Природа монополии виды монополий

1. Монополия, её экономическая природа, причины возникновения. Место монополии в конкурентной борьбе. Государственное антимонопольное регулирование.

Монополия – это крупнейшее предприятие или объединение таковых, которые концентрируют в своих руках и производство и сбыт значительной доли продукции в интересах установления высоких цен и получения монопольно-высокой прибыли.

Со стороны спроса аналогом монополии будет монопсония. Монопсония – это такое положение на рынке, когда существует только один покупатель на товар.

Чистая монополия и монопсония – это крайние случаи несовершенной конкуренции.

Монополии стали образовываться в хозяйстве отдельных стран в конце XIX начале XX столетия.

Причины возникновения монополий:

  • Крупные научно-технические открытия;
  • Усиление процессов концентрации и централизации капиталов в результате развития производительных сил общества.
  • Появление новых форм собственности, особенно акционерных.
  • Закрытая. Когда монополия защищена от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав;
  • Естественная. Такая монополия возникает в такой отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. Это характерно для предприятий общественного пользования, где для низких цен необходима общественная деятельность. Пример: Монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами;
  • Открытые. Одна фирма на определенный срок является единственным поставщиком продукции, но не имеет юридической защиты от конкуренции. Пример: Фирмы впервые выходящие на рынок со своей продукцией.

Особенности монополии в Российской экономике.

  • Желание использовать большой масштаб производства, которое само по себе дает положительный эффект.
  • Удобство централизованного планирования, управления крупными предприятиями.
  1. Стимулирование предпринимательской деятельности.
  2. Развитие конкурентных начал.
  3. Организационно-правовое обеспечение антимонопольной политики.

Источник

Монополия

Монополия – это рыночная структура, при которой крупная компания осуществляет контроль над производством и сбытом одного или нескольких видов товара, продукции.

То есть монополист на рынке обладает исключительным правом производства, торговли и других видов деятельности.

При монополии на рынке нет конкуренции, и функционирует только одна фирма-монополист.

Фирма-монополист производит уникальную, не имеющую аналогов продукцию и защищена от выхода на рынок других компаний.

Причины создания монополий

Главной причиной создания монополий является стремление бизнеса получить максимальную прибыль за счет монополизации рынка.

Дополнительными факторами, способствующими появлению монополий, могут быть:

  • установление правительством законодательных барьеров для ведения деятельности в отношении сертификации, лицензирования, распределения квот;
  • значительные затраты при ведении бизнеса, которые не окупаются в конкурентной среде;
  • укрупнение фирм в результате поглощения и слияния;
  • политика протекционизма, защищающая отечественных производителей от иностранных конкурентов.
Читайте также:  Белка летяга где живет природная зона

Характерные черты монополии

Характерные черты монополии заключаются в следующем:

  • вся отрасль представлена одной компанией-производителем данного товара;
  • компания-монополист имеет возможность регулировать количество своего товара на рынке, изменяя таким образом его стоимость;
  • производители аналогичных товаров при попытке продать их на монополизированном рынке сталкиваются с искусственно созданными барьерами: юридическими, техническими или экономическими;
  • производитель-монополист, как правило, обходится без рекламы;
  • покупатель вынужден приобретать товар у монополиста либо вовсе обходиться без него.

Виды монополий

На практике выделяют следующие виды монополий:

  • естественная монополия;
  • искусственная монополия;
  • открытая монополия;
  • государственная (закрытая) монополия.

Естественная монополия

Естественная монополия возникает тогда, когда бизнес приносит прибыль в долгосрочной перспективе только при обслуживании всего рынка. Обычно хозяйственная деятельность требует больших затрат на начальном этапе.

При естественной монополии предприятия объединены в единую сбытовую организацию. При этом удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным снижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Примерами естественной монополии являются системы водоснабжения, железнодорожные перевозки.

Искусственная монополия

Искусственная монополия обычно создается при объединении нескольких предприятий.

Сговор компаний позволяет устранять конкурентов на товарных рынках.

При искусственной монополии созданная структура для устранения конкурентов применяет такие методы, как:

  • ценовое маневрирование;
  • хозяйственный бойкот;
  • демпинг цен;
  • промышленный шпионаж;
  • спекуляция ценными бумагами.

Открытая монополия

Открытая монополия – это рынок единственного поставщика.

При открытой монополии существует временная ситуация, которая образуется в результате появления новой технологии или продукта в период, пока конкуренты не освоили данную технологию и производство данного продукта.

Таким образом, открытая монополия характерна для компаний, которые предлагают новые, инновационные продукты, у которых нет аналогов на текущий момент.

Государственная (закрытая) монополия

Государственная (закрытая) монополия – это монополия, которая создана с помощью законодательных барьеров, которые определяют:

  • субъект монополии (монополиста);
  • товарные границы монопольного рынка;
  • формы контроля и регулирования его деятельности;
  • компетенцию контролирующего органа.

Таким образом, государственная (закрытая) монополия защищена от конкурентов законодательством.

При государственной (закрытой) монополия ограничения могут касаться налогообложения, лицензирования, сертификации, авторских прав, патентов, передачи уникальных прав на владение и пользование ресурсами и т. п.

