Природа мышления младшего школьника

Глава II. Особенности развития мышления у младших школьников.

Особенности мышления младших школьников нельзя рассматривать без учета особенностей мышления детей дошкольного возраста. Наглядно-образное мышление имеют, как известно, уже дети 5 – 6 лет. Старшие дошкольники оперируют в своих рассуждениях конкретными представлениями, которые возникают у них в процессе игры и в повседневной жизненной практике. У дошкольника появляются зачатки словесно-речевого мышления (они уже строят простейшие формы рассуждений и обнаруживают понимание элементарных причинно-следственных зависимостей) [15, c. 345].

Следовательно, начальное обучение “подхватывает” и использует ту форму мышления, которая возникла еще у детей-дошкольников.

Как уже говорилось, мышление включает ряд операций, таких, как сравнение, анализ, синтез, обобщение и абстракция. С их помощью осуществляется проникновение в глубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи. Каждая из этих операций в младшем школьном возрасте имеет свои особенности, рассмотренные Б. С. Волковым [1, c. 71]:

* Анализ. Преобладает практически действенный и чувственный анализ; развитие анализа происходит от чувственного к комплексному и системному.

* Синтез. Развитие идет от простого суммирующего к сложному широкому синтезу; развитие синтеза идет значительно медленней, чем развитие анализа.

* Сравнение. Подмена сравнения простым рядоположением предметов: сначала ученики рассказывают об одном предмете, а потом – о другом; большие затруднения у детей вызывает сравнение предметов, которыми невозможно непосредственно действовать, особенно когда имеется много признаков, когда они скрыты.

* Абстракция. За существенные признаки порой принимают внешние, яркие, часто воспринимаемые признаки; легче абстрагируют свойства предметов и явлений, чем связи и отношения, которые существуют между ними.

* Обобщение. Замена обобщения объединением в группы по некоторым причинно-следственным связям и по взаимодействию предметов; три уровня развития обобщения: практически-действенное, образно-понятийное, понятийно-образное [4, c. 72–75].

Младший школьный возраст содержит в себе, как отмечает Р. С. Немов, значительный потенциал умственного развития детей, но точно определить его пока что не представляется возможным. Различные решения этого вопроса, предлагаемые учеными педагогами и практиками-преподавателями, почти всегда связаны с опытом применения определенных методов обучения и диагностики возможностей ребенка, и нельзя заранее сказать, в состоянии или не в состоянии будут дети усваивать более сложную программу, если использовать совершенные средства обучения и способы диагностики обучаемости.

За первые три-четыре года учения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно-действенного и элементарно образного мышления, от допонятийного уровня развития и бедного логикой размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Начало этого возраста связано, если пользоваться терминологией Ж. Пиаже и Л. С. Выготского, с доминированием дооперационального мышления, а конец – с преобладанием операционального мышления в понятиях.

Читайте также:  Критически важные природные объекты

Комплексное развитие детского мышления в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях: усвоение и активное использование речи как средства мышления; соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического; выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном процессе двух фаз: подготовительной и исполнительной. На подготовительной фазе решения задачи осуществляется анализ ее условий и вырабатывается план, а на исполнительной фазе этот план реализуется практически. Полученный результат затем соотносится с условиями и проблемой. Ко всему сказанному следует добавить умение рассуждать логически и пользоваться понятиями [14, c. 131].

Первое из названных направлений связано с формированием речи у детей, с активным ее использованием при решении разнообразных задач. Развитие в этом направлении идет успешно, если ребенка обучают вести рассуждения вслух, словами воспроизводить ход мысли и называть полученный результат.

Второе направление в развитии успешно реализуется, если детям даются задачи, требующие для решения одновременно и развитых практических действий, и умения оперировать образами, и способности пользоваться понятиями, вести рассуждение на уровне логических абстракций.

Если любой их этих аспектов представлен слабо, то интеллектуальное развитие ребенка идет как односторонний процесс. При доминировании практических действий преимущественно развивается наглядно-действенное мышление, но может отставать образное и словесно-логическое. Когда преобладает образное мышление, то можно обнаружить задержки в развитии практического и теоретического интеллекта. При особом внимании только к умению рассуждать вслух у детей нередко наблюдается отставание в практическом мышлении и бедность образного мира. Все это, в конечном счете, может сдерживать общий интеллектуальный прогресс ребенка [14, c. 131–132].

Таким образом, из вышесказанного видно, что мышление младшего школьника формируется в процессе обучения, то есть в процессе приобретения детьми определенных знаний.

Обобщая все вышепредставленное, следует отметить, что начальное обучение использует ту форму мышления, которая возникла еще у детей-дошкольников. Большинство детских психологов называют основным видом мышления в младшем школьном возрасте наглядно-образное. К концу обучения в начальной школе происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Этот переход осуществляется за счет процесса обучения, то есть в процессе приобретения детьми определенных знаний.

Читайте также:  Titan quest anniversary edition природа охота

Источник

Особенности мышления детей младшего школьного и подросткового возрастов

Мышление младшего школьника находится на переломной стадии развития. В этот период оно переходит от наглядно-образного к словесно-логическому (понятийному). Это придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер.

