Классный час «Наш зеленый друг»
классный час (4 класс) по теме
Воспитывать у детей гордость за природу нашего края и бережного отношения к ней.
Оформление : выставка книг, Красная книга Калужской области, рисунки, панно из природного материала.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Наш зеленый друг», видеоролик, слайд-шоу «Разведка прекрасного и удивительного», плакат «Правила поведения в лесу», рассказ для учащихся, медаль «Знатоки леса», корзина, грибы.
Организационная структура занятия
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением начнем наш классный час.
2. Самоопределение к деятельности.
— Ребята, думаю, что вы все познакомились с выставкой книг, прочитали книги.
— На какую тему подобраны книги? (о животных, о природе, о птицах, о лесе).
-Назовите среду обитания животных? (Лес)
— О чем будем говорить на классном часе? (о лесе)
3 . Стихотворение читает Андреев Н.
Здравствуй лес, дремучий лес,
Весь в росе, как в серебре?
Ты же видишь-мы свои! С. Погореловский
4 . Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по лесу «Наш зеленый друг».
1 ОСТАНОВКА «РАЗВЕДКА ПРЕКРАСНОГО И УДИВИТЕЛЬНОГО»
(Выступает Репина М.) Слайд-шоу
Мы часто ходим на экскурсию в лес.
Какая красота в лесу! В нем возвышаются могучие вечнозеленые сосны и ели, стройные белоствольные березы, кудрявые рябины с красными гроздьями.
А вот и грибы: съедобные боровики и опята. Несъедобные для человека мухоморы, для лосей являются лекарством.
Вот муравейник, только муравьев не видно, они закрыли все входы и выходы, приготовились к зиме. Спрятались насекомые.
Тихо в лесу. Только слышен стук лесного доктора-дятла, а вот и снегирь прилетел на обед к рябине.
Вот таким мы увидели сказочный, чудесный лес.
Вывод : по итогам экскурсий мы делаем различные поделки из природного материала, выставку рисунков. Лес — украшает нашу жизнь!
Следующая остановка 2 ОСТАНОВКА «СВОЯ ИГРА»
Здесь нас ждет «Своя игра», которая поможет вам утвердиться в своих знаниях, внимательнее присмотреться к окружающему миру.
Полежала между елками летом катится клубок,
Подушечка с иголками. У него колючий бок.
Тихонечко лежала, он охотится ночами
Потом вдруг убежала. (еж) За жуками и мышами.
Кудрява, а не голова. (береза)
— Какие животные помогают распространять семена? (птицы, мыши, собаки, муравьи)
— Свежие листья, какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых? (Листья подорожника.)
40 – Маленькие тайны природы
— Почему погиб лес, когда вырубили старые дуплистые деревья? (в дуплах старых деревьев гнездятся птицы, живут летучие мыши, поедающие опасных для леса насекомых).
— Погибают ли растения под снегом? Как это можно доказать. (Нет. Можно раскопать снег и увидеть зеленую траву).
Вывод: — Молодцы, много помните и знаете о лесе. Но лес хранит много еще тайн и загадок, которые нам предстоит узнать на уроках и внеурочной деятельности.
— Почему считается, что жизнь человека неразрывно связана с лесом? (лес приносит пользу….)
3 ОСТАНОВКА «НАШ ЗЕЛЕНЫЙ ДРУГ»
(Выступает группа учащихся) Мы провели опрос среди учащихся 2, 8 и 10 классов нашей школы. Вот, что они говорят о пользе леса …
По данным опроса мы выяснили, что
Слайд. Лес-источник ягод, грибов, лекарственных растений
Лес — место отдыха для человека
Лес — дом для растений, животных, грибов
Лес – «легкие» нашей планеты, защитник воздуха, водоемов и почв
Лес – украшение планеты, здоровье людей, радость и отдых.
Вывод : лес играет важную роль в жизни людей. Это место отдыха человека, потому что человеку «нет ничего милее бродить и думать здесь…». Лес излечит, напоит чистой водой. В лесу человек находит себе пищу – это ягоды, орехи, грибы. Он – наш друг.
— Ребята, как вы думаете, по чьей вине возникают экологические проблемы леса ?
4 ОСТАНОВКА «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ»
— Прочитайте рассказ. Ваша задача — найти ошибки, в поведении детей. Объяснить, почему так нельзя делать.
Оля и Саша приехали на каникулы из города в деревню к бабушке. Однажды они решили сходить на прогулку в небольшую берёзовую рощицу недалеко от деревни. С собой дети взяли пакет с едой.
