Природа охрана окружающей среды урок

Урок- конференция «Охрана природы»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Материал содержит подробную разработку урока по развитию речи для 4 класса по теме: «Охрана природы». Его можно использовать и на уроке окружающего мира.

Скачать:

Вложение Размер
Файлurok-konferenciya.docx 30.5 КБ
Файлekolog_urok.pptx 940.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Охрана природы (воды, почв, воздуха, растений, животных)

Экологическая конференция « Мы — друзья природы. Земля — наш дом».

Форма проведения урока: урок – конференция.

а) формировать представление об экологии, и её роли в жизни людей;

б) познакомить с профессией – эколог;

в) выявить основные пути загрязнения природы;

г) формировать коммуникативную компетентность: умения анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать своё мнение, убеждать.

а) расширять кругозор детей о природе;

б) развивать логическое мышление;

в) развивать познавательный интерес к предмету.

а) воспитывать бережное отношение к природе;

б) формировать гражданскую позицию: « Земля – это наш дом. А дом всегда нужно беречь и защищать».

а) знакомить с новыми терминами;

б) корректировать звукопроизношение;

г) развивать умение строить предложения грамматически правильно.

Оборудование. Таблички с названием отделов «Отдел охраны воздуха»,

«Отдел охраны воды», « Отдел охраны животных», «Отдел охраны растений». Газеты: «Мир вокруг нас», « Мы — друзья природы». Карточки. Словарные слова. Магнитофон, системный блок, проектор, экран.

Предшествующая работа: беседа о лесе к Всемирному году леса, экологический турнир с презентацией «Животные леса Ставропольского края», викторина « Знаешь ли ты природу?»

I. Организационный момент. Все учащиеся сидят группами. На каждом столе стоит карточка с надписью «Отдел охраны…»

— Мои дорогие четвероклассники!

Серьезные проблемы сегодня будем решать,

Наблюдать, анализировать, рассуждать.

На какой вопрос нам предстоит найти ответ?

Давайте откроем этот конверт.

Наш 4 «А» получил электронное письмо. ( Слайд №1)

Демонстрация презентации. ( слайды №2-10)

3.Формулирование темы и целей урока учащимися.

На человека, который загрязняет воздух, воду, природу.

Значит, тема урока «Охрана природы»

— Перечитайте вопрос из письма.

-Почему не может он охранять любить, ценить и природой дорожить?

-Не знает правил природопользования,

не понимает, что без природы человек не может жить.

Человек не может быть всей главней. Он – часть природы.

— Значит, его надо научить беречь планету Земля.

— Обсудить важнейшие правила поведения в природе.

Определить причины загрязнения окружающей среды, учиться заботиться о природе.

— Наш урок пройдёт в виде конференции, то есть мы проведем большое совещание групп.

Прочитайте название конференции: «Мы — друзья природы. Земля — наш дом». ( слайд № 11) и девиз урока (№12).

Вы все представляете «Комитет по охране природы». Каждая группа — отдел по охране определенных природных богатств. Прочитайте табличку на своём столе. По ходу спрашиваю и объясняю слова атмосфера, кислотный дождь, пресная.

-Что понимаем под понятием « воздух»? (это то, чем мы дышим, небо, смесь газов)

Вода? (жидкость, которую мы пьем, чем мы моемся, реки, моря, снег, град)

Растения? (деревья, цветы, кусты, травы)

Животные? ( звери, птицы, насекомые)

Читайте также:  Развитие природных стихийных явлений

Вы должны по группам составить правила охраны природы. К концу урока каждому нужно определиться в своём отношении к природе, к планете Земля.

Учитель читает стихотворение:

Где живём ты, и я! (С. Крупина)

— Было бы чудесно, если бы все детишки, все взрослые поступали бы так, но, к сожалению, есть люди, которые поступают иначе. Н-р, браконьеры, которые губят животных без разрешения на охоту и лов. (Дети высказывают свои мнения.) Есть специальная наука о связях в природе между человеком , животными- экология.

— Ребята, а кто из вас слышал слово «экология»?

— Давайте попробуем разобраться, что оно обозначает. (Дети высказываются).

— От слова «экология» произошло слово «эколог». Что обозначает это слово? (Это люди, которые защищают природу, они оберегают всё что растёт, и всех кто живёт в природе).

