Природа медного всадника пушкина

Человек и природа в поэме Пушкина «Медный всадник»

В поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» показаны взаимоотношения между человеком и природой.

Еще в начале повествования (во вступлении) даются некоторые пейзажные зарисовки, позволяющие сказать о том, где находится построенный по воле Петра I Санкт-Петербург: «берег пустынных волн», «широко река неслася», «мшистые, топкие берега», «лес, неведомый лучам в тумане спрятанного солнца, кругом шумел».

Фраза «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно» демонстрирует, что человек пытается пользоваться всем тем, что ей дает природа. Санкт-Петербург был построен не только благодаря желанию Петра I, но и благодаря природным условиям, позволяющим осуществить государственные цели. Море помогает Петру I и всей России вести торговлю с европейскими государствами.

Выражение «побежденная стихия», которое относится к Неве, когда ее «одели в гранит», показывает, что человек стремится покорить природу и сделать так, чтобы она действовала в его интересах. В дальнейшем повествовании А.С. Пушкин покажет, удается ли человеку действительно покорить природу.

А.С. Пушкин показывает, что природа помогает человеку, ведь все нижеперечисленное – символ Санкт-Петербурга: «полнощных стран краса и диво», «оживленные берега», «темно-зеленые сады», которые покрыли острова, «Невы державное теченье», «задумчивые ночи», «прозрачный сумрак, блеск безлунный», «зимы жестокой недвижный воздух и мороз».

Но природа, как показано в поэме, не только помогает, но и способствует разрушению.

Самым ярким представителем природы в поэме «Медный всадник» становится водная стихия, которая выступает как бунтарь в виде наводнения. Из-за наводнения погибает большое количество людей, включая и возлюбленную главного героя Евгения Парашу. Из-за природной стихии многие люди столкнулись с горем и несчастьем, с настоящей трагедией, как Евгений, который потерял свою возлюбленную, а с ней – и смысл дальнейшей жизни.

Нева представлена как живой организм, которого не устраивает, что она оказалась ограничена людьми. Нева бунтует, показывая, что ее нельзя покорить. Здесь показана природная стихия, которая мстит человеку за то, что он сделал попытку ограничить ее свободу. Люди воспринимают бунт Невы как божью кару, царь называет морскую стихию «божьей стихией». Это вновь подчеркивает обособленность природы, ее независимость от человека.

Читайте также:  Ооо природный газ инн

Важно, что даже царь, наблюдающий за бунтующим наводнением, ничего не может с ним сделать. А.С. Пушкин вводит слова царя: «С божией стихией Царям не совладеть». Это говорит о том, что с природой не может справиться не только обычный люд, к которому относится Евгений и его возлюбленная Параша, но и даже царь. А.С. Пушкин показывает, что «побежденная стихия» оказалась «побеждена» лишь с внешней стороны. Природа оказывается независима.

Таким образом, человек и природа оказываются в тесной взаимосвязи: человек стремится воспользоваться тем, что дала природа; природа в некоторых случаях помогает человеку (возможность вести торговлю с другими государствами), в некоторых случаях – приносит негативные последствия (наводнение стало причиной многочисленных трагедий отдельных представителей народа); природа оказывается сильнее человека, так как она ни от кого не зависит.

Источник

В чем заключается образ стихии и его символическое звучание в поэме Медный всадник

Стихия в пушкинском произведении образ отрицательный. Ведь наводнение, описанное поэтом, ломает судьбы жителей, лишает крова и пропитания, отнимает жизни. Буйство стихии безжалостно разрушает все, что попадается на пути, неся горе и хаос Петербургу. Она, по мнению повествователя, воплощение зла и «Божий гнев». Рассмотрим, как автор рисует образ стихии и его символическое звучание в поэме Медный всадник….

Краткий обзор

Анализ первой части «Медного всадника» показывает, как резко противопоставлена она бодрым и красочным описаниям белых ночей и весны Петербурга во вступлении. Унылые пейзажи осени (ветер дует, «печально воя») создают ощущение неизбежного. Символика этой части поэмы пронизана предчувствием беды. Природа словно предупреждает жителей о надвигающейся катастрофе. Петербург из озаренной светом столицы превращается в город-сумрак («было поздно и темно»). Меняется и облик реки. Нева уже не плещется широко и не течет державно. И уже в первой части поэмы ей становится тесно в оковах берегового гранита: река стремится на волю.

Описание наводнения

Образ стихии своенравной Невы и его символическое звучание усиливают драматизм неизбежного в поэме «Медный всадник». Река не хочет уже мириться с каменными набережными, ограничивающими ее течение:

  • сначала мечется в сковавшей ее «стройной ограде»,
  • затем гневается, бурлит, «клокоча »,
  • и бросается на старого врага — «Петра творенье», чтобы утопить в своих водах.
Читайте также:  Каком либо природном сообществе

Потоп срывает с Петербурга весь его столичный лоск, выворачивает наизнанку, достает наружу все, что было спрятано от посторонних глаз. Наводнением вымыло «обломки хижин», кровлю и даже гробы. Устоял лишь гордый всадник, наблюдая за общим хаосом: устрашающая характеристика наводнения только подчеркивает общий трагизм фабулы поэмы.

