Природа люди древней индии урок

Природа и люди древней Индии
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Оборудование: Презентация «Природа и люди древней Индии», учебник для 5 класса Вигасин А.А., Годер, Г.И. «История Древнего мира».

Ожидаемые результаты: Учащиеся должны знать, где находится Индия; называть основные географические объекты полуострова Индостан; уметь рассказывать о природе, занятиях и религии Древней Индии.

Учитель зачитывает познавательную задачу

«Один древний путешественник вернулся на родину.

– Представляешь, — рассказывал он приятелю, — в какой удивительной стране я побывал! Там на кустах растет белая шерсть.

– Ну, какой же ты выдумщик и враль! – ответил ему приятель.

– Не хочешь – не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее красивые и прочные ткани… А еще жители этой страны добывают мед без пчел и ездят на слонах.

Тема нашего урока «Природа и люди древней Индии»

Работа строится на основе заполнения таблицы ЗХУ (приложение № 1).

  1. Учитель предлагает учащимся заполнить первый столбец таблицы, записав в нем все то, что они знают о древней Индии.
  2. Обсуждение заполненного столбца в парах.
  3. Учитель опрашивает 2-3 пары. На основе данных опрошенных заполняет первый столбец таблицы ЗХУ на доске.
  4. Что мы еще хотим узнать о природе и людях Индии – Учитель просит составить по 2 тонких и толстых вопроса.
  5. Учитель записывает все вопросы учащихся во второй столбец таблицы ЗХУ и предлагает выделить «основные» вопросы данной темы.

Изучение нового материала

1. Географическое положение и природные условия Индии

Итак, мы начинаем наше путешествие по Древней Индии. Для начала, нам нужно выяснить, где находится эта страна, и ее основные географические объекты.

Индия находится на юге материка Евразия, на полуострове Индостан. С запада, с востока и с юга полуостров омывает Индийский океан. С севера ее границей служат самые величайшие горы Земли – Гималаи. Отсюда начинают свой бег к океану две великие реки – Инд и Ганг.

Отметим на карте географические объекты: Индийский океан, Гималаи, Инд и Ганг.

Индия лежит близко к экватору, а Гималаи не дают проникнуть холодным ветрам с севера, поэтому большую часть года здесь очень жарко и влажно.

Когда ветер дует с юга и гонит дождевые тучи с океана, то горы останавливают их. Поэтому два месяца в году, в июле и августе, в Индии льют дожди и реки выходят из берегов.

Читайте также:  Математическое моделирование природных процессов

В каких странах Африки и Западной Азии вы встречали разливы рек (Египет, Междуречье)?

В древности долину Ганга покрывали густые, труднопроходимые леса – джунгли.

«Что хорошего, и что плохого могли принести джунгли людям?». Стр. 93-95 учебника прочитать и ответить на этот вопрос. (Человек питался фруктами, растущими в джунглях: плодами манго, бананами, кокосовыми орехами и др. Индийцы охотились на диких зверей, ловили птиц. Приносили дрова для очага. Джунгли были опасны ядовитыми насекомыми, змеями, разными хищными зверями).

Давайте прочтем отрывок, посвященный природе Индии, из поэмы “Махабхарата” и ответим на вопрос: «Какие еще животные населяли джунгли полуострова Индостан»? Читали ли вы книгу Р.Киплинга «Маугли»? О каких животных джунглей там рассказывается?

  • На каком полуострове находится Индия?
  • Какой океан омывает Индию с запада, востока и юга?
  • Какие горы защищают Индию с севера?
  • Назовите реки, протекающие по её территории?
  • Что такое джунгли?

Какие животные проживали в джунглях (да – хлопаем, нет – топаем)

Львы, жирафы, крокодилы, обезьяны, попугаи, пантеры, львы, волки, тигры, черепахи, бегемоты, антилопы, кабаны.

Первые поселения в Индии возникли еще в каменном веке на берегах рек Инд и Ганг. Почему? (Вода источник жизни, плодородные почвы)

Каковы же были занятия населения Древней Индии?

1 группа читает текст Занятия жителей Индии (приложение 2).

2 группа читает текст Занятия жителей Индии (приложение 3).

Прочитав текс документов, составьте кластер «Занятия жителей Индии»

Решите историческую задачу.

В начале 20 в. английские археологи обнаружили развалины индийских городов Мохенджо-Даро и Хараппа, основанных в III тысячелетии до н.э. Особенно их поразил Мохенджо-Даро. Двухэтажные кирпичные дома стояли вдоль широких улиц. В комнатах были найдены золотые украшения, глиняные фигурки идолов, гири, сосуды и игрушки из глины.

(Люди строили города, дома. Были развиты ремесла, торговля)

Рассмотрите карту. Что еще можете добавить в свой кластер.

Давайте сравним ваши кластеры с моим кластером.

3. Религиозные верования индийцев.

Единого бога в Древней Индии не было. Первоначально индийцы обожествляли животных: слонов, коров, львов и обезьян. Но особо почитали корову. Считалось, что все исходящее от коровы, свято и обладает целебными свойствами. Чтобы очистить себя от греха, индиец прислуживал корове. Временами он даже жил в коровнике.

