Природа норм спортивного права

4. Физическая культура и спорт в юридических терминах и понятиях

Ключевым понятием правового регулирования физкультурно-спортивной сферы является право граждан на занятия физической культурой и спортом, обусловленное объективной потребностью человека в физических упражнениях и в сохра­нении здоровья средствами физической культуры и спорта.

Юридическая природа спортивной деятельности

В Международной хартии физического воспитания и спорта, а также в Спортивной хартии Европы спорт определен как социокультурный феномен. Такую трактовку спорта мы можем принять в качестве общечеловеческого понимания од­ного из основных понятий в данной сфере.

При этом юридический смысл этого понятия не раскрыт ни в международных нормативных правовых актах, ни в нацио­нальном праве. Поэтому следует вначале определить юриди­ческую природу спорта и спортивной деятельности.

Для этого необходимо вспомнить, что право обеспечивает юридическое регулирование типовых общественных отношений.

Следовательно, анализируя правовую природу такого со­циокультурного феномена, как спорт, необходимо основывать­ся на том круге типовых общественных отношений, которые возникают в физкультурно-спортивной сфере.

Взяв за основу такой подход, можно определить ряд важ­нейших юридических понятий, необходимых для того, чтобы при изучении нормативно-правового регулирования физичес­кой культуры и спорта получить возможность мыслить юри­дическими категориями.

Предметом нормативно-правового регулирования физкуль­турно-спортивной деятельности являются правоотношения в сфере физической культуры и спорта.

Правоотношения в сфере физической культуры и спорта —регулируемые нормами права отношения по реализации прав граждан на занятия физической культурой и спортом, а так­же по удовлетворению потребностей граждан в занятиях физической культурой и спортом.

Объект нормативно-правового регулирования физической культуры и спорта — деятельность государства, юридических и физических лиц в сфере физической культуры и спорта.

Читайте также:  Особо охраняемые природные территории штраф

Субъекты нормативно-правового регулирования — Россий­ская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы го­сударственной власти, муниципальные образования, органы местного самоуправления, а также организации — юридические лица и граждане, участвующие в физкультурно-спортив­ной деятельности.

Характер общественных отношений в спорте

В физкультурно-спортивной сфере возникают отношения двух видов:

1) публично-правовые отношения — отношения между госу­дарственными органами, а также органами местного самоуп­равления и гражданами, реализующими свое право на занятия физической культурой и спортом;

2) гражданско-правовые отношения — отношения между юридическими и физическими лицами по удовлетворению потребностей граждан в занятиях физической культурой и спортом.

Формы физкультурно-спортивной деятельности

Физкультурно-спортивная деятельность осуществляется ее субъектами в следующих формах:

  1. образовательная деятельность по физическому воспита­нию граждан;
  2. деятельность по организации зрелищных спортивных ме­роприятий и по участию в них;
  3. деятельность по предоставлению физкультурно-спортивных услуг;
  4. деятельность общественных объединений, органов госу­дарственной власти и местного самоуправления по развитию физической культуры и спорта.
  1. государственно-правовой (посредством конституционных и иных законодательных норм, устанавливающих полномочия и компетенцию органов государственной власти в сфере физи­ческой культуры и спорта);
  2. гражданско-правовой (посредством норм гражданского законодательства, регулирующих отношения в связи с предо­ставлением физкультурно-спортивных услуг и организацией спортивных зрелищ);
  3. административно-правовой (посредством норм и правил административного законодательства, регулирующих отноше­ния в сфере государственного управления и исполнительно-рас­порядительной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления).
  1. каждый человек обладает правом на доступ к физическо­му воспитанию и спорту, которые необходимы для развития его личности;
  2. каждый человек в соответствии со спортивными тради­циями своей страны должен иметь все возможности для учас­тия в физическом воспитании и спорте для улучшения своего состояния и достижения уровня спортивных успехов сообразно своим способностям;
  3. особые условия необходимо предоставлять молодежи, включая детей дошкольного возраста, пожилым людям и ли­цам с физическими и умственными недостатками.
Читайте также:  Правила поведения при различных чс природного характера

Источник

Оцените статью