Природа мотивации обусловливается смешанно

Мотивация, ее природа

Мотивация, как общее понятие — это побуждение участников общего процесса к действию. Мотивации свойственна двухсторонняя природа. С одной стороны, мотивация представляет собой влияние на человека навязанное извне, а с другой — это самостоятельное стремление к чему-либо. И когда внешнее влияние соединяется с внутренним желанием достичь одной и той же цели, только тогда можно утверждать, что процесс мотивации происходит успешно.

Мотивация в трудовом процессе.

Значительного влияния мотивация оказала на процесс управления. Именно функция управления без этого процесса не была бы столь эффективной, какой она есть.
В контексте управления персоналом, мотивация – это именно та составляющая, с помощью которой работники действуют по той схеме, которая была запланирована и организована заранее. Ведь в зависимости от того, насколько эффективно действуют участники производственного процесса, зависит успех организации в целом.

Природа мотивации.

Эффективные действия персонала зависят не только от того, насколько функционально загружены работники и от условий их работы. Ключевым условием для достижения успешного результата является желание всех участников трудового процесса активно совершать именно те действия, которые приближают к достижению поставленных целей. Поэтому главной задачей любого руководителя является создание условий для мотивации работников и осуществление ее на практике.

Формула мотивации.

Motivation.jpg

Исходя из факта двойственной природы мотивации, можно вывести некую формулу этого явления, то есть, от чего зависит мотивация и как она появляется.
Итак, мотивация — это взаимодействие различных внешних и внутренних побудительных сил, которыми и определяется поведение человека в трудовом процессе. Внешний побудительный фактор к действию – это стимул, соответственно, мотив — это внутренняя побудительная сила.
Стимул – это та составляющая процесса мотивации, которая зависит исключительно от внешнего влияния, в данном случае – от руководителя. Обычно стимул к работе заметен со стороны, его можно заранее спланировать или изменить, в то время как мотив скрыт от наблюдателей, он зависит исключительно от инстинктивных импульсов, влечений и потребностей каждого участника процесса по отдельности.
Причем мотив более приоритетен в работе, нежели стимул. Иногда успеха можно достичь исключительно благодаря внутренней мотивации, никаких внешних стимулов не надо. Но никогда процесс деятельности не завершится успешно, если существуют одни только стимулы без мотивации.

Мотивация на практике.

В качестве примера: пускай стимулом на предприятии «А» будет комплексный социальный пакет, который включает в себя служебный транспорт, обеды в офис, бесплатный спортзал и регулярные премии. А мотивом в конкретного сотрудника «Б» будет желание заработать достаточный страховой стаж, чтобы через несколько лет уйти в декретный отпуск и получать хорошее пособие по уходу за ребенком.
То есть, стимулирующая составляющая известна всем сотрудникам компании. Ее можно скорректировать или отменить. В то время как о внутренних мотивах данного работника не знает никто. Но главное, что мотив существует, и это самое важное условие для того, чтобы этот сотрудник работал быстро, качественно и надежно.
Даже если стимулирующую часть отменить или урезать на 50% это на результаты работы именно этого работника никак не повлияет, ведь у него уже есть своя конкретная цель, к которой он стремится. Но если вдруг мотив исчезнет, то стимулы уже не смогут стать тем фактором, который удержит именно этого сотрудника «Б» в именно этой компании «А».
Вопрос – можно ли каким-то образом научиться распознавать, какие именно мотивы у определенного сотрудника, и существуют ли они вообще? Ответ довольно сложный, ведь речь идет об умении читать мысли, чего не умеет никто. Но действительно талантливый управленец методом наблюдений, сопоставления различных фактов биографии или даже дальнейшего знакомства действительно может научиться приблизительно, в некоторой степени угадывать мысли свои подчиненных и понимать их мотивы. Но это уже психология.

