4. Физическая культура и спорт в юридических терминах и понятиях
Ключевым понятием правового регулирования физкультурно-спортивной сферы является право граждан на занятия физической культурой и спортом, обусловленное объективной потребностью человека в физических упражнениях и в сохранении здоровья средствами физической культуры и спорта.
Юридическая природа спортивной деятельности
В Международной хартии физического воспитания и спорта, а также в Спортивной хартии Европы спорт определен как социокультурный феномен. Такую трактовку спорта мы можем принять в качестве общечеловеческого понимания одного из основных понятий в данной сфере.
При этом юридический смысл этого понятия не раскрыт ни в международных нормативных правовых актах, ни в национальном праве. Поэтому следует вначале определить юридическую природу спорта и спортивной деятельности.
Для этого необходимо вспомнить, что право обеспечивает юридическое регулирование типовых общественных отношений.
Следовательно, анализируя правовую природу такого социокультурного феномена, как спорт, необходимо основываться на том круге типовых общественных отношений, которые возникают в физкультурно-спортивной сфере.
Взяв за основу такой подход, можно определить ряд важнейших юридических понятий, необходимых для того, чтобы при изучении нормативно-правового регулирования физической культуры и спорта получить возможность мыслить юридическими категориями.
Предметом нормативно-правового регулирования физкультурно-спортивной деятельности являются правоотношения в сфере физической культуры и спорта.
Правоотношения в сфере физической культуры и спорта —регулируемые нормами права отношения по реализации прав граждан на занятия физической культурой и спортом, а также по удовлетворению потребностей граждан в занятиях физической культурой и спортом.
Объект нормативно-правового регулирования физической культуры и спорта — деятельность государства, юридических и физических лиц в сфере физической культуры и спорта.
Субъекты нормативно-правового регулирования — Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы государственной власти, муниципальные образования, органы местного самоуправления, а также организации — юридические лица и граждане, участвующие в физкультурно-спортивной деятельности.
Характер общественных отношений в спорте
В физкультурно-спортивной сфере возникают отношения двух видов:
1) публично-правовые отношения — отношения между государственными органами, а также органами местного самоуправления и гражданами, реализующими свое право на занятия физической культурой и спортом;
2) гражданско-правовые отношения — отношения между юридическими и физическими лицами по удовлетворению потребностей граждан в занятиях физической культурой и спортом.
Формы физкультурно-спортивной деятельности
Физкультурно-спортивная деятельность осуществляется ее субъектами в следующих формах:
- образовательная деятельность по физическому воспитанию граждан;
- деятельность по организации зрелищных спортивных мероприятий и по участию в них;
- деятельность по предоставлению физкультурно-спортивных услуг;
- деятельность общественных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления по развитию физической культуры и спорта.
- государственно-правовой (посредством конституционных и иных законодательных норм, устанавливающих полномочия и компетенцию органов государственной власти в сфере физической культуры и спорта);
- гражданско-правовой (посредством норм гражданского законодательства, регулирующих отношения в связи с предоставлением физкультурно-спортивных услуг и организацией спортивных зрелищ);
- административно-правовой (посредством норм и правил административного законодательства, регулирующих отношения в сфере государственного управления и исполнительно-распорядительной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления).
- каждый человек обладает правом на доступ к физическому воспитанию и спорту, которые необходимы для развития его личности;
- каждый человек в соответствии со спортивными традициями своей страны должен иметь все возможности для участия в физическом воспитании и спорте для улучшения своего состояния и достижения уровня спортивных успехов сообразно своим способностям;
- особые условия необходимо предоставлять молодежи, включая детей дошкольного возраста, пожилым людям и лицам с физическими и умственными недостатками.
Источник