18.Природа,общество,человек как объекты философского анализа.
Природа, в предельно широком значении — все сущее, существующее в бесконечном многообразии своих проявлений. В этом смысле понятие «природа» выступает как синоним понятий Вселенная, материя, бытие, объективная реальность.
Общество — в широком смысле используется в философской и социологической литературе для обозначения всей совокупности исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.
В своем развитии (эволюции) от простого к сложному, от низшего к высшему природа проходит ряд ступеней, которым соответствуют определенные структурные уровни материи. Самый существенный скачок в развитии природы связан с возникновением и развитием общества, которое есть (обособившаяся) часть природы в широком смысле слова. Общество, формируясь на основе биосферы, приобретает ряд принципиально новых черт и потому оно есть особая часть природы, относительно противопоставленная всей остальной природе.
Общество выступает как особая, высшая ступень развития живых систем, которая проявляется в функционировании и развитии социальных организаций, институтов, групп.
Специфика взаимосвязи природы и общества приводит к употреблению термина «природа» в более узком значении, в котором он обозначает относительно противостоящую обществу природу; природа в этом плане — синоним природной среды (на земном шаре — географической среды)
19.Становление философии.Философия и мифология.
Мифологию можно определить как синкретичную форму общественного сознания, характерную для этапа потребляющего хозяйства в истории человечества.
Синкретичность мифологического сознания проявляется в 2 аспектах. Во-первых, имеет место неразличение сфер естественного и сверхъестественного, объективного и субъективного, реального и искусственного; все эти сферы еще не осмысливаются как самостоятельные, на этом этапе даже нет соответствующих слов для их обозначения, но все как бы находится во всем, человек еще не выделяет себя из мира и не дифференцирует его, мир выступает как некая, немеющая внутренних границ, сплошность. Второй аспект, по сути дела, есть не что иное как следствие первого. Мифология синкретична и в том смысле, что на ее уровне не приходится говорить о наличии отдельных дифференцированных форм общественного сознания.
Основным элементом мифологического сознания является миф. Миф — весьма своеобразный феномен, специфику которого можно определить следующим образом: миф — субъективное образование, имеющее для своего носителя статус объективной реальности.
По своему содержанию древние мифы, составляющие базис мифологии как формы общественного сознания, как правило, представляют собой повествование о переходе «хаос — порядок». Такой переход прослеживается на различных уровнях: на космическом уровне (возникновение земли, неба, солнца, звезд), на уровне земной природы (возникновение морей, рек, гор, лесов, растений, животных), на уровне общества (возникновение различных социальных институтов, социальных установлений и традиций).
Философия возникла с перенесением основного внимания на человека в его отношении к миру, т.е. на человека, познающего, преобразующего и творящего мир. С течением истории конкретное наполнение этой общей специфики философского предмета неоднократно обновлялось, наполнялось новыми смысловыми нюансами, но всегда в основе философского знания лежала установка на выяснение связи между человеком и миром, т.е. на выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком. Философия — это, таким образом, не просто новая дисциплина, а еще и специфический тип мышления и даже своего рода философский эмоциональный настрой, система мировоззрения чувств.
Философия выступает особым самосознанием культуры. Она активно воздействует на ее развитие и подготавливает становление новых форм социальной жизни.
Генерируя категориальные модели возможных человеческих миров, философия в этом процессе попутно вырабатывает и категориальные схемы, способные обеспечить постижение объектов принципиально новой системной организации по сравнению с теми, которые осваивает наука и практика соответствующей исторической эпохи.
Сталкиваясь с такими объектами, наука в качестве необходимых средств решения своих проблем селективно заимствует выработанные философией категориальные смыслы. Философский анализ выступает в этом процессе целенаправляющим для методологии научного поиска. Вместе с тем полученные в ходе этого поиска фундаментальные знания должны быть приняты культурой, включены в поток культурной трансляции. Их состыковку с господствующими в культуре мировоззренческими установками обеспечивает философское обоснование. Благодаря именно ему, необычные для здравого смысла представления о мире, вырабатываемые наукой, обретают свое понимание.
Источник
13.2. Система: природа – общество – человек.
Возникновение человека как «homo sapiens», как социального существа, оказало влияние на процессы эволюции на Земле не только в биосфере, но и в неживой природе. Причем по масштабам и глубине воздействий, влияние человека развивается значительно быстрее, чем при возникновении жизни. Кроме того, изменился сам принцип влияния. Если живое эволюционировало за счет адаптации к среде обитания, то человек развивается, прежде всего, за счет преобразования среды к потребностям человека. Масштабы и результаты преобразования растут значительно быстрее, чем при биологической эволюции. Человеческое общество за последние 40 тысяч лет своего культурного развития превратилось в решающую силу и источник глубоких преобразований в биосфере, гео и гидросфере, в атмосфере в целом на планете Земля.
