Природа может быть мертвой

«МЕРТВАЯ ПРИРОДА». Откуда пошло это название. И когда и где возник этот вид икусства?

Натюрморт является одним из интереснейших жанров живописи. «Натюрморт – это жанр, в котором художник выражает свое отношение к действительности посредством изображения предметов, которые он объединяет сначала в натуре, а затем на полотне смысловыми и эстетическими связями, не обязательно обусловленными, жизнеподобными; бытовыми, пространственными отношениями между этими предметами» (Г. К. Черлинка, «Натюрморт в советской живописи» // Искусство, 1988 г. , №5, с. 13).

Как отдельный жанр он возник в Европе на границе 16 и 17-го веков, хотя как одна из составляющих живописи существовал и раньше. Наряду с бытовым жанром он считался второстепенным видом искусства, не выражающим «высокой идеи». Но великие мастера смогли изменить это отношение к натюрморту, своими работами они доказали, что и через обиходные предметы можно рассказать и об образе жизни их владельцев и об их социальном статусе.

Первым мастером натюрморта считается греческий живописец Пернакос. Существует версия о том, что именно его работы послужили образцами для фресок в Помпеях, на которых были изображены яркие цветы и фрукты, ритуальные сосуды и монеты.

Натюрморт с изображением предметов домашнего обихода стал популярен в 17 веке. Голландские натюрморты различались по месту их написания — в Гааге были популярны работы с изображением рыб, в Утрехте — цветов и фруктов. В Харлеме писали скромные «завтраки», а в Амстердаме — роскошные «десерты». Также были популярны картины с изображениями книг и письменных предметов; черепов, свечей и песочных часов.

В начале 17 века предметы на натюрмортах располагались в одну линию, словно стояли в «строю». Детали были наполнены особым символическим смыслом — яблоки напоминали о «грехе», виноград говорил о жертве, увядшие цветы о смертельном исходе, ракушки -об оболочке, оставленной живым существом; бабочка — о воскрешении.

Ярким представителем такого «символизма» является Балтазар ван дер Аста (1590 – 1656 гг. )

В конце 17 в. расцветает искусство фламандских художников. Их натюрморты — это, как правило, огромные полотна с изображением сочных и спелых плодов, фруктов, битой птицы, кабаньих и оленьих голов, разделанных мясных туш, разнообразных рыб, от самых обычных до редких и экзотических пород. Такие натюрморты называют «лавками» (мясная «лавка», рыбная «лавка», фруктовая «лавка» и т. д.) .

Читайте также:  Все магнитные явления природы

Фруктовая лавка, Франс Снейдерс (1579 – 1657 гг. )

В 18 в. натюрморт снова в «опале», вновь его относят к числу низменных жанров. Но в то же время, в работах мастеров той эпохи вместо обильной роскоши появляются простые предметы, из них составляются ясные и лаконичные композиции.

Интерес к натюрморту значительно усиливается во второй половине 19 века. Импрессионисты во Франции ставят акцент на живописном восприятии мира вещей, решают проблемы свето-цветовых отношений, нередко трактуют натюрморт как своеобразное декоративное панно.

И с тех пор интерес к этому жанру живописи, по какому-то нелепому случаю названному «мертвой природой», уже не ослабевает. Меняются эпохи, направления и течения, цвета и имена, а натюрморт остается самым интересным и востребованным жанром.

Michel Griboff Просветленный (27569) Мда, сорри. Не посмотрел. Но все равно думаю, что людям есть что интересного рассказать! 🙂 Привет!

Натюрморт, т. е. изображение предмета, есть не только художественная задача, но и целое мировоззрение. При изучении этого термина мы сталкиваемся с непрерывной эволюцией термина, с постоянным изменением его смысла и значения. Первоначально его содержание было, по-видимому, весьма узким. Оно определяло исключительно изображение мертвой, скорее даже умерщвленной натуры. Но очень скоро и незаметно значение термина распространилось сначала на все предметы неодушевленные, потом на существа органические низшего порядка, а очень скоро и на все вообще живущее.

Не надо, однако, забывать, что термин «Stilleben» или соответствующий ему в английском языке «Stillife» не совсем тождествен по смыслу с французским термином «Мертвая природа» .
Смысл голландского термина — «спокойная, тихая жизнь» . Его значение гораздо более нейтрально и неопределенно.
А, вообще-то, кто сказал, что натюрморт – это «мертвая природа» ? Просто вещи, попадая к человеку, начинают жить другой жизнью.
И, на самом деле, Stilleben вещей — есть мостки, перекинутые во времени и пространстве. И, двигаясь в этом бесконечно меняющемся лабиринте мостков, невозможно сделать план пути.
Как определенный вид или жанр живописи натюрморт знает в истории искусства свои расцветы и падения.