Читайте также:  Министерство природных ресурсов калужской области адрес

Ссылки

Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь

Источник

Мотивация в организации

Природа мотивации. Для достижения целей организации руководству необходимо обеспечить эффективные действия персонала. Для этого нужно не только обеспечить функциональную загрузку работников и создать им необходимые условия, но и вызвать у них желание энергич­но совершать именно те действия, которые приближают организации к достижению поставленных целей. В связи с этим руководство органи­зации должно выполнять весьма важную функцию — создание условий для мотивации работников и осуществление ее на практике.

Мотивация как функция управления — это процесс, с помощью которого руководство организации побуждает работников действовать так, как было ранее запланировано и организовано, поскольку успех организации в определенной мере зависит от того, насколько эффек­тивно действуют участники производственного процесса. Таким обра­зом, мотивацию в организации можно трактовать как побуждение чле­нов организации к действию. При этом мотивация представляет собой, с одной стороны, побуждение, навязанное индивидам извне, а с дру­гой — это самопобуждение.

Чтобы разобраться в этой двойственной природе мотивации, важно понять, что поведение человека в трудовом процессе определяется взаимодействием различных внешних и внутренних побудительных сил, среди которых следует прежде всего выделить стимулы и мотивы. Сти­мул понимается как внешняя причина, побуждающая людей к деятель­ности, а мотив выступает как внутренняя побудительная сила. Если стимул заметен, его можно заранее спланировать или отменить, то мотив скрыт, его действие часто бывает неожиданным для наблюдате­лей, так как он зависит от инстинктивных импульсов, влечений, по­требностей.

Вместе с тем стимулы и мотивы самым тесным образом связаны между собой. Процесс стимулирования деятельности члена организа­ции — это такое воздействие на его поведение, которое включает в свою сферу все потребности, интересы, цели, стремления, мотивы. Следова­тельно, основу стимулирования составляет взаимодействие внешних условий и внутренней структуры личности члена организации. Стиму­лирование реализуется через создание условий, изменяющих трудовую ситуацию, чтобы у работника возникало желание, стремление к эффек­тивной деятельности. Однако для успешного стимулирования необхо­димо знать внутренние мотивы, которые можно приобрести, только изучая социологию и психологию личности.

Читайте также:  Волновая природа теплового излучения

Обращение к изучению поведения людей в организации обуслов­лено тем, что не всякое целевое, направленное воздействие на пове­дение человека активизирует его деятельность, а лишь то, которое становится личностно значимым для данного конкретного человека, соответствует его внутренним устремлениям. Только в этом случае возникает заинтересованность работника в своей деятельности, пси­хологическая предрасположенность по отношению к выполнению ро­левых требований и, как следствие этого, побуждение к качественно­му выполнению работы. Стимулирование включает в себя не только создание внешней ситуации выбора определенной (наиболее привле­кательной) формы поведения, но и ее соответствие структуре лич­ности работника. Вместе с внешней стимуляцией эта внутренняя структура (в случае ее активизации) формирует непосредственный мотив действий.

Особенность стимулирования в организации заключается в том, что выбранная работником форма поведения соответствует целям субъекта стимулирования (руководства организации), целям тех, кто создавал эту ситуацию (см. рис. 57).

Для того чтобы понять механизм достижения соответствия между целями руководителей и поведением исполнителей, нужно определить сущность мотивации.

Мотивация в организации может рассматриваться в двух аспектах:

· как функция управления, когда мотивация представляет собой процесс побуждения к деятельности, что можно соотнести с понятием «стимулирование»;

· как сила, побуждающая к действию, когда понятие «мотивация» сходна с значительно более широким понятием «мотив», к которому относятся все компоненты внутреннего побуждения к деятельности: потребности, интересы, ценности, инстинкты, влечения, эмоции, идеалы.