III. Работа над темой урока.

— Помните, что в данный момент вы — экологи и будете решать очень серьёзную проблему окружающего мира от жестокости, равнодушия, пренебрежительности людей. Вы тот щит, который укроет планету Земля и поможет ей расцвести и засиять яркими красками.

Работа с газетой «Мир вокруг нас» ( слайд№12)

То, что вы видите — газета, хотя здесь ничего не написано. Она называется «Мир вокруг нас». Это необычная газета — живая. Каждый круг газеты — ее страничка. Но сначала посмотрите на изображение. Какое лицо вы видите?

— Грустное лицо. А почему оно грустное? (Ответы детей.)

— У вас оказались разные мнения, потому что много вреда наносит природе человек. Перед вами жалобы из писем в эту газету на экологическую тему.

Давайте разберем их. (Дети по одному выходят и читают жалобы и отвечают все отделы сообща.)

-Воздух на Земле еще называют атмосферой, т.е. воздушной средой, оболочкой или небом, как говорят дети.

В атмосфере накапливается много вредных веществ, которыми мы дышим! Посмотрите, но белый круг нашей газеты, на ней тёмные пятна.

Проблемный вопрос. — Что же нужно сделать, чтобы мы дышали чистым воздухом?

1. Нужно проветривать комнату, вытирать пыль влажной тряпкой.

2. Хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.

3. А ещё заводы и фабрики не должны делать выбросов вредных веществ. Тогда нам всем будет дышать легко.

Мы очистили с вами воздух. ( Демонстрация слайда№14)

Посмотрите, какое теперь небо над нашими головами. Птицы парят над нашими головами. Пусть оно всегда будет таким.

-Проводим взглядом воображаемую птицу до двери, по диагонали экрана, до окна.

2 группа Отдел охраны воды.

Про какую воду говорится: » Водичка, водичка, умой мое личико, чтоб щечки краснели, чтоб глазки блестели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок?»
— Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умыться нельзя. Посмотрите на голубой круг нашей газеты и здесь много тёмных пятен.

Проблемный вопрос. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как?

Читайте также:  Наиболее калорийным видом топлива является мазут природный газ каменный уголь бурый уголь

1.Экономно расходовать воду, не оставлять краны открытыми.

2. Беречь воду от загрязнения. Не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них в них машины. Много грязи попадает в воду от заводов и фабрик.
3. Мы вырастем и научимся очищать отходы заводов и фабрик.

Мы с вами очистили воду. Она теперь чистая и рыба появилась в чистой воде. ( Демонстрация слайда №15)

2. Физкультминутка ( звучит фонограмма пения птиц ).

— Вода такая чистая. Что конюх повел лошадей на водопой.

3. Продолжение работы над темой.

3 группа. Отдел охраны растений

-Основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.

Проблемный вопрос. Только всегда ли человек относится к природе как к другу? Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы кругом было много растений с красивыми цветами?

Свод правил 3 группа.
Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их.

Учитель. Давайте решим экологическую задачу : «В путешествие отправились 10 человек. Сколько погибнет цветочков, если каждый сорвёт по 3 цветка?» ( ответы детей)
Ландыши — люди их рвут не задумываясь. А ведь чтобы ландыш зацвёл, с того дня, как семечко упадет в землю, должно пройти 10 лет. Мальчик и девочка поступили в 1 класс. В каком классе они будут учиться, когда зацветет ландыш?

Поле растений мы с вами тоже очистили ( Демонстрация слайда № 16)

4 группа. Отдел охраны животных.

-Посмотрите на коричневый круг. На нём чёрные квадраты. Это животные, которые больше всех пострадали от человека. Учёные подсчитали: только за последние 200 лет полностью уничтожено больше двухсот видов животных. По одному в год. В наши дни гибель животных идет ещё быстрее. И всё потому, что люди грубо вмешиваются в жизнь животных.

Проблемный вопрос. Что нужно делать, чтобы численность животных не уменьшалась?

Свод правил 4 группа .
— Не охотится на редких животных, не ловить, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков.

Учитель : Запомните это правило. Очистили мы поле животных. ( Демонстрация слайда №17)

А сейчас посмотрите на этих животных. ( Демонстрация слайда №18)

Эти животные пострадали больше, чем другие: бабочки из-за своей красоты, хищные птицы из-за неправильного понимания роли хищников в природе, а лягушки и жабы из-за того, что людям не нравится их внешний вид. Ребята, если мы будем знать правила поведения в природе, мы поможем всей Земле.

