48.Предмет социальной философии.Общество как саморазвивающаяся система.Общество и природа.
Объект социальной философии — социальная социальной жизнь и социальные процессы. Поэтому следует определить, что имеется в виду под этим термином, когда мы говорим о социальной философии. Прежде всего отметим, что из понятия социального исключаются, с одной стороны, природные, а с другой стороны, индивидуальные, личностные явления. То есть социальные явления — это всегда общественные явления. Однако под понятие «общественные явления» подходят и экономические, и политические, и национальные и множество других явлений. Социальная философия изучает общественную социальную жизнь не только в структурно-функциональном варианте, но и в ее историческом развитии. Безусловно, что предмет ее рассмотрения является и сам человек, взятый, «сам по себе», не как отдельный индивид, а как представитель социальной группы или общности, т. е. в системе его социальных связей.
Человеское общество — это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой — люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа.
Жизненная основа потока общественной жизни — труд.
Объединение людей в целостную систему происходит независимо от их воли :
естественный факт рождения с неизбежностью включает человека в общественную
В своих действиях люди исходят из своих потребностей, мотивов; это значит, что
они действуют сознательно. В ходе общественонй жизни возникают и борются
прогрессивные и реакционные, передовые и устарелые, правильные и ложные идеи.
Сталкивается бесчисленное множество индивидуальных и классовых, национальных
и межгосударственных интересов. Бурлит котел потиворечивых чувств — любви и ненависти, добра и зла.
Чтобы познать общественную жизнь, приходиться исследовать ее с разных сторон.
Отсюда многообразие наук об обществе :
1)Этнография изучает быт и культуру народов земного шара, их происхождение, расселение и культурно-исторические связи.
2)Юридическая наука рассматривает сущность и историю государства и права.
3)Языкознание изучает язык, его культуру, законы функционирования и развития.
4)Педагогика имеет своим предметом вопросы воспитания, образования и обучения
подрастающих поколений в сооответствии с целями и задачами общества.
5)Литературоведение изучает художественную литературу, специфику литературного
творчества, общественое значение художественной литературы.
6)Экономика изучает экономические отношения людей, законы, управляющие производством, распределением и обменом материальных благ.
Однако поиск разумного баланса в отношениях человека и природы невозможен без уяснения соотношения, в котором находится природа и общество. Человечество, несмотря на всю свою сегодняшнюю мощь и независимость, является составной частью и продолжением природы. Общество неразрывно с нею связано и не в состоянии существовать и развиваться вне природы и прежде всего без окружающей человека среды. Природа — естественная основа жизнедеятельности человека и общества в целом. Вне природы человек не существует.Достаточно очевидная зависимость человека от природы и признание ее как естественной основы существования и развития общества привели ученых к необходимости изучения соотношения биологического и социального в человеке и обществе.У исследователей этой проблемы первоначально часто возникало искушение усматривать в человеке как представителе биологического вида и в обществе как в совокупности индивидов главным образом подчинение их биологическим законам развития. При этом социальной составляющей в человеке и в обществе отводилась второстепенная роль. Так, создатель теории психоанализа 3. Фрейд считал, что в антропосоциогенезе — процессе возникновения и развития человека и общества — главная причина биологическая. По его мнению, она коренится в решающем влиянии на человека бессознательного начала, заключающегося в его психике, инстинктах, унаследованных от предков. Общество для защиты от животных инстинктов пытается создавать противовесы, например, в виде норм морали, культуры. И все же, полагал Фрейд, эти бессознательные биологические инстинкты, в первую очередь половые, играют решающую роль в поведении человека.
Представители неофрейдизма, в частности Э. Фромм, усматривали меньшую долю влияния на человека биологических, в том числе сексуальных факторов, и увеличение значения общественных связей. Но в целом в их рассуждениях по-прежнему в значительной степени присутствует биологический подход.
Представители философской антропологии М. Шеллер (1874—1928), А. Гелен (1904—1976) и другие рассматривали человека и общество, сочетая философский, религиозный и естественно-научный подходы. Так, Гелен выдвинул оригинальную концепцию, согласно которой человек от рождения является «биологически недостаточным» существом в отличие от других представителей животного мира. Именно эта его «недостаточность» и желание выжить заставили человека активно развивать и использовать свои способности.
Тесная связь общества с природой, схожесть поведений животных в природе и людей в обществе привели некоторых мыслителей к выводу о том, что общество по своей сути является биологическим суперорганизмом. Оно, по их мнению, развивается подобно природным организмам естественным эволюционным путем. Так возникла органическая теория общества, страстным пропагандистом которой стал Г. Спенсер, а также его последователь А. Шеффле (Германия) и др.
Сущность органической теории заключается в том, что человеческое общество уподобляется биологическому организму, живому телу. Согласно этой теории структура и функционирование общества аналогичны строению и функциям живого организма. Так, например, Г. Спенсер полагал, что «кровяные частицы уподобляются деньгам». Прямую аналогию между экономической жизнью общества и обменом веществ в организме проводил А. Шеффле. В этой «органической теории» очевидно игнорирование специфики сознательной деятельности людей, отсутствие учета их воли и интересов. К середине XX в. эта концепция практически сошла и лишилась сколько-нибудь широкого круга поклонников и последователей..
Разумеется, человек — биологическое существо. Однако современный научный анализ показывает, что лиииь 15 процентов всех актов человеческой деятельности носит чисто биологический характер. Вписанность человека в общество, наличие специфически человеческого образа жизни способствуют возрастанию роли социальных закономерностей. Так,, политическая, производственная, духовная деятельность человека и общества есть чисто социальные явления, развивающиеся по своим особым, отличным от природы законам. Биологическое и социальное диалектически сочетаются в человеке и обществе. Влияние природной среды на жизнь общества особенно ярко выражено в сфере производства. Материальное производство находится в теснейшем диалектическом единстве с природой. В процессе производства природа используется человеком как
предмет труда, объект его преобразовательной деятельности в интересах общества. Природные богатства (в первую очередь полезные ископаемые) служат естественной основой материального производства и жизни общества. Выйдя из природы, человечество уже не в состоянии существовать без продуктов труда, полученных в результате материального производства, «очеловечивания природы».
Зависимость материального производства и общества от природы накладывает в свою очередь на производственную деятельность определенные ограничения. Они касаются прежде всего разумного, рационального воздействия общества на природу в процессе производства.
Источник