1. Природа и сущность управления: понятие управления, управление и менеджмент, субъекты и объекты управления, разновидности управления.
Под управлением понимают совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы в заданном состоянии и (или) перевод ее в новое более жизненное состояние организации путем разработки и реализации целенаправленных воздействий.
Если управление — это воздействие, значит существуют: среда (система управления); средства (механизм управления); действия (процесс управления).
Понятие «управление» и «менеджмент» часто употребляются как синонимы, в то же время между ними имеются различия.
«Менеджмент» — английское слово, в переводе оно означает «управление». Тем не менее в русском языке слова «управление» и «менеджмент» употребляются в разных контекстах. Слово «менеджмент» обычно употребляется по отношению к людям, коллективам и организациям: менеджмент означает управление этой организацией. Менеджмент можно рассматривать как в формальных (законодательно закрепленных), так и в неформальных организациях.
Менеджмент — это: способ, манера общения с людьми; власть и искусство управления; особого рода умелость и административные навыки, которым обычно обучают; орган управления — административная единица, без которой не может существовать ни одна организация.
Кроме того, менеджмент -это умение использовать опыт, навыки, знания, интеллект для достижения целей; -это область человеческого знания, способствующая приобретению навыков управления; -это подготовка определенной категории людей для выполнения работ по управлению.
По мнению Короткова менеджмент — это целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность. Управление по его мнению — это процесс выработки и осуществления управляющих воздействий.
Субъект управления — это тот, кто (что) управляет. Это может быть как одушевленный субъект (президент, менеджер, бригадир и т.п.), так и неодушевленный (менеджмент, министерство, администрация, правительство и пр)
Объект управления — это тот, кем (чем) управляют. Это также может быть как одушевленный объект (рабочий, специалист, служащий и др.), так и неодушевленный (бригада, цех, завод и др.).
Между субъектом и объектом управления обязательно существует связь.
Виды менеджмента — специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.
2. Функции управления: понятие, значение, классификация.
Функции управления – это относительно обособленные направления управленческой деятельности, которые позволяют осуществлять определенное воздействие на управляемый объект для достижения поставленной цели.
Функции управления подразделяются на два вида: общие и конкретные.
Под общими понимают те функции, которые выполняются всеми органами управления независимо от целей и задач. К общим функциям относятся: планирование, организация, регулирование, стимулирование, контроль, учет и анализ.
Процесс управления начинается с постановки цели (планирования) и заканчивается учетом, контролем и анализом, после чего управленческий цикл повторяется.
Общие функции взаимосвязаны между собой. Так, планирование организуется, контролируется, координируется, стимулируется и анализируется. Хорошо организованный контроль без регулирования деятельности теряет свой смысл. Научно разработанный план при плохой организации дела не приведет к намеченному результату и т.д. Поэтому, управление тогда достигает высшей эффективности, когда всем основным функциям уделяется необходимое внимание и каждая реализуется в соответствии с ее местом и содержанием.
Планирование как функция управления заключается в определении целей управляемого объекта и разработке программы его действий в виде прогнозирования, перспективных, текущих и оперативных планов, где определяются пути и средства для достижения поставленных целей.
Функция организации призвана обеспечить реализацию намеченной в плане цели путем формирования управляющей и управляемой подсистем, а так же налаживание связей и отношений между ними.
Необходимость координирования или регулирования вызвана внешними и внутренними воздействиями на производственную систему. Основная задача функции “регулирование” заключается в обеспечении устойчивости системы при выполнении поставленных задач.
Стимулирование (мотивация) заключается в побуждении коллективов людей к повышению эффективности их деятельности.
Функция контроля состоит в непрерывном наблюдении, анализе и оценке хода производственного процесса. Таким образом, общие функции в единстве обеспечивают целостность процесса управления.