Формы монополий

На практике выделяют следующие формы монополий:

  • Картель – договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике;
  • Синдикат – сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно;
  • Конгломерат, Концерн – это группа несколько отрасле-разнородных компаний, но финансово интегрированных субъектов.
Читайте также:  Водородная связь природа связанных атомов

Преимущества и недостатки монополий

Достоинства монополии заключаются в следующем:

  • Лидирующее положение на рынке компании, позволяющее ей диктовать свои условия.
  • Наибольшая устойчивость по отношению к экономическим кризисам.
  • Крупные монополисты имеют достаточно средств для совершенствования производства, в результате чего повышается его эффективность и возрастает качество выпускаемых товаров.
  • Увеличение объемов производства и последующее снижение издержек и ресурсных затрат.

К недостаткам монополии можно отнести:

▪ Возможность производителя возложить компенсацию издержек производства товара на их потребителей за счет увеличения отпускной цены.

▪ Получение монополистом дополнительной прибыли путем снижения качества выпускаемой продукции.

▪ Отсутствие научно-технического прогресса при производстве из-за отсутствия конкурентов на рынке.

Антимонопольное законодательство

Отсутствие конкуренции приводит к негативным последствиям в обществе, а именно:

  • отсутствию стимула развивать новые технологии;
  • дефициту продукции;
  • не эффективному расходованию ресурсов;
  • не справедливому распределению доходов.

Поэтому правительства государств стараются ограничить появление монополий с помощью введения антимонопольного законодательства. Антимонопольное законодательство существует в большинстве стран мира. Оно защищает интересы потребителей и способствует экономическому процветанию.

При этом специальные государственные органы:

  • контролируют цены;
  • предотвращают зависимость мелких фирм от крупных игроков;
  • следят за уровнем конкуренции на рынке.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

. к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом . .1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях». В ходе проверок было выявлено . к сфере деятельности субъектов естественных монополий не относятся (п. 4.4 .

. предметом разбирательства является вовсе не монополия или неэффективное использование ресурсов, а .

. норму (посчитав, что она создает монополию для крупных фирм и никак . норму (посчитав, что она создает монополию для крупных фирм и никак .

Претензии к аптекам касательно недобросовестности действий (введения потребителей в заблуждение относительно условий, на которых реализуется товар) нечасты, но возможны. О чем идет речь и как судьи решают данные вопросы, рассмотрим на примере одного дела. Претензии к аптекам касательно недобросовестности действий (введения потребителей в заблуждение относительно условий, на которых реализуется товар) нечасты, но возможны [1] . О чем идет речь и как судьи решают данные вопросы, рассмотрим на .

В данной статье рассмотрим ситуацию, когда попытка использовать антимонопольный орган под видом борьбы за справедливую конкуренцию была закамуфлировано желание получить конкурентные преимущества и решить гражданско- правовой спор в административном порядке, помогла появлению важных правовых позиций Верховного Суда РФ, а закончим выводами Конституционного Суда РФ о недопустимости толкования нарушения хозяйствующим субъектом при ведении своей деятельности норм гражданского и иного законодательства .

Читайте также:  Правовая природа залоговых правоотношений

Эстоппель в российском праве на прямую не упоминается, но последнее десятилетие он уже прочно вошел в употребление в правовом поле России. Данный принцип, именуемый также иногда правилом эстоппель, имеет происхождение из общего права и заимствовано международным правом из англо-американского права, где она обозначала запрет противоречивых действий, когда определенное предшествующее поведение стороны сформировало у другой стороны доверие и разумные ожидания и их подрыв в результате .

Длительное время ФАС России отстаивало позицию, согласно которой приказ о возбуждении дела не является актом, затрагивающим права и обязанности лица в отношении, которого возбуждается дело, в том числе, отрицали право обжалования такого акта. В частности, ФАС России утверждало, что приказ о возбуждении дела и создании комиссии не устанавливает факт нарушения заявителем антимонопольного законодательства и не определяет меру его ответственности, не содержит обязательных к исполнению властных .

В данной статье рассмотрена проблема соблюдения обязательной стадии публичного обвинения – возбуждения дела через призму правовых позиций различных судов, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ. По мнению автора, издание приказа о возбуждении дела является обязательным элементом должной процедуры публичного преследования за нарушение законодательства. Такое толкование коррелируется с толкованием Верховного Суда РФ о признании пропуска стадии возбуждения дела в уголовном процессе грубым .

Краткая аннотация: в докладе рассмотрена проблема расширительного толкования компетенции антимонопольных органов на примере дела, рассмотренного Арбитражным судом Республики Марий Эл и дошедшего до Конституционного Суда РФ. Краткая аннотация: в докладе рассмотрена проблема расширительного толкования компетенции антимонопольных органов на примере дела, рассмотренного Арбитражным судом Республики Марий Эл и дошедшего до Конституционного Суда РФ. Ключевые слова: расширение компетенции, .

. к сфере деятельности субъектов естественных монополий; сведения о которых составляют государственную .

. организации — должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса», принимая .

Госзакупки могут обеспечить заказами в трудные экономические времена. Но при этом госзаказчики очень требовательны и могут закинуть предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков(РНП). Рассказываем, что это такое и как избежать этой участи. Госзакупки могут обеспечить заказами в трудные экономические времена. Но при этом госзаказчики очень требовательны и могут закинуть предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков(РНП). Рассказываем, что это такое и как избежать этой участи. .

Федеральным законом от 06.03.2022 № 41-ФЗ внесены изменения в КоАП РФ, закрепляющие возможность уплаты в половинном размере административного штрафа за заключение субъектом МСП недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения. Названный закон вступил в силу 17.03.2022. Рассмотрим, при каких условиях можно воспользоваться этим послаблением. Кроме того, напомним размеры штрафов и то, за какие действия они могут быть наложены. Федеральным законом от 06.03.2022 № 41-ФЗ .

Источник

Оцените статью