Особенности развития мышления ребенка младшего школьного возраста

Младший школьный возраст ученые назвали вершиной детства. Эта стадия в современной периодизации психического развития включает период с 6-7 до 9-11 лет. У детей меняется образ и стиль жизни, появляются новые требования и социальная роль ученика. Для младшего школьника присущ принципиально новый вид деятельности — учебная.

В школе дети приобретают не только новые знания и умения, но и соответствующий социальный статус. У них изменяется восприятие собственного места в системе отношений, интересы, ценности и в целом уклад жизни.

Особенности мышления связаны в этом возрасте со следующими изменениями:

  • Становление ведущей деятельности;
  • Завершение перехода от наглядно-образного мышления к словесно-логическому;
  • Формирование социального смысла учения (например, проявляется через отношение школьника к оценкам);
  • Появление доминирующей мотивации достижения;
  • Изменение распорядка дня;
  • Укрепление новой внутренней позиции;
  • Изменение системы взаимоотношений младшего школьника с окружающими людьми.

Доминирующая функция в младшем школьном возрасте — это мышление, развитию которого в школе принадлежит особая роль. С началом обучения оно начинает выдвигаться в центр психического развития, становясь предопределяющим в системе прочих психических функций.

Раньше в науке преобладало мнение, что у детей младшего школьного возраста ведущим становится конкретно-образное мышление. Тем не менее, такие ученые, как Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов, показали, что дети этого возраста обладают гораздо большими познавательными возможностями. Это дает возможность развития теоретических форм мышления.

Особенности мышления младших школьников

Ребенок в возрасте 7-8 лет, как правило, мыслит с помощью конкретных категорий с опорой на наглядные свойства и качества конкретных предметов и явлений. По этой причине в младшем школьном возрасте можно говорить о развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Это предполагает активное включение в обучение моделей различного типа (например, предметных моделей, схем, таблиц, графиков).

Младший школьник склонен буквально понимать переносное значение слов с наполнением их конкретными образами. Соответствующую мыслительную задачу он решает проще, когда берет за основу конкретные предметы, представления или действия.

Если взять за основу образность мышления, то учителя принимают большое количество наглядных пособий, раскрывая содержание абстрактных понятий и переносное значение слов на конкретных примерах. Младшие школьники первоначально запоминают не то, что становится более существенным с позиции учебных задач, но и то, что производит на них большее впечатление (например, то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно и является новым).

Читайте также:  Взаимодействия в природе конспект

Наглядно-образное мышление начинает ярко проявляться здесь при понимании, например, сложных картин, ситуаций. Для их понимания необходима так называемая ориентировочная деятельность. Понять сложную картину — означает понять ее внутренний смысл. Это предполагает аналитико-синтетическую работу, выделение деталей и сопоставление их друг с другом. В наглядно-образном мышлении принимает участие речь. Она помогает называть признак, сопоставлять несколько признаков. Лишь на основе развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления в этом возрасте формируется формально-логическое мышление.

Мышление младшего школьника существенно отличается от мышления дошкольника. Для последнего присуще такое качество, как непроизвольность, малая управляемость и в постановке мыслительной задачи, и в ее решении. Дошкольники чаще и легче задумываются над тем, что им интересно, что их увлекает. Младший школьник в результате обучения в школе получает потребность регулярно выполнять задания в обязательном порядке. Таким образом, он учится управлять своим мышлением.

Особенности мышления подростков

Способность к мышлению постепенно формируется при развитии ребенка и его познавательной деятельности. Процесс познания начинается с отражения мозгом реальной действительности через ощущения и восприятие. Они представляют собой чувственную основу мышления. О мышлении начинают говорить с того момента, когда происходит отражение некоторых простейших связей между предметами и явлениями.

Подростковый возраст — это особая стадия в развитии ребенка, когда происходит переход от детства к взрослости. На этом этапе развиваются новые составляющие. Это характерно для следующих сторон развития:

Особенности мышления подростка связаны с тем, что у него формируется потребность в активном, самостоятельном, творческом познании. Его реализация в определенной мере осуществляется в учебной деятельности, переходя на более высокий уровень на стадии младшего подросткового возраста.

У подростка продолжает развиваться логическое мышление, которое имеет характер теоретическо-рефлексивного мышления. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции начинают показывать формально-логический характер, а рассуждения абстрагируются от конкретного, наглядного материала, начиная представляться в словесной, гипотетико-дедуктивной форме.

Школьник в этот период овладевает в процессе обучения системой научных понятий, что развивает у него основу понятийного и теоретического мышления. Это дает возможность начать решать учебные задачи с ориентацией на внутренние, существенные свойства и отношения.

Мышление в этом возрасте включается в процесс обучения. Это проявляется через понимание учебного материала, овладение необходимым содержанием, способами действий, решение разнообразных задач и проблем, постановку целей, рефлексивную регуляцию.

Источник

Оцените статью