Читайте также:  Министерство природы кемеровской области

Суровое, напряженно-аскетическое искусство Византии, создавая бессмертные, монументально-обобщенные, возвышенно-героические образы, с необыкновенной выразительностью пользовалось изображениями отдельных предметов.

В древнерусской иконописи также большую роль играли те немногочисленные предметы, которые художник вводил в свои строго канонические произведения. Они вносили непосредственность, жизненность, порой казались открытым выражением чувства в произведении, посвященном отвлеченно-мифологическому сюжету.

Еще большую роль натюрморт играл в картинах художников XV — XVI веков в эпоху Возрождения. Живописец, впервые обративший пристальное внимание на окружающий его мир, стремился указать место, определить ценность каждой вещи, служащей человеку.
Предметы, вещественный элемент получили в картинах новое значение в XVII веке — в эпоху развитого натюрмортного жанра. Вещи стали выступать в этих произведениях, как главные действующие лица, показывая, что может достичь художник, посвятив этому роду искусства свое мастерство.

Натюрморт — сравнительно молодой жанр. Самостоятельное значение в Европе он получил лишь в XVII веке. История развития натюрморта интересна и поучительна.

Особенно полно и ярко натюрморт расцвел во Фландрии и Нидерландах. Его возникновение связано с теми революционными историческими событиями, в результате которых эти страны, получив независимость, в начале XVII столетия вступили на путь буржуазного развития.
Искусство натюрморта, сложившееся в XVII веке, определило основные качества этого жанра. Картина, посвященная миру вещей, рассказывала об основных свойствах, присущих предметам, окружающим человека, раскрывала отношение художника и современника к тому, что изображено, выражала характер и полноту познания действительности.
Сформулированные в XVII веке, задачи жанра в общих чертах существовали в европейской школе вплоть до середины XIX века. Однако это не означает, что художники не ставили перед собой новых задач, механически повторяя готовые решения.

На протяжении эпох менялись методы и способы живописного решения натюрморта, накапливался художественный опыт, развивался более сложный взгляд на мир.

Василиса уже ответила на твой вопрос,Миша. но я НЕ МОГЛА. не ответить на него тоже..Ну очень хотелось) Конечно, это нереально в формате вопроса объять всю тему, поэтому сухим языком историка провела краткий экскурс в мир натюрморта, и нарочно ввиде иллюстраций привела современные натюрморты наших российских художников Геннадия Юршевица,Авесты Чаурской и Светланы Гладковой . Они прекрасны,не правда ли?

Читайте также:  Особо охраняемые природные территории автомобиль

Источник

Мертвая природа

(nature morte, Stilleben) — так называется род произведений живописи, изображающих битую дичь и других животных, цветы, плоды, раковины, вазы и многие другие неодушевленные предметы, принадлежащие к произведениям природы и человеческих рук. В этом роде живописи первое достоинство есть точное подражание изображаемым предметам, и в распоряжении художника остается лишь изящная их группировка и колоритная приятная светотень. Одни художники исполняют такие картины в декоративном вкусе и пишут свои композиции широко и свободно, другие любят живопись тонкую и чрезвычайно законченную. Неподвижность модели, возможность продолжительного неизменного ее освещения позволяют доводить техническое исполнение до крайней степени совершенства, так что может быть ни в каком другом роде собственно живопись, в смысле исполнения, не достигает такой высоты, как в этом. Происхождение этого рода живописи надо искать в Голландии, и первоначально изображения М. природы делались, вероятно, просто для вывесок; первым по времени художником М. природы считается Давид де Гем (1570—1632), за которым следовало много других де Гемов, в числе которых и знаменитый Ян Давид де Гем; главнейшие художники, следовавшие один за другим до начала XVIII столетия, поименованы в ст. Голландская живопись (см.). Огромные картины Снидерса, современника Рубенса, изображавшие мясные и рыбные лавки, хотя и оживленные человеческими фигурами, в сущности, должны быть отнесены тоже к М. природе. На эти произведения был немалый спрос у голландцев, любивших все, что изображало и напоминало им их обычный быт до малейших подробностей. Галерея Эрмитажа богата прекрасными произведениями этого рода. У других народов этот род не имел такого значения; у французов, например, он имел скорее декоративное значение, хотя нередко служил областью, в которой техническое мастерство с присущим французам вкусом находило высшее себе выражение. Таковы, например, произведения современного нам французского художника Валлона. В России этот род живописи не имеет почти никакого значения, кроме декоративного, и то случайного.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Источник

Оцените статью