Природа и люди древней Индии
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме
Оборудование: Презентация «Природа и люди древней Индии», учебник для 5 класса Вигасин А.А., Годер, Г.И. «История Древнего мира».
Ожидаемые результаты: Учащиеся должны знать, где находится Индия; называть основные географические объекты полуострова Индостан; уметь рассказывать о природе, занятиях и религии Древней Индии.
Учитель зачитывает познавательную задачу
«Один древний путешественник вернулся на родину.
– Представляешь, — рассказывал он приятелю, — в какой удивительной стране я побывал! Там на кустах растет белая шерсть.
– Ну, какой же ты выдумщик и враль! – ответил ему приятель.
– Не хочешь – не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее красивые и прочные ткани… А еще жители этой страны добывают мед без пчел и ездят на слонах.
Тема нашего урока «Природа и люди древней Индии»
Работа строится на основе заполнения таблицы ЗХУ (приложение № 1).
- Учитель предлагает учащимся заполнить первый столбец таблицы, записав в нем все то, что они знают о древней Индии.
- Обсуждение заполненного столбца в парах.
- Учитель опрашивает 2-3 пары. На основе данных опрошенных заполняет первый столбец таблицы ЗХУ на доске.
- Что мы еще хотим узнать о природе и людях Индии – Учитель просит составить по 2 тонких и толстых вопроса.
- Учитель записывает все вопросы учащихся во второй столбец таблицы ЗХУ и предлагает выделить «основные» вопросы данной темы.
Изучение нового материала
1. Географическое положение и природные условия Индии
Итак, мы начинаем наше путешествие по Древней Индии. Для начала, нам нужно выяснить, где находится эта страна, и ее основные географические объекты.
Индия находится на юге материка Евразия, на полуострове Индостан. С запада, с востока и с юга полуостров омывает Индийский океан. С севера ее границей служат самые величайшие горы Земли – Гималаи. Отсюда начинают свой бег к океану две великие реки – Инд и Ганг.
Отметим на карте географические объекты: Индийский океан, Гималаи, Инд и Ганг.
Индия лежит близко к экватору, а Гималаи не дают проникнуть холодным ветрам с севера, поэтому большую часть года здесь очень жарко и влажно.
Когда ветер дует с юга и гонит дождевые тучи с океана, то горы останавливают их. Поэтому два месяца в году, в июле и августе, в Индии льют дожди и реки выходят из берегов.
В каких странах Африки и Западной Азии вы встречали разливы рек (Египет, Междуречье)?
В древности долину Ганга покрывали густые, труднопроходимые леса – джунгли.
«Что хорошего, и что плохого могли принести джунгли людям?». Стр. 93-95 учебника прочитать и ответить на этот вопрос. (Человек питался фруктами, растущими в джунглях: плодами манго, бананами, кокосовыми орехами и др. Индийцы охотились на диких зверей, ловили птиц. Приносили дрова для очага. Джунгли были опасны ядовитыми насекомыми, змеями, разными хищными зверями).
Давайте прочтем отрывок, посвященный природе Индии, из поэмы “Махабхарата” и ответим на вопрос: «Какие еще животные населяли джунгли полуострова Индостан»? Читали ли вы книгу Р.Киплинга «Маугли»? О каких животных джунглей там рассказывается?
- На каком полуострове находится Индия?
- Какой океан омывает Индию с запада, востока и юга?
- Какие горы защищают Индию с севера?
- Назовите реки, протекающие по её территории?
- Что такое джунгли?
Какие животные проживали в джунглях (да – хлопаем, нет – топаем)
Львы, жирафы, крокодилы, обезьяны, попугаи, пантеры, львы, волки, тигры, черепахи, бегемоты, антилопы, кабаны.
Первые поселения в Индии возникли еще в каменном веке на берегах рек Инд и Ганг. Почему? (Вода источник жизни, плодородные почвы)
Каковы же были занятия населения Древней Индии?
1 группа читает текст Занятия жителей Индии (приложение 2).
2 группа читает текст Занятия жителей Индии (приложение 3).
Прочитав текс документов, составьте кластер «Занятия жителей Индии»
Решите историческую задачу.
В начале 20 в. английские археологи обнаружили развалины индийских городов Мохенджо-Даро и Хараппа, основанных в III тысячелетии до н.э. Особенно их поразил Мохенджо-Даро. Двухэтажные кирпичные дома стояли вдоль широких улиц. В комнатах были найдены золотые украшения, глиняные фигурки идолов, гири, сосуды и игрушки из глины.
(Люди строили города, дома. Были развиты ремесла, торговля)
Рассмотрите карту. Что еще можете добавить в свой кластер.
Давайте сравним ваши кластеры с моим кластером.
3. Религиозные верования индийцев.
Единого бога в Древней Индии не было. Первоначально индийцы обожествляли животных: слонов, коров, львов и обезьян. Но особо почитали корову. Считалось, что все исходящее от коровы, свято и обладает целебными свойствами. Чтобы очистить себя от греха, индиец прислуживал корове. Временами он даже жил в коровнике.