На опушке рощи дети увидели огромный муравейник. Саша подобрал палку и ткнул ею в самую середину кучи.
— Смотри, как прикольно бегают! – показал он сестре на всполошившихся насекомых. Ребята посмеялись и пошли дальше.
Внимание Оли привлекло маленькое гнёздышко под кустом. Там сидело четверо серых взъерошенных птенцов. Они разевали яркие клювики, просили есть.
— Ой, какие хорошенькие! – Оля взяла их в руки, погладила по головкам и усадила обратно в гнездо. Довольная, она побежала к Саше, который давно звал её. Мальчик тоже нашёл гнездо. В нём лежали маленькие пёстрые яички.
— Возьму парочку с собой, спрошу у бабушки, кто из них должен вылупиться. – И мальчик положил их в карман рубашки, не обращая внимания на маленькую птичку, которая вилась рядом и жалобно кричала.
— Смотри, Саша, спелая черника! – Оля с удовольствием срывала с куста сладкие ягоды.
— А я сразу весь куст возьму! – мальчик вырвал с корнем несколько кустиков черники. – И бабушку угощу!
Ребята решили отдохнуть. Они сели на живописной опушке, стали есть вкусное печенье и бутерброды, пить чай из бутылки. Поев, они кинули опустевшие пакеты и бутылку в траву и отправились через луг домой.
— Смотри, засохший куст! – Саша достал из кармана зажигалку. Огонёк весело заплясал на сухих ветках. Ребята полюбовались костром и побежали к деревне.
Они так весело провели время! Будет о чём рассказать бабушке!
— Сколько ошибок в поведении ребят вы нашли? Какие? Почему так нельзя делать?
— А какие еще проблемы леса вы можете назвать?
Учитель. Сегодня вы изготовите знаки, показывающие, что запрещено делать в лесу. Затем прикрепим на доску, и у нас получится плакат «Правила поведения в лесу».
Вывод: вы всегда должны помнить, знать и соблюдать «Правила поведения в лесу», а также говорить, напоминать своим младшим друзьям, сверстникам, знакомым.
— А кто лучший друг леса? (человек)
5. ОСТАНОВКА «ПОМОЩЬ ЗЕЛЕНОМУ ДРУГУ»
— Как вы думаете, какую помощь (практические дела) вы можете оказать лесу?
(На доске висит корзина. Учащиеся пишут на грибах я могу …. посадить дерево, сделать кормушку, кормить птиц, собирать мусор, установить знаки правила поведения в лесу, написать обращение к жителям, чтобы берегли лес).
Учитель. Вот этим нам предстоит с вами заниматься, это наши планы. Давайте с вами будем вести так, чтобы быть друзьями леса. Так давайте же ее любить и охранять лес, и он ответит нам тем же.
Источник
Экологическая тропа «Природа-наш зеленый друг» для средней группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Экологическая тропа «Природа-наш зеленый друг» для средней группы.
- Расширять представления о растениях.
- Развивать познавательный интерес.
- Дать понятие об охране природы, Красная книга животных и растений.
- Сформировать познавательный интерес к живой природе.
- Расширение кругозора.
- Формирование положительной направленности отношения к природе, исследовательской и трудовой деятельности.
- Ощущение удовлетворённости от совместной деятельности детей, родителей и воспитателей.
- В ходе коллективной деятельности продуктивно взаимодействовать, слушать друг друга и в социально приемлемой форме выражать своё отношение к предложениям
- Подобрать методическую, научно- популярную литературу, иллюстративный материал по данной теме
- .
Воспитатель проводит вводную беседу. Коротко рассказывает о том, что такое «экологическая тропа» , о чём дети узнают, пройдя по ней.
Воспитатель: Ребята, сейчас вы пройдёте по необычной тропе. Её для вас проложили воспитатели нашего детского сада. Пройдя по ней, вы узнаете много нового и интересного о природе нашего края: о деревьях, о кустарниках, травах, птицах и насекомых. Узнаете, что природа дарит человеку и как человек должен заботится о природе, охранять всё живое.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце. (Н. Рыленков)
(Детям показывается план тропы, отмечаются все остановки маршрута)
1 остановка: «Природа- наш общий друг»
Воспитатель: Ребята, тропа наша необычная.
Ребята, ответьте на 1-й вопрос: Что такое Природа?
2-й вопрос: Вспомните правила поведения в природе.
(называют правила поведения)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы правильно сказали, что природа-это
наш дом. Природа-это то, что нас окружает: лес, небо, река, деревья, кусты.