В чем заключается образ стихии и его символическое звучание в поэме Медный всадник

Иллюстрация наводнение к поэме «Медный всадник»

Способы изображения событий

Не свойственные общему стилю поэмы литературные приемы, такие, как развёрнутые сравнения и метафоры, используются именно для описания наводнения, чтобы подчеркнуть главный конфликт произведения, показать непредсказуемость и стихийность происходящего:

  1. Сравнения. Характеристика масштабов бедствия особенно красноречива в сравнении наводнения с набегом шайки разбойников. Потоп здесь показан необузданной, безликой и разрушающей силой. Анализ поэмы раскрывает противоречивый и многоликий образ Невы, который создают многочисленные и образные сравнения реки: с грабителем-злодеем, разъяренным зверем, кинувшимся на город.
  2. Повторы. Иррациональность стихии автор произведения подчеркивает тройным повтором слова «вдруг», нагнетая при этом дополнительные средства выразительности.
  3. Метафоры. Анализ произведения показывает: в яростной стихии для поэта заключена особая мощь и поэзия, которая так же притягательна, как и стройные громады воздвигнутой Петром Первым цивилизации. Это подчеркивают метафоры и другие выразительные средства: «…злые волны//Как воры…» Анализ стиля поэмы поражает читателя обилием метафор в изображении стихии.

Описание наводнения завершается в поэме «Медный всадник» насыщением Невы, которая отступает, любуясь «своим … возмущением». Однако река лишь затаилась, готовая каждое мгновенье показать свою разрушительную силу.

В чем заключается образ стихии и его символическое звучание в поэме Медный всадник

А.С. Пушкин Медный всадник образ стихии.

Стихия для поэта

Литературные приемы, которые Пушкин использует для изображения наводнения, указывают на то, какую «непостижимую уму» мощь, способную одновременно и созидать, и разрушать, видел в ней поэт. Только при соприкосновении или при противостоянии ей может родиться действительно нечто великое и значимое. В поэме незримо присутствует демоническая сила, таившаяся в «дикой» природе стихии. Однако сам автор, в отличие от своего героя царя Петра, убежден, что природу до конца покорить нельзя. И чтобы показать всю мощь и беспощадность этого стихийного бунта, поэт применяет так обильно разнообразные средства выразительности.

Отличительные черты произведения

При небольшом объеме (примерно 500 строф) в поэме органично соединены несколько планов повествования: история и современные дни, реальность и вымысел, детали частной жизни и задокументированные хроники. Это отразилось не только в самой фабуле, но также повлияло на ее построение и стиль. Особенности произведения следующие.

Читайте также:  Набор юный физик природа магнетизма

Своеобразие сюжета

Основной конфликт – это противостояние естественного начала (природы) и цивилизации (насильственного насаждения рамок, ограничений, правил). На событийном уровне он воплощается в наступлении стихии на град Петров. Развитию конфликта способствует символика поэмы. Вольная река, которую по приказу царя заковали в гранит, взбунтовалась, поднялась и безжалостно затопила город. Заложниками конфликта становятся главный герой Евгений и его возлюбленная Параша, которая погибает во время наводнения.

Особенности композиции

В чем заключается образ стихии и его символическое звучание в поэме Медный всадник

Произведение имеет непомерно длинное вступление, занимающее около 1\3 текста. Состоит из первой части, повествующей о бунте стихии, второй части, описывающей результат наводнения, и заключения, занимающего всего несколько строк, и потому не выделенного автором в отдельную главу.

Жанровое своеобразие

Повествование нельзя определить как историческое, ведь образ Петра, созданный в данном произведении, далек от исторической фигуры. Поэма рассказывает не об эпохе Петра, а об отражении его дел на окружающей поэта современности через события, связанные с наводнением 1824 года, на примере жизни «маленького человека» Евгения. Пушкин далек от создания героической поэмы в классическом ее понимании.

Поэтому совершено точно можно определить жанр произведения как лирико-эпическая поэма. Однако Пушкин подписал ее как «Петербургская повесть». Неужели поэта можно упрекнуть в незнании жанровой классификации? Конечно, нет. Своим подзаголовком не на жанр указывает Пушкин, а на «истинность происшествия», то есть место описываемого действия, колорит повествования.

Символика

В образах заключен философский аллегорический смысл. В Медном всаднике описано наводнение, которое на самом деле произошло в Петербурге, однако в авторской трактовке образ стихии наделен глубоким смыслом: природа не подчинилась даже царю, сумевшему обуздать Россию и построить на болоте наперекор всему новую столицу. Использованы самые яркие краски, выразительные сравнения в описании наводнения. И Нева, и ветер, выступают на страницах одушевленными существами.

Александр Сергеевич Пушкин. Поэма «Медный всадник»

А. С. Пушкин Медный всадник. Вступление

Заключение

Пушкин вкладывает свою точку зрения в уста Александра I, который считает, что со стихией не справиться даже царям. Однако и стихия не властна над памятником Петру, который возвышается над волнами, как символ противоборствующей силы, по мощи, равной силе самой природы.

Источник

Оцените статью