В какой другой древней стране также поклонялись животным?
Позднее у индейцев появились боги, с головами животных . Одним из главных богов был мудрый Ганеша с головой слона. Почитали индийцы и Ханумана – царя обезьян.
Более 4 тысячелетий тому назад из множества богов главное место заняли три бога.
Бог Брахма — творец и правитель мира. Он создал вселенную, людей и дал им законы. Обычно его изображают с четырьмя лицами, обращенными к четырем сторонам света.
Бог Вишну очень добрый бог, он всегда помогает людям и всем живым существам на Земле. Обычно Вишну изображают человеком с синей кожей, одетым в яркую оранжевую одежду.
Бог Шива — грозный носитель сил космоса, который и создает, и разрушает. Шива может погубить, а может и спасти. Обычно Шиву изображают танцующим многоруким и многоглазым. Его священный танец символизирует вечное вращение вселенной.
Учитель предлагает поработать с таблицей с верными и неверными утверждениями (приложение № 4).
§ 20 с. 93-97. Прочитать отрывок из сочинения Диодора Сицилийского “Природные богатства Индии” и письменно ответить на вопрос: «Почему греки считали Индию «волшебной сказочной страной»?
- Где находится Индия?
- Есть ли там реки?
- Какая природа?
- Занятия жителей Индии?
- Религиозные верования индийцев?
«Природные богатства Индии»
Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями, много широких плодородных равнин, отличающихся красотой и пересеченных множеством рек.
Большая часть индийских земель орошается и потому приносит урожай два раза в год. Изобилует Индия и разнообразными животными — как наземными, так и летающими, отличающимися величиной и силой. Многочисленных и весьма крупных слонов взращивает индийская земля, в изобилии доставляя им корм, благодаря чему индийские слоны значительно превосходят своей силой тех, что живут в Ливии.
Обилие плодов, доставляющих пропитание людям, весьма способствует тому, что люди там отличаются рослостью и дородством. К этому следует добавить, что они сведущи в искусствах, быть может оттого, что дышат чистым воздухом и пьют тончайшего состава воду.
В Индии произрастает много проса, орошаемого обилием речной влаги, много различных бобовых, а также рис и многое другое из того, что полезно для пропитания. И все это большей частью дикорастущее.
Поэтому Индия никогда, говорят, не знала голода или общей недостачи того, что необходимо для пропитания. Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона — один зимний, когда, как и у других, происходит сев пшеницы, другой — летний, во время которого сеют рис и просо.
Основным занятием древних индийцев было земледелие. В заболоченных долинах рек индийцы сажали рис. Выращивали также сахарный тростник и хлопчатник. Из сахарного тростника, растущего по болотистым берегам рек, получали сладкий порошок — сахар. Из хлопчатника они делали пряжу, а затем ткали легкие, удобные в жарком климате ткани, но такие тонкие, что платье можно было продеть сквозь маленькое колечко. Там, где было суше, сеяли пшеницу и ячмень. В северных районах страны, где выпадает мало дождей, индийцы еще в древности строили оросительные системы , похожие на египетские.
Индийцы разводили скот. Археологические раскопки позволили установить, что в каждом крестьянском хозяйстве имелись коровы, козы, овцы и домашняя птица. Многие индийцы держали кошек и собак. Из всех домашних животных больше всех ценилась корова. Она давала людям молоко, простоквашу, масло и поэтому её называли божественной кормилицей.
С тех давних времен, когда люди занимались собирательством, древние индийцы знали разные растения и цветы, которые можно было употреблять в пищу и из которых можно было получать различные пряности и благовония. Богатая и щедрая природа Индии давала людям такие растения, каких не было больше нигде. Индийцы научились их возделывать и использовать. Позже пряности и благовония стали продавать торговцам из разных стран.
С течением времени удобных мест для поселений вдоль рек перестало хватать. И тогда индийцы стали строить деревни на краю джунглей. Так они отвоевывали землю у непроходимого леса. Иногда деревни строились на краю джунглей. Животные, обитавшие в джунглях, оказывались соседями людей. И с ними приходилось вести постоянную борьбу или приручать. Жителям Индии удалось приручить слонов. Слоны перевозили тяжести, таскали бревна. Специально обученные животные участвовали в сражениях. На их спинах находились воины, которые поражали врагов стрелами. Боевые слоны затаптывали противников. Древние индийцы были искусными мастерами. Они изготовляли на гончарных кругах глиняные сосуды и покрывали их красивыми узорами. Индийцы умели делать обожженный кирпич. И из него жители Индии строили свои жилища. Индийцы были превосходными ткачами. Они широко использовали медь и бронзу, делая из них ножи, булавы, гири, бусы, печати.
Индийцы были превосходными кораблестроителями и путешественниками. Их торговые караваны, вероятно, достигали городов Месопотамии и Египта.
Источник