ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ НАУКИ. ПРИРОДА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Впервые термин философия науки введен в 1840 г. Однако в качестве самостоятельной отрасли знания философия науки начинает развиваться в ХХ в.
Философия науки – это раздел философии, исследующий наиболее общие особенности и закономерности научно-познавательной деятельности. Предметом философии науки являются следующие вопросы: сущность науки как особого вида деятельности и как социального института, уровни, формы и методы научного знания, логика научного исследования, модели роста и развития науки.
Многообразные виды деятельности человека можно свести к трем основным видам: познавательная, оценочная и практическая деятельность. Познание – это активно-творческое отражение человеком окружающего мира, приобретение знаний. Знание – это результат познавательной деятельности, выраженный в идеальных образах и закрепленный в знаках естественных и искусственных языков. Основными видами познавательной деятельности являются: научное познание, обыденное, художественное, религиозное. Обыденное познание основано на повседневном опыте и здравом смысле, оно не упорядочено и, как правило, носит описательный характер. Художественное познание характеризуется чувственно-образным отображением действительности и в большей мере субъективно, т.к. выражает внутренний мир автора. Религиозное познание опирается на веру и мистический опыт, является иррациональным, претендует на полное и законченное описание мира.
Определение понятия «наука» менялось со временем. И в настоящее время существуют разные точки зрения. Наиболее общее и распространенное определение: наука – это специализированная деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний.
Наиболее характерные черты науки и научного знания:
1) Рациональность, обоснованность, доказательность.
3) Интерсубъективная проверяемость научного знания.
5) Системность научного знания.
7) Собственный язык, система специфических понятий.
Эрвин Шредингер: для религиозно-мифологического сознания характерна «закрытость», завершенность, закрытая модель мира, где знание претендует на полноту, на устранение неопределенности. Научное сознание предполагает «открытую» модель мира, постоянно пополняемое знание, сохранение неопределенности.
Задача любой религии (и мифологии в особенности) – «завершить всегда неполное понимание неопределенного и загадочного положения человека в мире», ликвидировать «белые пятна», закрыть вызывающую недоумение открытость мировоззрения, полученного исключительно на основе опыта. Мифология и религия спасают от неопределенности непознанного. Отличие науки в том, что она будет стоически мириться с «пробелом», вместо того, чтобы заполнять его подлогом или необоснованным предположением. И дело здесь не только в «этосе ученого», но в том, что страх утратить стимул к познанию сильнее страха жизни в непроясненном и непонятном мире. Иными словами, для науки возможность задавать вопросы и искать ответы, то есть желание «узнать еще» ценнее, чем уют готового знания о понятном и цельном мире, переданного традицией. Поэтому ученый согласен жить в как бы «дырявом мире», а религиозный человек – нет.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник
14 Природа научного знания и его основные характеристики. Классический и современный идеалы научности
Наука реализует идеал рационального понимания мира. В этом она противостоит мифологическому, теологическому и мистическому пониманию.
Анализируя особенности научного познания, прежде всего обратимся к основным критериям выделения науки:
- экспериментальное обоснование научного знания (демаркация с обыденным опытом);
- теоретическая форма представления научного знания с логико-математическим и теоретико-экспериментальным обоснованием (демаркация с религиозно-мистической и мифопоэтической формой);
- наличие специального (математического) понятийного языка (демаркация со значениями и смыслами обыденного языка).
И. Д. Рожанский выделяет четыре основных признака любой науки, а для античности — это и признаки ее отличия от ненауки предшествующей истории:
- Наука — как род деятельности по приобретению новых знаний. Для осуществления такой деятельности необходимы определенные условия: специальная категория людей; средства для ее осуществления идостаточно развитые способы фиксации знаний.
- Самоценность науки, ее теоретичность, стремление к знанию ради самого знания.
- Рациональный характер науки, что, прежде всего, выражается в доказательности ее положений и наличии специальных методов приобретения и проверки знаний.
- Систематичность (системность) научных знаний, как по предметному полю, так и по фазам: от гипотезы до обоснованной теории. Можно, в целом, согласиться с предложенным анализом.
Если проанализировать особенности научного познания, рассмотрим его в сравнении с обыденным познанием и выделим следующие особенности’.
- объекты нгуки не сводимы к объектам обыденного опыта; наука имеет предметную направленность. По мере развития знаний об объекте открываются новые его стороны и связи, которые становятся предметом познания. Различные науки об одном и том же объекте имеют различные предметы познания (например, анатомия изучает строение организма, физиология — функции его органов, медицина — болезни и т.п.). Предмет познания может быть материальным (атом, живые организмы, электромагнитное поле, галактика и др.) или идеальным (сам познавательный процесс, концепции, теории, понятия и т.п.). Тем самым в гносеологическом плане различие предмета и объекта относительно и состоит в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные (с точки зрения данного исследования) свойства и признаки объекта;
- научное познание ориентировано на объективную истинность;
- научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов;
- наука обладает специфическими орудиями и методами познания (научный инструментарий);
- наука формирует особый язык, который отличается от обыденного языка большей однозначностью, строгостью и четкостью;
- существенным признаком научного познания является его системность, логическая организованность;
- результаты научного познания имеют универсальный, интерсубъективный, надличностный характер.