На раннем этапе формирования человека, его воздействия на природу мало чем отличалось от влияния других высших животных и в частности от приматов. В основном это влияние было потребительным. Человек извлекал их природы вещества столько, сколько этого требовалось физиологическими потребностями. Влияние в таких масштабах были пренебрежительно малы для биосферы. Однако, по мере развития интеллекта, орудий труда и общественных форм жизнедеятельности, масштабы и глубина влияния стали расти ускоренным образом, стал действовать закон расширенного воспроизводства как самого человека так и всех основных атрибутов его существования. Ускоренно растут объемы извлекаемых из природы различных веществ и энергии, объемы народонаселения, запасы материальных и духовных результатов производства, объемы отходов культурной деятельности человека, возвращаемых в биосферу. Если у первобытного человека этот объем составлял в среднем 5т. за год, то у современного это уже более 300 т. Взаимодействие человека с биосферой разнообразны и многофункциональны. В целом по мере прогресса, человек все больше переходит от пассивно–потребительского к конструктивно–преобразовательному отношению.
Вначале человек только использовал дикие породы животных и растений, затем одомашнивал их и выращивал, позже стал целенаправленно их изменять и выводить как новые сорта с заданными свойствами. Это привело к тому, что в биосфере , с одной стороны многие виды стали исчезать, а с другой появились новые. Биосфера не может оставаться нейтральной по отношению к таким изменениям. С одной стороны, она теряя звенья в процессах жизни, теряет и сбалансированность, порождает не предвиденные для человека последствия. А с другой стороны, сама должна адаптироваться к новым факторам, порожденным творческой деятельностью человека. Часто эта работа дает не столько положительные, сколько отрицательные результаты. Например, кролики завезенные в Австралию уничтожили ряд видов растений, что сказалось на жизни птиц и других животных настолько, что многие из низ близки к полному исчезновению.
Роль человека в биосфере принципиально отличается от любого другого вида. Жизнедеятельность других видов поддерживает целостность биосферы, в то время как жизнедеятельность человека разрушает эту целостность. Овеществленные продукты деятельности человека (здания, сооружения, техника и т.п.) входят как инородные тела в живую ткань биосферы, она от этого деградирует и даже гибнет. Но самое главное заключается в том, что человек своей деятельностью не способен увеличивать запасы вещества и энергии в биосфере. Он может их только потреблять. Такой процесс не может продолжаться сколь угодно долго, он имеет предел, который поставит вопрос о выживаемости человека, если оно не найдет другого способа жизнедеятельности.
Несмотря на самые грандиозные успехи в области использования и преобразования биосферы, человечество всегда останется ее частью. Связь природы и общества исторически может изменяться, но человечество всегда будет нуждаться в среде обитания. Наиболее очевидна зависимость человечества от природы проявляется в материальном производстве и тех видах жизненных функций человека, которые напрямую связаны с потреблением ресурсов природы (например, дыхание). В целом, человечество потребляет три вида природных ресурсов вещество, энергия и информация. Четвертый ресурс принадлежит самому человеку его интеллект и способность к труду. Вещество используется тем эффективнее, чем больше для этого применяется энергии , а то и другое используется тем лучше , чем богаче запас необходимой информации. В зависимости от того, какой тип ресурса является доминирующим, в истории общества можно выделить три этапа:
- до индустриальный способ освоения природы;
- индустриальный;
- пост — индустриальный (информационный).
Однако влияние природы на общество на этом не исчерпывается. Разнообразие природных ресурсов, географических условий и т.п. стало в истории естественной основой общественного развития труда (охота, земледелие, и т.п.) от которого затем зависят исторические эпохи в развитии общества в целом и конкретных цивилизаций. Не случайно, первые цивилизации в истории человечества сформировались в руслах великих рек и в теплой климатической зоне. Однако, стимулом для исторического прогресса служит не только наличие благоприятных условий, но и отсутствие их. Таким образом, природные условия: геологические, географические, климатические и т.д., хотя и оказывают влияние на развитие общества, но по мере усовершенствования средств жизнедеятельности человека (техники прежде всего) эта зависимость перестает быть решающей. Геополитика, экология и другие науки пытаются установить закономерности зависимости человечества от природных факторов и найти пути и методы оптимизации этих зависимостей. Ясно одно: человечество, будучи составной частью биосферы, необходимо связано с природой, как условием существования на планете Земля, а через них с Солнцем и его системой и, в конечном счете, с Космосом. Однако, прогресс истории свидетельствует так же и о том, что человечество становится все более независимым и превращается в самостоятельный фактор природной эволюции. Развитое общество обладает двумя типами среды обитания – естественной и искусственной. Естественная среда имеет естественное происхождение. Сюда входят геосфера и ее ресурсы, гидросфера, атмосфера и конечно биосфера. Искусственная среда создана творческим трудом самого человека (человечества). Это мир артефактов (от лат. artefactum – искусственно сделанное) здания, сооружения, материальные предметы, предметы искусства и т.п. В целом это культура, состоящая из материальных и духовных ценностей. Удельный вес и значение искусственной среды в существовании человека, постоянно возрастает. Это порождает проблему поиска оптимизации в соотношении объемов искусственной и естественной среды с учетом биосоциальной сущности человека; определению меры в соотношении природного, биосферного и человеческого; исследованию сущности системы «природа – общество», «биосфера- ноосфера».
Источник