Функции мотивов поведения индивида. Поскольку мотив являет­ся состоянием предрасположенности, готовности, склонности действовать определенным образом, задача деятельности, связанной с внеш­ним стимулированием, заключается в формировании или активизации такого состояния. Мотив можно рассматривать как средство, с помо­щью которого личность, находясь в той или иной ситуации, объясняет или обосновывает свое поведение, т.е. отражает свое отношение к си­туации, различным объектам внешней среды. Мотивы достаточно по­движны, поскольку в их формировании участвуют эмоции человека, его темперамент и влечения. Более стабильным элементом поведения человека, определяющим степень его готовности к совершению опре­деленных действий, является социальная установка. Можно сказать, что понятия «мотив» и «установка» близки по смыслу, хотя их нельзя считать синонимами. Мотив представляет собой побуждение к дейст­вию, связанному с удовлетворением потребностей, поэтому формиро­вание мотивации членов организации осуществляют на основе изуче­ния установок, пытаясь выявить осознаваемые причины, лежащие в основе выбора определенных типов поведения.

Рис. 57. Мотивация и соотношение внешнего и внутреннего побуждения

Основные функции мотивов поведения человека можно опреде­лить следующим образом [33]:

ориентирующая — мотив направлен на выбор членом коллек­тива организации поведения, наиболее приемлемого для него в данной ситуации;

Читайте также:  Природные явления природы осенью

смыслообразующая — мотив определяет субъективную зна­чимость принятого вида поведения для члена организации;

опосредующая — мотив возникает на стыке внешних и внут­ренних побудителей к действию, опосредуя их в отношении личности и влияя на ее поведение;

мобилизующая — мотив мобилизует внутренние резервы члена организации, если это необходимо для реализации значимых для него видов деятельности;

оправдательная — в мотиве заложено отношение члена орга­низации к должному, нормативному, привнесенному извне образцу, эталону поведения, социальной норме.

Таким образом, построение системы мотивации в организации представляет собой как экономическую проблему, потому что эффек­тивная система мотивации позволяет повысить экономические показа­тели деятельности организации, удовлетворять экономические потреб­ности ее членов, так и психологическую проблему, поскольку при ее построении должны учитываться идеалы, стремления, потребности в достижении и самовыражении ее участников.

Мотивация и управление. Стимулирование работников в организации связано с многими трудностями:

· неспособность руководителей эффективно и последовательно применять методы мотивации;

· изменение потребностей работников со временем, что обусловли­вает необходимость изменения мотивации работников;

· ограничения в отношении типа и возможностей стимулирования работников;

· теоретическая неразработанность основных стратегических направлений мотивации работников в организации.

Практика управления мотивацией членов организации складыва­лась в эпоху зарождения крупного машинного производства, когда в задачу руководителя входило объяснение работнику того, что и как он должен делать, когда завершать работу, после чего осуществлялся контроль за выполнением задания. Другими словами, данная система была рассчитана на слепое подчинение работников указаниям руко­водителей. Реализация таких управленческих задач исключала необ­ходимость во внедрении сложной системы мотивации работников. Стимулы, применяемые для управления поведением работников, были предельно простыми — если работник не выполнял заданий руководителя, его увольняли.

Приблизительно с середины 1950-х гг. экономическая ситуация в ряде стран изменилась, в частности повсеместно наблюдалось зато­варивание рынка продуктами производства. Это вызвало резкие из­менения в отношении членов организаций к выполняемой работе: дисциплина труда падала, работники стали более требовательны к управляющим в организациях. В связи с этим возникла необходи­мость пересмотра принципов стимулирования трудовой активности, что привело к появлению новых подходов к проблеме стимулирования работников, основанных прежде всего на теории подкрепления и теории ожидания.

В конце 1960-х гг. результативность деятельности организаций вновь начала падать, поскольку изменившимся установкам работников не отвечали стили управления производительностью, выработанные еще в 1930—1940-х гг.

В настоящее время философия и стиль управления быстро меняют­ся, что требует новых комбинированных подходов к проблеме мотива­ции работников в организации, основанных на последних достижениях в области поведенческих наук и наук об управлении и сочетающих экономические и социально-психологические способы воздействия на поведение работников.

§ 9.2. Основные исследования мотивов деятельности человека

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

Оцените статью