Природа любит тишину знак

«Природа любит тишину, или Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»

Тема: «Природа любит тишину, или Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении».

Ø изучение правил постановки запятой и точки с запятой в БСП;

Ø формирование устанавливать смысловые отношения между частями БСП, определять интонационные особенности этих предложений и исходя из этого выбирать постановку знаков препинания;

Ø способствовать осознанию взаимосвязи между миром природы и человеком с целью формирования духовно-нравственных ценностей.

Тип учебного занятия: комбинированный.

Ресурсное обеспечение учебного занятия: учебное пособие (Русский язык, 9 класс. Авторы: Мурина Л.А., Литвинко Ф.М., Долбик Е.Е.), раздаточный материал для организации познавательной деятельности учащихся; презентация по теме урока; репродукция картины Б.Кустодиева «Масленица»; флипчарт.

I. Организационно-мотивационный этап

Задача: проверить учащихся к работе на уроке.

2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

Задачи: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания; организовать и направить на достижение цели познавательную деятельность учащихся.

Проверка домашнего задания по схемам (схемы на доске).

Прием «ВЕРНО-НЕВЕРНО» (Отметьте верные утверждения)

1) Сложные предложения, части которых связаны между собой по смыслу и интонационно, без помощи союзов и союзных слов, называются бессоюзными.

2) В состав сложного бессоюзного предложения могут входить два, три и более простых предложения.

3) По строению бессоюзные сложные предложения делятся на предложения с последовательным, однородным и параллельным (неоднородным) подчинением.

4) Сложные предложения, части которых связаны между собой не союзами, а с помощью союзных слов, называются бессоюзными.

5) В состав сложного бессоюзного предложения могут входить односоставные предложения.

6) В зависимости от того, какие смысловые отношения складываются между частями бессоюзного сложного предложения, определяют постановку знаков препинания: запятой, точки с запятой, двоеточия, тире.

Парная работа (у всех пар одинаковые вопросы. Вопросы на карточках: 3 – одного цвета, 3 — другого) – устно.

Самопроверка (ответы проецируются на экран)

1 балл за 3 правильных ответа, учащиеся записывают на полях в тетради возле домашнего задания карандашом.

3. Тема, целеполагание. Мотивация учебной деятельности.

Задача: подготовить учащихся к активному и осознанному усвоению нового материала.

Тема зашифрована в магических прямоугольниках.

— Чтобы двигаться дальше мы с вами сформулируем сейчас тему урока, а поможет нам в этом небольшое упражнение для тренировки глаз.

Фронтальная работа. Один из учащихся записывает на флипчарте.

Учитель на доске. Далее учащиеся формулируют личностные цели урока и также записывают на флипчарте.

— Тема нашего урока, вы уже заметили, состоит из двух частей. А как эти части взаимосвязаны мы с вами проследим в процессе нашего учебного занятия.

II . Изучение нового материала (восприятие, осмысление, запоминание), проверка понимания материала.

Задачи: дать учащимся конкретные представления об изучаемом материале; формировать пунктуационный навык; способствовать восприятию, осознанию, первичному обобщению и систематизации новых знаний.

Ø Работа с учебным пособием. Анализ упр. 272 (по вариантам: 1 вариант записывает предложения 1-ое, 3-е; 2 вариант – 2-ое, 4-ое предложения) – упражнение выполняется в тетради.

Прочитайте, соблюдая перечислительную интонацию. Обратите внимание на длительную паузу перед точкой с запятой. В каких предложениях действия совершаются одновременно, а в каких следуют друг за другом?

Читайте также:  Дополните таблицу характеризующую природный комплекс сарыарка

1. Сыплет дождик, летят мокрые листья, идут низенькие тучи, грязь прямо хлещет с гор жирными потоками (Ю. Домбровский).

2. Звенели кузнечики; посвистывали, шныряя в кустах, птахи; роняли на тёплую грудь земли свои нескончаемые трели хохлатые умельцы (В. Шукшин).

3. Сверкнула молния, грянул гром (М. Пришвин).

4. Как-то раз Владимир Красное Солнышко рассердился за смелые слова на Илью Муромца; приказал он взять его, отвести в глубокие погреба и там запереть (В. Гаршин)

— В самом распределении предложений по вариантам есть объяснение постановки знаков препинания. Почему 1 вариант работал с предложениями 1, 3, а 2 – с предложениями 2, 4.

Ø Работа с учебным пособием.

1) Чтение правила на с. 156 вслух

2) Работа с алгоритмом

3) Работа с опорными картами (на доске)

радуется
принарядилась

— Какой знак препинания мы поставим между частями бессоюзного сложного предложения?

