:

— экологического воспитания современных школьников;

— формирования бережного отношения к окружающей природе.

Поэтому на сегодняшний день необходимы программы дополнительного образования, направленные на формирование экологически грамотной личности.

Читайте также:  Крымский лекарь дом природы

Предлагаемая программа занятий факультатива «Природа родного края» направлена на удовлетворение этих требований.

2)Пояснительная записка.

Представленная программа курса факультатива по краеведению «Природа родного края» рассчитана на применение в общеобразовательной школе, а также в системе дополнительного образования при систематическом проведении занятий. Программа ориентирована на учащихся начальных классов.

Учащиеся этого возраста уже понимают практическую ценность природы для людей, но её глобального значения в жизни человека ещё не осознают. Кроме того, недостаточно оценивают влияние человека на природу и возникающие изменения в ней в связи с деятельностью человека.

В связи с этим, возникает необходимость более близкого знакомства с природой родного края, современным её состоянием и влиянием человека на окружающую среду.

Изучение природы родного края, её ресурсов, а также воспитание

экологически грамотного поведения в природе.

1.Познакомить учащихся с представителями флоры и фауны родного края.

2. Формировать простейшие экологические понятия и навыки у учащихся.

3.Формировать положительную мотивацию деятельности учащихся по сохранению природы родного края.

4.Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения мыслить, сравнивать, обобщать, делать выводы. Занятия кружка включают кроме теоретического материала, экскурсии, работу по изготовлению гербария, викторины.

Всё это позволит учащимся понять красоту, уникальность природы родного края, необходимость её охраны.

Выполнение практических работ направлено на:

— применение теоретических знаний на практике;

— личные наблюдения учащихся;

— работу с дополнительной литературой.

Программа включает в себя курс, состоящий из двух разделов:

1. Растительный мир. Растения родного края.

2. Животный мир. Обитатели Волгоградской области.

Программа рассчитана на 17 учебных часов: из них теоретические – 13 часов, практические – 3 часа, экскурсии – 1 час.

Занятия факультатива могут проводиться 1 раз в 2 недели по 1 часу или 1 раз в неделю по 0,5 часа. Занятия могут проводиться со всем коллективом, по группам, индивидуально.

Формы контроля промежуточных результатов.

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:

Условия реализации программы.

Программа будет успешно реализована, если:

-будет усвоен весь, предусмотренный программой материал и проведены все практические занятия;

-будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся;

-будет использоваться разнообразный дидактический материал.

По окончании курса обучения учащиеся должны знать:

  • значение живых организмов в природе и жизни человека;
  • представителей животного и растительного мира родного края;
  • По окончании курса обучения учащиеся должны уметь:
    • вести простейшие наблюдения в природе;
    • самостоятельно работать с дополнительной литературой;
    • устно описывать объекты природы;
    • изготавливать гербарии: частей растений, травянистых растений.
    • научиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей.
    • соблюдать правила поведения в природе

    Содержание курса. Вводное занятие (1 час). Знакомство с новым предметом. Знакомство с новым понятием экология. Раздел 1. Растительный мир. Растения родного края. (8ч.) Цели и задачи: Усвоить основные понятия раздела, познакомить с видовым составом растений Волгоградской области, растениями, занесёнными в Красную книгу. Содержание: Растительный мир (общие понятия). Отличительные признаки форм растений. Лекарственные растения. Сорняки. Охрана растений Волгоградской области. Формы занятий: Лекция, аналитическая и эвристическая беседы, экскурсии, работа с наглядными пособиями и дополнительной литературой, создание гербариев. Основные понятия: растения, растения — сорняки, лекарственные растения, растения Красной книги Волгоградской области. Раздел 2. Животный мир. Обитатели Волгоградской области.(8ч.) Цели и задачи: усвоить основные понятия раздела. Формировать умение выделять по морфологическим (внешним) признакам группы животных. Формировать умения правильно вести себя в природе. Содержание: Насекомые. Де и как зимуют насекомые. Насекомые Волгоградской области. Рыбы, обитающие в реках Волгоградской области. Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Охрана рыб. Кочующие, осёдлые и перелётные птицы. Охрана и привлечение птиц. Звери, обитающие на территории Волгоградской области. Охрана животных. Формы занятий: Беседа, работа с наглядными пособиями, работа с литературой, познавательные и интеллектуальные игры. Основные понятия: Насекомые. Промысловые рыбы. Кочующие, осёдлые, перелётные птицы. Животные.
    4)Тематическое планирование.

    п/п Название темы Количество часов Всего часов
    теория практика
    1. Вводное занятие. Что такое экология? 1 1
    Растительный мир. Растения родного края. (8ч.)
    2. Растительный мир. Общие понятия. Травы, кустарники, деревья: сходство, отличие. Части растений. Растения нашей области. 1 1
    3. Экскурсия «Где растут деревья?» (виды деревьев, места распространения) 1 1
    4. Осенние краски природы (смена окраски листьев, листопад). Сбор и создание гербариев. 1 2 3
    5. Травы. Лекарственные растения Волгоградской области. 1 1
    6. Растения – сорняки и вредители здоровья человека. Волгоградской области. 1 1
    7. Зелёный мир вокруг нас. Викторина. Или экскурсия в Краеведческий музей. 1 1
    Животный мир. Обитатели Волгоградской области.(8ч.)
    8. «Мал золотник – да дорог». Насекомые. 1 1
    9. Рыбы, обитающие в реках области. 1 1
    10. Промысловые рыбы, рациональное их использование. 1 1
    11. Птицы – обитатели Волгоградской области. 1 1
    12 Птицы осёдлые, кочующие, перелётные. 1 1
    13. Звери, обитающие на территории области. 1 1
    14. Героизм животных, их помощь людям. 1 1
    15. Животные Волгоградской области, занесённые в Красную Книгу. Устный журнал. 1 1
    17

    5) Литература для учителей. 1. Акимушкин И.И. Мир животных. — М.:Мысль,1998. 2. Благосклонов К.Н. Охрана природы. Изд.2-е, перераб. И доп. – М.:Колос, 1984. 3. Кубанцев Б.С. Животный мир Волгоградской области. 4. Кубанцев Б.С.Птицы северных районов Нижнего Поволжья.- Волгоград, 1982. 5. Красная книга. Редкие и охраняемые растения и животные Волгоградской области. – Волгоград,2007. 6. Шопыгина Т.А. Птицы. Кто они такие? – ГНОМиД, 2000. 7. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. – М.,2003. 8.Борейко В.Е. Экологическая этика. – М.:Изд-воМНЭПУ,2002
    Литература для учащихся. 1. Всё обо всём. Энциклопедия для детей. – Т.5. – М., Слово АСТ, 1998. 2.Сладков Н.И. Азбука леса. – Л.: Детская литература, 1986. 3.Верзилин Н.М. Лечебница в лесу. – Л.: Детская литература, 1997.

    Источник

    Читайте также:  Опасности вызываемые различными атмосферными явлениями природа возникновения прогноз методы защиты
Оцените статью