Природа даёт человеку всё необходимое для его жизни-пищу, жильё, одежду.
За эти бесценные дары мы тоже отдаём природе свою любовь и защиту.
Но каждый человек должен уметь вести себя в природе правильно, помнить о правилах поведения, чтобы не нанести природе вред. И эти правила вы все назвали, и теперь я уверена, что вы не навредите ни насекомым, ни деревьям, ни птицам, ни животным.
3 остановка: «Все такие разные, но все такие нужные»
Воспитатель: Ребята, в природе все растения, животные и даже люди связаны между собой. Если не будет кого-то одного, не будет жизни для другого (пример: животные-растения) . Человек тоже использует растения для своей жизни-они дают ему пищу, кров, обогащают кислородом воздух, летом укрывают от жары, зимой спасают от холода. Но и человек старается правильно использовать дары природы: охраняет леса и парки, восстанавливает растительные ресурсы.
Вот и рядом с нашим детским садом растут разные растения. Посмотрите и назовите знакомое дерево, кустарник.
(Воспитатель дополняет ответы детей: Сирень, клён, акация, тополь, рябина)
Воспитатель: А чтобы выросло такое огромное дерево или куст, нужно всего одно такое маленькое семечко (показыват разные виды семян) .
Ещё семена являются кормом для птиц, особенно в холодное время года.
Для нормального роста растений нужны свет, тепло, вода. И птицы, которые живут в парке, в лесу тоже помогают растениям.
Воспитатель : Ребята, а вы знаете как птицы помогают растениям? (ответы детей)
Воспитатель: Птицы- главные помощники леса. Они уничтожают вредных насекомых, других вредителей, спасая деревья, кустарники, травы от гибели. Писатель Б.Заходер написал стихотворение «Про всех на свете» , послушайте:
Все-все-все на свете,
На свете нужны!
И мошки
Не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников
Злых и свирепых!
Нужны все на свете,
Нужны все подряд-
Кто делает мёд,
Кто делает яд.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки.
4 остановка: «Какое большое дерево!», «Насекомые»
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какое дерево! Как можно ещё про него
сказать? (огромное, большое, раскидистое, живое, зелёное. ) . Это дерево растёт на нашем участке уже много лет, поэтому оно такое огромное. Ведь с каждым годом оно набирает силу. Значит, дерево живое, здоровое. Но и дерево, как и человек, тоже может заболеть. Причиной болезни могут стать маленькие насекомые-тля, жуки-короеды, прожорливые гусеницы. Если летом засуха не хватает воды, если оголились и засохли корни. Само дерево не может справиться с такими болезнями, поэтому деревьям нужно помогать, защищать их: спиливают больные, засохшие ветки, окрашивают стволы весной, прикармливают птиц.
Воспитатель: А какие птицы прилетают на наше дерево? Я загадаю загадки, а вы отгадаете.
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая
Птица говорливая,
Самая болтливая. (сорока)
Озорной мальчишка
Сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (воробей)
Чёрный, проворный,
Кричит «крак» ,
Всем гусеницам враг. (грач)
Окраской сероватая,
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона-это. (ворона)
Всё вертится, суетится,
Ей на месте не сидится,
Это бойкая. (синица)
А теперь послушайте как поют птицы на нашем дереве.
Ребята, а чем питаются птицы? Ответы…….
Детям предлагаются макеты насекомых, определяют названия.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, какую пользу приносят в природе цветы? (пчёлы собирают нектар, люди любуются цветками. ) .
Ребятам предлагаются иллюстрации цветов, и определяют их названия.
Воспитатель: Ребята, а где ещё можно в природе встретить цветы? (в лесу, в поле, на лугу, даже в горах)
Воспитатель: Верно. цветы можно встретить в природе почти везде.
Они отличаются от цветов, которые посадили люди тем, что не такие яркие и не сильно привлекают внимание. Но без цветов жизнь вокруг была бы неинтересной и скучной.
Воспитатель: Вот и закончилась наша необычная тропа!
В природе все растения, животные, насекомые, птицы и даже человек связаны между собой. А что ещё необходимо животным, растениям, людям для жизни? (воздух, солнце, вода, почва) Чтобы наша земля радовала нас, чтоб не исчезали, не вымирали растения, животные, птицы нам с вами нужно беречь, любить и охранять природу.
Писатель Б.Заходер написал вот такое стихотворение:
Да! Если мы с кем-то не очень дружны
Мы всё -таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой кажется.
Все-все-все на свете,
На свете нужны
И это все запомнить должны!
Источник