— Как мы можем распространить предложения, чтобы поменялся знак препинания между частями бессоюзного сложного предложения? (знаки препинания доставить мелом)

(Учащиеся по желанию выполняют это задание на доске и записывают полученные варианты в тетрадь)

— Можно ли соотнести это предложение с картиной Бориса Кустодиева «Масленица»? Почему? А какое отношение эта картина имеет к сегодняшнему дню?

Ø Работа с учебным пособием упр. 274 (работа в группе)

1. Прочитайте. Как вы считаете, почему бессоюзные предложения с перечислительными отношениями так широко используются в пейзажных зарисовках? В каких пейзажных зарисовках присутствует человек, отражается его настроение, физическое и эмоциональное состояние? Какими средствами это достигается?

2. Спишите, решая орфографические и пунктуационные задачи.

1. Жаркий (пол)день сушит на деревьях листья от..желевшие от зноя ветки бе(с/сс)ильно свеш..вают(?)ся на забор синими оранж..выми глазками мелькают в кустах серё..ки в глубокие щели между досками видна (з/с)бегающая (в)низ тр..пинка (В. Осеева).

2. Кусты заш..велились всп..рхнула (полу)со(н/нн)ая птичка. (Тёмно)синее небо пос..рело подёрнулось нежными перистыми обл..чками серый (полу)мрак подн..мался с земли (В. Гаршин).

3. Заж..гались ф..нари тепло осв..щались окна магазинов чернели фигуры идущих по тр..туарам вечер синел как синька в городе становилось сладко уютно…(И. Бунин)

4. Вечер тиш..на занесён(н/нн)ого снегом дома шумная лесная в..юга (с)наружи…(И. Бунин)

5. В шалаше тёплый ре..кий дух вялой травы. Звенит гдне(то) крох..тная пр..нзительная мушка горяч..ю тиш..ну нап..лняет (не)утомимый ровный сухой стрек..т кузнеч..ков (В. Шукшин)

— Каждая группа обсуждает орфографические и пунктуационные задачи своего предложения (от 1-го до 5-го – 5 групп), записывает предложения в тетрадь, решая орфографические и пунктуационные задачи.

При проверке: учащиеся под номером 1 читают предложение своей группы, соблюдая интонацию и объясняя постановку знаков препинания.

Учащиеся по номером 2 подчеркивают и называют грамматические основы в предложении.

Учащиеся под номером 3 объясняют правописание слов, с пропущенными буквами в этом предложении.

Учащиеся под номером 4 строят схему предложения.

1 балл на поля за правильно выполненное задание.

— Давайте назовем орфограммы, которые мы сегодня с вами повторили, выполняя это упражнение.

Читайте также:  Карта охраняемых природных территорий липецкой области

(Проверяем написание с помощью «Облака слов»)

Получаем бонусы для творческой работы (ключевые слова для составления текста по картине: закатное небо; расписные сани; нарядные купола; любовь к жизни; радость и бодрость; любовь к своему, русскому; Кустодиев – художник даровитый; любящий искусство; изучающий природу; красивую сторону русской жизни; наполнена светом и праздником; наполнена добром и счастьем; картина, насыщенная весельем; морозным счастьем, неделя народного гулянья; проводы зимы; нарядные люди; пекли блины; снежный город; меховые шапки; яркие узорчатые платки; готовились к празднику; готовились с любовью, укрытые снегом улицы; веселая детвора, праздник с угощением и весельем, масленичный разгул, развертывается во всю ширь, традиции семьи, чистосердечная простота, подбрасывая блинчики, заказывая весну.)

III. Первичное закрепление знаний.

Задачи: проверить первичное понимание учебного материала, формировать умение применять знания в стандартной ситуации.

Прочитайте тексты и маркерами разных цветов выделите БСП (одним цветом — с запятой, другим цветом – с точкой с запятой, третьим – с другим знаком препинания).

Поставьте пропущенные знаки препинания.

1. Особенно хорошо здесь ранней осенью. На рябину прилетают кормиться дрозды в сухих листьях ежевики шуршат ежи осенью сюда приходят лоси. Я не сразу догадался, почему под вечер почти всегда вижу двух-трех лосей. Однажды все прояснилось: они приходили пожевать яблоки. Поляна упирается в заполненный рыжим бурьяном брошенный сад. Неизвестно, кто и когда забыл посаженный сад. Деревья в нем выродились плоды дают только растущие от корней ветки. Охотников до нестерпимо кислых яблок в лесу, кажется, не было. Но однажды, присев на краю сада, я услышал: яблоки похрустывали на чьих-то зубах.