4. Письменная работа учащихся.

Запишите правила охраны природы по своим отделам.

(Далее дети читают свои записи.)

Мы их помещаем в газету «Мы – друзья природы». Пусть их прочтут другие.

А сейчас, посмотрите, совсем другой вид у нашего человечка в газете. (№19)

Человечек улыбается — ему хорошо. Ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье человека — это тоже богатство природы и его надо беречь.

Вот и ответили мы на письмо. (Слайд №20)

Какую тему мы обсуждали? Что узнали? Какие термины изучили? Что понравилось?

Читайте также:  Лучшие места приморского края природа

Узнали причины загрязнения природы и научились правильно взаимодействовать с окружающим миром.

— Почему нужно бережно относиться к Земле?

Природа дает человеку все необходимое для жизни: воду, воздух, пищу, жилище, одежду, обувь, полезные ископаемые.

Какой мы сделаем вывод? (№ №21)

Творческое задание : Нарисовать несколько запрещающих знаков поведения в природе.

Теперь по традиции нужно вынести проект решения конференции.

Давайте будем к этому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь, и птица.

Как самым верным своим друзьям!

Давайте будем беречь планету

Во всей Вселенной похожей нету:

Во всей Вселенной совсем одна.

Что будет делать без нас она.

-В знак согласия поставьте свои печати, а они в форме чашки. (слайд № 22)Посмотрите на экран. Что вы видите? У каждого из вас такая же, но своя чашка, в ней ваша доброта. Потяните за веревочку.

Чашка доброты не пустее, потому что доброта бесконечна. Теперь уверенно скажите: «Это — я! Я люблю природу и буду ее всегда беречь!»

Если вы согласны с решением конференции, прошу поставить свои печати.

  1. Наш завод работает без фильтров, выпускает пыль и вредные газы в воздух!
  2. От угарного газа автомобилей невозможно дышать!
  3. Сжигают бутылки от лимонада и резиновые мячи!
  4. В нашем городе вырубили лесной парк!
  5. Я часто болею гриппом!
  6. «Без воды и ни туды, и ни сюды!»
  7. Воды так много на Земле! А говорят, что мало!
  8. В реки, озера, пруды попали грязные воды заводов, нефть и мусор!
  9. После дождя на деревьях и растениях пожелтели и скрутились листья, а в пруду погибли рыбы!
  10. Не закрыли водяной кран!
  11. Помыли в реке машину!
  12. Машина перевернулась, и удобрения смыло прямо в водоем!
  13. Я без леса не проживу!
  14. Вырубили лес!
  15. В почву попал яд!
  16. Ломают ветки деревьев!
  17. Нарвали букет цветов на лугу!
  18. Вытоптали поляну!
  19. Подожгли в лесу траву!
  20. Порезали кору дерева!
  21. Вырвали с грибницей грибы!
  22. Убивают божьих коровок!
  23. Какая польза от птиц?
  24. Разорили птичье гнездо!
  25. Пугал в лесу зверей и птиц!
  26. Браконьеры убивают животных и ловят рыбу без разрешения на охоту и лов!

1) Заводы и фабрики должны иметь уловители пыли и вредных газов.

2) Заводы не должны делать выбросов вредных веществ.

3) В городах нужно сажать много зелени, потому что растения очищают воздух.

4) В домах надо проветривать комнаты, вытирать пыль влажной тряпкой.

5) Не сжигать колеса, бутылки, мусор.

  1. Экономно расходовать воду, не оставлять краны открытыми.
  2. Беречь воду от загрязнений. Не выбрасывать в реки и озера мусор.
  3. Не мыть в реках машины.
  4. Надо строить на заводах фильтры, установки для очистки отработанной воды.
  1. Не рвать цветы.
  2. Не собирать букеты в дикой природе.
  3. Не плести венки.
  4. Не ломать ветки деревьев.
  5. Не повреждать кору деревьев.
  6. Сажать деревья и ухаживать за ними.
  7. Беречь лес и луга от пожаров.
  8. Выращивать цветы.
  1. Не охотиться на редких животных.
  2. Не ловить и не пугать зверей, птиц.
  3. Не кричать в лесу.
  4. Не трогать птичьих гнезд.
  5. Не убивать насекомых, паучков.
  6. Строить домики для птиц.
  7. Кормить птиц зимой.

Источник

Оцените статью