Природа мышления теории мышления

Мышление и его характеристика. Виды, формы и способы мышления. Теории мышления.

Мышление наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Проблема мышления долгое время изучалась философами и логикой.

Ассоцианизм — мышление не является особым процессом и сводится к простому сочетанию образов памяти (ассоциация по смежному сходству и контрасту), мышление рассматривалось вне объективного мира — сознание переходит от одного состояния в другое.

Атрибуты мышления — сознание различий и сходства, память — запечатляются простые элементы путем цепочки образуют мысли, ощущение — первая часть чувствования и всегда предмет умственного оперирования. Репродуктивное мышление.

Вюрцбургская школа — Кюльт,первым использовал решение задач

Безобразное мышление. Объясняет принцип детерминизма — тенденция — есть общее направление мышления, которое направляется задачей.

Отто Зельц — проблема операций мышления, намечена пробема творческого мышления.

Гештальтпсихология — творческое мышление, придумали новый способ исследования мышления, рассуждение вслух.

Дункер объясняет принцип — инсайт — переструкткрирование целой структуры в новую, род внешних переживаний. Жан Пиаже — интеллект — структура познания мира от аутизма к эгоцентризма (социальная мысль) обратился к действию. Символическая логика

Отечественная психология — теория Выготского — формирование искусственного понятия, Гальперин — ООД, Рубинштейн — проблема операций мышления -мыслительная операция — анализ и синтез, синтез к анализу, сравнение и обобщение, Крушинский — экстраполяция (прогнозирование).

Наглядно-действенное мышление (Форма мышления, манипулирующая предметной сферой. Имеется у детей с рождения до 1,5 лет)

Конкретно-предметное мышление (Задачи решаются с помощью существующего, реального объекта. Формирование в возрасте от 1,5 — до 7 лет)

Абстрактно-логическое мышление (Мышление абстракциями — категориями, которых нет в природе. Формируется с 7 лет. Считается, что у животных нет абстрактного мышления.)По характеру решаемых задач — теоретическое, практическое (наглядно-действ.)

Читайте также:  Примеры предметов живой природы

по уровню психических процессов (по степени развернутости)

По степени новизны (по результатам мышления)

Мышление как деятельность. Структура мыслительной деятельности.

По С.Л.Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряженное в начале и удовлетворенное в конце. Мыслительный процесс осуществляется в двух основных формах:

1) формирование и усвоение понятий;

Формирование понятий — это просто отличение «того, что похоже», от «того, что непохоже». Усвоение понятий — это процесс, в результате которого субъект научается узнавать признаки, присущие каждому из понятий. Начальной фазой мыслительного процесса является осознание проблемной ситуации.

Сама постановка проблемы является актом мышления, часто это требует большой мыслительной работы. Первый признак мыслящего человека — умение увидеть проблему там, где она есть. Возникновение вопросов (что характерно у детей) есть признак развивающейся работы мысли. Человек видит тем больше проблем, чем больше круг его знаний. Таким образом, мышление предполагает наличие каких-то начальных знаний. От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. Решение задачи осуществляется разными способами. Есть особые задачи (задачи наглядно-действенного и сенсомоторного интеллекта), для решения которых достаточно лишь по-новому соотнести исходные данные и переосмыслить ситуацию.

В большинстве случаев для решения задач необходима некоторая база теоретических обобщенных знаний. Решение задачи предполагает привлечение уже имеющихся знаний в качестве средств и методов решения. Применение правила включает 2 мыслительные операции:

1. Определить, какое именно правило привлечь для решения;

2. Применение общего правила к частным условиям задачи. Автоматизированные схемы действия можно считать навыками мышления. Важно

отметить, что роль мыслительных навыков велика именно в тех областях, где имеется очень обобщенная система знаний, например при решении математических задач.

Читайте также:  Природа лучшее лекарство от чего

Решение проблем в значительной степени опирается на усвоенные понятия, хранящиеся в долговременной памяти.

При решении сложной проблемы обычно намечается путь решения, который осознается как гипотеза. Осознание гипотезы порождает потребность в проверке. Критичность — признак зрелого ума. Некритический ум легко принимает любое совпадение за объяснение, первое подвернувшееся решение за окончательное. Когда заканчивается проверка, мыслительный процесс переходит к окончательной фазе — суждению по данному вопросу.

Таким образом, мыслительный процесс — это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами и который завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения).

Источник

Мышление и его природа

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой мышления: Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, З. И. Калмыкова, Э. Торренс, Дж. Гилфорд и др.

Далее рассмотрим понятие и природу мышления, а также его виды, формы, операции.

Понятие и природа мышления

Мышление — это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно-исследовательского) характера.

Познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия. Но, начинаясь с ощущений и восприятия, познание действительности не заканчивается ими. От ощущения и восприятия оно переходит к мышлению.

Раскрытие отношений, связей между предметами составляет существенную задачу мышления: этим определяется специфический путь, которым мышление идёт ко всё более глубокому познанию бытия. Мышление отражает не только отношения и связи, но также свойства и сущность; и отношения отражаются не только в мышлении.

Всякое мышление совершается в обобщениях. Оно всегда идёт от единичного к общему и от общего к единичному. Мышление — это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведёт от отдельного к общему и от общего к отдельному. Мышление — это опосредованное — основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований — и обобщённое познание объективной реальности.

Читайте также:  Где живут сурки природная зона

Виды мышления

Виды мышления по содержанию.

  1. Наглядно-действенное мышление. Данное мышление наиболее тесно связано с практикой, так как решение различных задач здесь осуществляется путем реального преобразования заданной ситуации.
  2. Наглядно-образное мышление. Суть наглядно-образного мышления состоит в том, что индивид может мыслить только конкретными образами.
  3. Абстрактное мышления. Сущность абстрактного мышления (словесно-логического) в том, что оно происходит с опорой на понятие без использования конкретного опыта.

Виды мышления по характеру решаемых задач.

  1. Практическое мышление, в противовес теоретическому, имеет дело с реальной практикой. Соответственно, задачей практического мышления является преобразование реальности.
  2. Теоретическое мышление состоит в познании закономерностей явлений.

Формы мышления

Как правило, выделяется три формы мышления.

  1. Понятие. Понятие — это такая форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов явлений. Все они делятся на две категории:
  • существенные (те, которые обязательны для того, чтобы определенный предмет «не перестал быть собой»);
  • несущественные (дополнительные признаки, которые не изменяют саму природу предмета или явления).
  • общие (здесь существуют положения, которые касаются всех предметов или явлений);
  • частные (здесь речь может идти только об отдельной группе предметов или явлений, которые объединены общим понятием);
  • единичные (здесь речь идет только об индивидуальном понятии).

Операции мышления

Опишем основные виды умственных операций.

  1. Сравнение. Операция сравнения приспособлена для установления сходства или различия между предметами или явлениями окружающей действительности. Операция сравнения может осуществляться двумя способами:
  • непосредственно (при одновременном восприятии предметов);
  • опосредованное (в случае использования умозаключения).
  • восприятия;
  • памяти;
  • представлений.

Абстракция обычно используется при усвоении новых понятий, так как в них отражены лишь наиболее важные признаки ряда предметов, которые и дают нам право отнести их к той или иной группе. Выделяют следующие виды абстракции:

  • практическая (она включена в процесс деятельности);
  • чувственная (внешняя);
  • высшая (опосредованная, выраженная в определенных понятиях).

Подкрепим знания с помощью рисунка 1.

Источник

Оцените статью