Природа моего края кружок

Программа кружка «Изучаем природу родного края»

Рабочая программа по курсу «Изучение природы родного края » составлена на основе авторской программы Р.Г. Чураковой «Изучение природы родного края» .

Курс рассчитан на 34 часа (1 часа в неделю).

овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края, освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями, формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды.

Реализация программы предполагает взаимосвязь с курсом «Окружающий мир» и имеет отличительные особенности:

1. Краеведческая направленность курса, связанная с изучением родного края.

2. Долгосрочный характер познания природы и культуры своего края.

3. Проектная деятельность может носить как групповой характер (экскурсии, заседание научных клубов младших школьников, олимпиады, выставки), так и индивидуальный характер (оформление результатов наблюдений и проведенных экспериментов; подготовка презентаций; работа в Интернете; наблюдения за погодными явлениями в каникулярные дни и заполнение дневников наблюдений, экскурсии с родителями и т. д.).

Деятельность кружка способствует формированию краеведческой, экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в Интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.

Цель проектной деятельности по созданию пособий – сборник материалов, способствующих изучению природы родного края.

Конечный результат занятий обучающихся – «Сборник материалов краеведческой направленности» — коллективный продукт, результат совместной работы детей (описание этапов проведения опытов, экспериментов, наблюдений с фотографиями, рисунками, презентацией).

Формы проведения занятий: экскурсии, выставки, презентации, кружковые занятия, индивидуальные занятия, заседания клуба эрудитов.

Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); групповая (результат работы двух – трёх учеников); коллективная деятельность.

Планируемые результаты реализации программы:

Ø Готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

Ø Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

Ø Принятие образа «хорошего ученика»;

Читайте также:  Данные природные зоны земли

Ø Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

Ø Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье-сберегающего поведения;

Ø Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданин России;

Ø Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

Ø Мотивация учебной деятельности;

Ø Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

Ø Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально нравственная отзывчивость;

Ø Гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества;

Метапредметные планируемые результаты:

Ø Формулировать свои затруднения;

Ø Задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

Ø Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

Ø Формулировать собственное мнение и позицию;

Ø Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Ø Предлагать помощь и сотрудничество;

Ø Определять общую цель и пути ее достижения;

Ø Осуществлять взаимный контроль;

Ø Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

Ø Вести устный и письменный диалог, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

Ø Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров;

Ø Прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрении; разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;

Ø Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

Ø Формировать и удерживать учебную задачу;

Ø Ставит новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

Ø Составлять план и последовательность действий;

Ø Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Ø Адекватно принимать предложение учителей, товарищей, родителей;

Ø Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи;

Ø Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Ø Соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Ø Различать способ и результат действий;

Ø Осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;

Читайте также:  Какую красоту сотворила природа

Ø Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

Ø Сбор необходимой информации из различных источников, обработка и передача информации;

Ø Анализ, синтез, сравнение, классификация по заданным критериям;

Ø Установление аналогий, причинно-следственных связей;

Ø Осуществлять рефлексию способов и условий действий;

Ø Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

Ø Ставить, формулировать и решать проблемы, самостоятельно составлять алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

Ø Построение рассуждения, обобщение, интерпретация информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощь ИКТ);

Ø Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

Ø Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;

Ø Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

Ø Моделировать, т.е. выделять и обобщено фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

В области предметных результатов обучающиеся научатся:

· читать условные обозначения карт;

· описывать природную зону родного края;

Обучающиеся получат возможность научиться:

. осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за её сохранение;

· выбрать оптимальные формы проведения на основе изученных правил безопасности;

· собирать материал и составлять портфолио о родном крае.

Планируемый результат занятий обучающихся- пособие «Сборник материалов краеведческой направленности».

Лиственные и хвойные деревья региона в осенний период.

Классификация листьев деревьев

(дуба, клена, березы, липы, тополя, ели, сосны,

лиственницы и др., но не более 3–4 деревьев) по основанию —

«форма листа». Сопоставление листьев с их иллюстрациями

(фотографиями, рисунками). Определение названия деревьев по их листьям. Узнавание деревьев на иллюстрациях (рисунках, фотографиях). Опытное исследование опавших листьев, веточек тополя с помощью лупы.

Лиственные и хвойные деревья региона в зимний период.

Читайте также:  Здоровье от природы интересно

Опытное исследование ветки тополя с зимней почкой.

Зарисовка. Узнавание деревьев и кустарников по кроне и листьям, коре, семенам.

Экскурсия в ближайший лес. Учимся различать деревья и кустарники зимой и их зарисовка.

Выставка рисунков семян и шишек хвойных растений. Зарисовки.

Оформление страниц «Что изменилось в жизни растений с наступлением зимы».

Лиственные и хвойные деревья региона в весенний период.

Классификация деревьев по почкообразованию

(дуб, клен, береза, липа, тополь, яблоня, черёмуха); весеннее состояние ели, сосны, лиственницы и др.). Сопоставление степени набухания почек с их иллюстрациями

(фотографиями, рисунками). Определение названия деревьев по форме их почек, состоянию хвои. Узнавание деревьев на иллюстрациях (рисунках, фотографиях). Опытное исследование веточек деревьев с почками (разные периоды времени) с помощью лупы.

Проведение опытов, выявляющих свойства воздуха, которым мы дышим в школе, с целью фиксирования этапов проведения каждого опыта (посредством описания, зарисовки, фотографирования)

Оформление страниц пособия «Сборник материалов краеведческой направленности». Глава «Свойства воздуха».

Проведение опытов, выявляющих свойства воды, которую мы пьём в школе, с целью фиксирования этапов проведения каждого опыта (посредством описания, зарисовки, фотографирования).

Оформление страниц пособия «Сборник материалов краеведческой направленности». Глава «Свойства воздуха».

Условия необходимые для развития растений.

Чтение текста. Пересказ этапов постановки экспериментов (описание, зарисовка, фотографирование своей деятельности).

Посадка семян. Создание разных условий для их прорастания. Фиксирование этапов проведения эксперимента (описание, зарисовка, фотографирование).

Оформление страниц пособия «Сборник материалов краеведческой направленности». Глава «Условия необходимые для развития растений».

Домашние животные региона

Изучение климатических и хозяйственных условий для разведения домашних животных в нашем регионе. Разнообразие домашних животных (птицы, звери, декоративные животные). Содержание и уход за домашними животными. Правила безопасного общения с животными . Оформление страниц пособия «Сборник материалов краеведческой направленности». Глава : “Мы в ответе за тех, кого приручили” .

Календарно- тематическое планирование :

Источник

Оцените статью