Кроме того, часто отмечают и такие особенности научного познания как тенденция к воспроизводимости результатов; скептическое отношение к авторитетам, интеллектуальная самостоятельность и автономия; проблемная установка исследования: опора на опыт и разум.
Таким образом, научное знание переступает границы обыденного знания. При этом с одной стороны, научные истины нередко представляются парадоксальными с точки зрения «очевидностей» здравого смысла. Например, воздух может быть не только газообразным, но и жидким. С другой стороны, обыденное знание влияет на науку при помощи здравого смысла как первичной формы закрепления обыденного опыта. Здравый смысл всегда активно принимает участие в процессе мышления ученого, как бы он ни старался осознанно очистить свои размышления от обыденных представлений.
Классический и современный идеалы научности
Под «идеалом научности» понимается система познавательных ценностей и норм. Это нормы объяснения и описания знания, его обоснованности и доказательности, структуры и организации. Структура идеала может быть представлена в виде пирамиды ценностей и норм. Вершина – истинность, основание — универсальные нормы, значимые для всех областей научного познания во все исторические периоды. В XX столетии начал осуществляться переход от веками утвердившихся классических представлений к новому, еще формирующемуся идеалу. Состояние перехода выражается:
— в неудаче попыток реализации классического идеала во всех его формах;
— в резкой критике его основоположений;
— в выдвижении альтернатив основоположениям классического идеала;
— в попытках, обнаружения новых эталонов, образцов научности.
Классический идеал научности, несмотря на многообразие форм выражения, имеет «твердое ядро», состоящее из ряда воспроизводимых, стабильно действующих положений. Эти положения тесно вплетены в интеллектуальную традицию, сформировавшуюся еще в античности. Они длительное время имели характер «очевидностей», альтернатива которым фактически не воспринималась, находилась на периферии интеллектуального горизонта. Основные положения классического идеала таковы:
1. Чистая истина. «наука не должна содержать никакой примеси заблуждений».
2. Фундаментализм. Наука должна давать совершенно надежное знание посредством окончательной обоснованности.
3. Теоретико-научный редукционизм. Представление о возможности выработать универсальный стандарт научности.
4. Интернализм. Социокультурная автономия науки и стандарта научности. Обоснованное научное знание и сами стандарты его обоснования должны быть полностью независимыми от социокультурных условий их формирования. Выводы науки должны осуществляться в соответствии с изучаемой реальностью.
К числу важных факторов, приведших к кризису классического идеала, относится постепенное «накопление» кризисов этих конкретных программ. Конкретные философские концепции, в которых получил свое выражение классический идеал научного знания, очень многообразны:
а) математический идеал научности;
в) гуманитарно-научный идеал.
В математическом идеале в качестве универсальных рассматривают признаки: логическая ясность, строго дедуктивный характер, непреложность выводов и др. В физическом идеале — эмпирия, физические «аксиомы» детерминированы эмпирической информацией. Сторонники гуманитарно-научного идеала усматривают его особенности в следующих двух пунктах:
1) более широкая трактовка субъекта познания. Субъект гуманитарно-научного познания должен быть не только носителем «чистого разума», но человеком со всеми его способностями и возможностями, со всеми его чувствами, желаниями и интересами;
2) роль этого субъекта не сводится только к участию в познавательном процессе, но и распространяется также на оценку познавательных результатов.
Новый идеал находится еще в процессе формирования. Этот процесс идет по двум главным направлениям: во-первых, осуществляется через критику классического идеала; во-вторых, через поиск новых образцов, эталонов научности. Формирование нового идеала через критику классического имеет следующие основные тенденции: антифундаментализацию, плюрализацию, экстернализацию:
Экстерналистская тенденция, проявляющаяся в современной теории науки, выражает наиболее радикальный разрыв с классическими представлениями об идеале научного знании. Однако в современной философской литературе тезис о социальной обусловленности науки трактуется существенно различным образом. Для понимания сути проблемы важно учитывать три аспекта науки:
1) исследовательское поведение ученых;
2) содержание научных утверждений, теорий, гипотез;
3) стандарты научности, оценки результатов научного познания.
В наше время фактически не подвергается сомнению важная роль социокультурных факторов в первом из этих аспектов. Общие социокультурные условия, а также моральные нормы и даже личная склонность могут воздействовать на выбор проблемы исследования, его наиболее эффективного метода, могут стимулировать либо затормаживать исследования в какой-либо частной проблемной сфере. Однако, в отличие от современных, для классических представлений было характерно убеждение в возможности создания «логики открытия», позволившей бы, вне зависимости от всяких «внешних» условий, получать важные познавательные результаты.
Источник