Конкретные функции отражают специализацию деятельности. Наиболее распространенными являются: оперативное планирование и управление производством;
· управление технологической подготовкой и научно-техническим развитием производства;
· управление технической подготовкой, ремонтным, транспортным и др. видами обслуживания;
· прогнозирование и технико-экономическое планирование;
· управление трудовыми ресурсами и социальным развитием коллектива;
· управление материально-техническим снабжением и сбытом продукции (маркетинг);
· управление капитальным строительством и реконструкцией;
· управление финансовыми ресурсами и учет;
· управление хозяйственным обслуживанием;
Для осуществления непрерывности производственного процесса необходимо скоординировать действия всех конкретных функций, что достигается функцией общего (линейного) руководства предприятием и его внутрихозяйственными подразделениями.
3. Планирование как функция управления: понятие и виды, этапы, принципы. Стратегическое планирование.
Планирование – это способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения операций, это своего рода инструмент принятия управленческих решений.
Планирование базируется на следующих принципах:
1) Участие максимального числа сотрудников организации в работе над планом уже на самых ранних этапах его составления..
2) Непрерывность, планированиерассматривается как постоянно повторяющийся процесс, в рамках которого все текущие планы разрабатываются с учетом выполнения прошлых и того, что они послужат основой составления планов в будущем.
3) Гибкость, предполагающая возможность корректировки или пересмотра в любой момент ранее принятых решений в соответствии с изменяющимися обстоятельствами.
4) Единство и взаимосвязанность отдельных частей организации требует соблюдения такого принципа как согласование планов. Он реализуется путем их координации и интеграции
5) экономичность, предполагающая, что затраты на составление плана должны быть меньше эффекта, приносимого его выполнением.
6) Создание необходимых условий для выполнения плана – организационных, ресурсных, идеологических и т.п.
7) Полнота планирования, – т.е. при осуществлении планирования должны учитываться все ситуации и события.
8) Точность планирования – для ее достижения используются все современные методы, средства и процедуры прогнозирования.
9) Ясность планирования, – т.е. поставленные цели должны быть простыми, легкими, доступными всем членам организации.
Перечисленные выше принципы являются универсальными, пригодными для различных уровней управления; в то же время на каждом из них могут применяться также свои специфические принципы.
В зависимости от уровня управления различается:
-стратегическое и перспективное планирование – это высший уровень;
-тактическое (или текущее) планирование – это средний уровень;
— оперативное планирование – это нижний уровень.
В зависимости от назначения различают три основных типа планов:
1) планы-цели, представляющие собой набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов. Планы-цели используются при больших сроках либо принципиальной непредсказуемости конкретных событий; 2) планы для повторяющихся действий, предписывающие их сроки, а также порядок осуществления в стандартных ситуациях. 3) планы для неповторяющихся действий, составляемые для решения специфических проблем, возникающих в процессе развития и функционирования организации. Такие планы могут иметь вид программы, бюджета поступления и распределения ресурсов и пр.
По срокам выполнения планы принято делить на долгосрочные (свыше 5 лет), относящиеся в основном к категории планов-целей; среднесрочные (от года до пяти лет), выполняемые в виде различного рода программ; краткосрочные (до года), имеющие форму бюджетов, сетевых графиков и пр. Разновидностью краткосрочных планов являются оперативные, составляемые на срок одной смены до одного месяца.
На первом этапе создаются организационно-методические предпосылки для успешной плановой деятельности и решаются вопросы.: определение ответственных разработчиков проекта плана Определение сроков разработки и утверждения плана. Организация методического обеспечения. Информационное обеспечение. На втором этапе (этап разработки проекта плана) решаются следующие вопросы: выбор формы и структуры плана работы, определение форм и методов деятельности, определение сроков (времени) проведения мероприятий и их исполнителей. На третьем этапе решается задача согласования и утверждения плана.
Стратегическое планирование — это одна из функций стратегического управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.
-Процесс стратегического планирования в компании состоит из нескольких этапов: Определение миссии и целей организации.
-Анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации.
Источник