2. Ледяное небо по ночам блистало созвездиями. Сириус сверкал в глухой воде озер, как синий алмаз Сатурн подымался над безмолвием сосновых боров в осенние сумерки Юпитер закатывался в лугах, за Окой. Иногда в полночь робкий дождь перешептывался в саду с листвой. Я выходил на порог, прислушиваясь к сонному бормотанию дождя, и жалел милых друзей оставшихся в Москве: они не могли наслаждаться этой картиной.

3. Тихо было на небе и на земле изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем.

Мы тронулись в путь с трудом пять худых кляч тащили наши повозки и тюки по извилистой дороге на Гуд-Гору мы шли пешком, сзади подкладывая камни под колеса. Когда лошади выбивались из сил, казалось, дорога вела на небо. Снег хрустел под ногами воздух становился редким, тяжелым.

Задание выполняется индивидуально: выставляется 3 балла на полях (по одному баллу за каждый текст).

— Вспомните, как звучит тема нашего урока. Почему в название вынесены строки «Природа любит тишину»? Какой темой, на ваш взгляд, объединены предложенные тексты.

IV. Формирование умений и навыков на готовом материале (тренировочные упражнения).

Задача: закрепить знания и умения, необходимые учащимся для самостоятельной работы по новому материалу.

— Чтобы выполнить следующее задание успешно, обратите, пожалуйста, внимание на правую часть таблицы, где указаны виды предложений, которые вам надо найти. Отметка за все правильные ответы 1 балл.

Читайте также:  Камни природные валуны галька

1. Установите соответствие между колонками таблицы (знаки препинания не расставлены)

(Индивидуальная работа) – проверка на флипчарте (записывают учащиеся).

А. У подъезда стояли широкие розвальни и от лошадей шел густой пар.

1. БСП с перечислительными отношениями.

Б. Последние клочки туч беспорядочно неслись еще по небу море стихало колыхаясь и как бы стыдясь своего разгула.

2. Части БСП отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены.

В. Его пальто, фуражка, волосы всё было покрыто снегом.

Г. Зимняя ночь тянулась долго-долго чёрные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший сад.

4. Предложение с однородными членами

(отметка за все правила – 1 балла)

— Сейчас мы с вами подошли к выполнению одного из самых интересных, на мой взгляд, заданий. Называется оно «Найди ошибку».

2. «Найди ошибку». Укажите номера предложений с допущенными пунктуационными ошибками и запишите исправленный вариант (акцентировать внимание на пунктуационной норме).

1) А грива у него розовая копыта тоже розовые.

2) Все это было ещё в январе, теперь же наступила весна.

3) Мела пурга-метелица и леденила кровь.

4) Колосья тихо бьют вас по лицу васильки цепляются за ноги перепела кричат кругом лошадь бежит ленивой рысью.

5) Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.

6) Мы ехали по широкой распаханной равнине чрезвычайно пологими волнообразными раскатами сбегали с неё невысокие тоже распаханные холмы.

7) Воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит веселым блеском изумруда.

8) Всё было ледяным и обжигало руки топор котелок ветки.

(на флипчарте записывают ответы)

V . Формирование умения на основе применения знаний в нестандартных условиях (творческое задание для самостоятельной работы).

— «Природа любит тишину», но! В русском языке есть исключения. И, возможно, составляя текст к картине «Масленица», вы отойдете от этого правила.

Составьте текст (5-6 предложений, 3 из которых БСП) к картине Б.Кустодиева «Масленица».

Можете использовать опорные слова, которые некоторые из вас получили при выполнении предыдущих заданий.

(Заслушивание выполненных работ учащихся)

Задача: сообщить учащимся о домашнем задании, прокомментировать его выполнение.

Выучить правило на с. 156, выполнить упр. 275 (1 вариант — нечетные номера, 2 вариант – четные) – по образцу.

VII . Подведение итогов и рефлексия

Задача: проанализировать свою деятельность на учебном занятии с целью корректировки и планирования дальнейшей работы.

— Опрос (возвращение к теме и целям).

— Откройте конверты. Что вы нашли в них? (на карточках знаки препинания). Какой знак препинания вы поставили бы в конце предложения «Тема урока была мне понятна» и почему? (выборочно спросить). Каким БСП вы выразите свое состояние на уроке и какой знак препинания вам понадобится? Почему? (выборочно спросить)

Я попрошу вас поднять карточки и прокомментировать ваш ответ.

Источник

Оцените статью