В какой другой древней стране также поклонялись животным?

Читайте также:  Понятие природы эволюция отношений общества природе

Позднее у индейцев появились боги, с головами животных . Одним из главных богов был мудрый Ганеша с головой слона. Почитали индийцы и Ханумана – царя обезьян.

Более 4 тысячелетий тому назад из множества богов главное место заняли три бога.

Бог Брахма — творец и правитель мира. Он создал вселенную, людей и дал им законы. Обычно его изображают с четырьмя лицами, обращенными к четырем сторонам света.

Бог Вишну очень добрый бог, он всегда помогает людям и всем живым существам на Земле. Обычно Вишну изображают человеком с синей кожей, одетым в яркую оранжевую одежду.

Бог Шива — грозный носитель сил космоса, который и создает, и разрушает. Шива может погубить, а может и спасти. Обычно Шиву изображают танцующим многоруким и многоглазым. Его священный танец символизирует вечное вращение вселенной.

Учитель предлагает поработать с таблицей с верными и неверными утверждениями (приложение № 4).

§ 20 с. 93-97. Прочитать отрывок из сочинения Диодора Сицилийского “Природные богатства Индии” и письменно ответить на вопрос: «Почему греки считали Индию «волшебной сказочной страной»?

  1. Где находится Индия?
  2. Есть ли там реки?
  3. Какая природа?
  4. Занятия жителей Индии?
  5. Религиозные верования индийцев?

«Природные богатства Индии»

Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями, много широких плодородных равнин, отличающихся красотой и пересеченных множеством рек.

Большая часть индийских земель орошается и потому приносит урожай два раза в год. Изобилует Индия и разнообразными животными — как наземными, так и летающими, отличающимися величиной и силой. Многочисленных и весьма крупных слонов взращивает индийская земля, в изобилии доставляя им корм, благодаря чему индийские слоны значительно превосходят своей силой тех, что живут в Ливии.

Обилие плодов, доставляющих пропитание людям, весьма способствует тому, что люди там отличаются рослостью и дородством. К этому следует добавить, что они сведущи в искусствах, быть может оттого, что дышат чистым воздухом и пьют тончайшего состава воду.

В Индии произрастает много проса, орошаемого обилием речной влаги, много различных бобовых, а также рис и многое другое из того, что полезно для пропитания. И все это большей частью дикорастущее.

Поэтому Индия никогда, говорят, не знала голода или общей недостачи того, что необходимо для пропитания. Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона — один зимний, когда, как и у других, происходит сев пшеницы, другой — летний, во время которого сеют рис и просо.

Читайте также:  Общество является частью природы среды

Основным занятием древних индийцев было земледелие. В заболоченных долинах рек индийцы сажали рис. Выращивали также сахарный тростник и хлопчатник. Из сахарного тростника, растущего по болотистым берегам рек, получали сладкий порошок — сахар. Из хлопчатника они делали пряжу, а затем ткали легкие, удобные в жарком климате ткани, но такие тонкие, что платье можно было продеть сквозь маленькое колечко. Там, где было суше, сеяли пшеницу и ячмень. В северных районах страны, где выпадает мало дождей, индийцы еще в древности строили оросительные системы , похожие на египетские.

Индийцы разводили скот. Археологические раскопки позволили установить, что в каждом крестьянском хозяйстве имелись коровы, козы, овцы и домашняя птица. Многие индийцы держали кошек и собак. Из всех домашних животных больше всех ценилась корова. Она давала людям молоко, простоквашу, масло и поэтому её называли божественной кормилицей.

С тех давних времен, когда люди занимались собирательством, древние индийцы знали разные растения и цветы, которые можно было употреблять в пищу и из которых можно было получать различные пряности и благовония. Богатая и щедрая природа Индии давала людям такие растения, каких не было больше нигде. Индийцы научились их возделывать и использовать. Позже пряности и благовония стали продавать торговцам из разных стран.

С течением времени удобных мест для поселений вдоль рек перестало хватать. И тогда индийцы стали строить деревни на краю джунглей. Так они отвоевывали землю у непроходимого леса. Иногда деревни строились на краю джунглей. Животные, обитавшие в джунглях, оказывались соседями людей. И с ними приходилось вести постоянную борьбу или приручать. Жителям Индии удалось приручить слонов. Слоны перевозили тяжести, таскали бревна. Специально обученные животные участвовали в сражениях. На их спинах находились воины, которые поражали врагов стрелами. Боевые слоны затаптывали противников. Древние индийцы были искусными мастерами. Они изготовляли на гончарных кругах глиняные сосуды и покрывали их красивыми узорами. Индийцы умели делать обожженный кирпич. И из него жители Индии строили свои жилища. Индийцы были превосходными ткачами. Они широко использовали медь и бронзу, делая из них ножи, булавы, гири, бусы, печати.

Индийцы были превосходными кораблестроителями и путешественниками. Их торговые караваны, вероятно, достигали городов Месопотамии и Египта.

Источник

Оцените статью