Природа орфографического навыка кратко

2. Природа орфографического навыка как основа методики его формирования.

Орфографический навык – автоматизированный компонент сознательной речевой деятельности в ее письменной форме.

По определению навыка очевидно, что в нем сочетаются такие существенные характеристики, как сознательность и автоматизм. На первый взгляд это контрастные, противоречивые характеристики, поскольку автоматизированное действие предполагает отсутствие сознательного контроля. Ещё в 19 в. велись активные споры по поводу того, какую из этих двух характеристик считать доминирующей. Выделились два направления решения этой проблемы: грамматическое и антиграмматическое. В 20-е годы 19 в. Широкое распространение получило антиграмматическое направление, возглавляемое Борманом. Антиграмматисты полностью исключили роль грамматики в формировании навыков правописания или орфографических навыков, а также исключили роль правил правописания. В процессе формирования навыков важная роль отводилась только упражнениям. При этом шла активная дискуссия по поводу предпочтительности двух видов упражнений: списывание и диктанты. В результате дискуссии наиболее эффективным видом упражнений было признано списывание. Однако известно, что однообразная работа приводит к ограничительному торможению, что расходится с принципами развивающего обучения. В связи с этим ещё в 19 в. антиграмматистам была противопоставлена позиция грамматистов, возглавляемая К.Д.Ушинским. Ушинский отводил грамматике в процессе формирования навыков правописания значительную роль. Именно с нее он предлагал начинать работу над правописанием. Была определена следующая последовательность работы над орфографическим навыком:

1) Изучение грамматических основ правила правописания;

2) Изучение самого правила правописания;

Под системой подразумевается совокупность взаимосвязанных элементов, расположенных в определенной последовательности. В связи с этим Ушинский отмечал, что каждое последующее упражнение должно вытекать из предыдущего. Упражнения должны быть расположены по принципу «от простого к сложному». Реализация этого принципа предполагает 2 возможных варианта:

1) По пути усложнения дидактического материала (языкового фона);

Читайте также:  Природный заказник богдинско баскунчакский

2) Повышение доли самостоятельности.

Последователи Ушинского разработали большое количество видов упражнений, но четкую систему упражнений выстроить не удалось. Кроме того, был забыты рекомендации Ушинского о том, что работу по орфографии следует тесно связывать с развитием речи. В связи с этим в конце 19 в. вновь возродилось антиграмматическое направление, которое возглавили Лай и Мейман. Целесообразность доказывали на экспериментальном уровне.

Современная школа стоит на грамматическом направлении.

Дедуктивный путь предлагает последовательность от общего к частному. В методике орфографии под дедукцией понимается первоначальное сообщение ученикам правила в готовом виде, а затем подкрепление его частными примерами. Индуктивный путь предполагает последовательность от частного к общему. В методике орфографии под индукцией понимается первоначальное наблюдение за частным примерами, а затем вывод правила сами детьми под руководством учителя.

Источник

23. Структура орфографического действия. Сущность орфографического навыка. Этапы и условия успешного формирования орфографических навыков.

Сущность орфографического навыка. Это автоматизированный компонент сознательной речевой деятельности человека в условиях его протекания в письменной форме. ОН формируется в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях.

2. Умение анализировать слово с фонетической стороны.

3. Умение устанавливать морфемный состав слова.

4. Умение вычленять из слова орфограмму, требующую проверки.

5 Умение подбирать проверочные слова.

Процесс формирования ОН проходит несколько ступеней:

1-постановка орфографической задачи (создание проблемной ситуации).

2- поиск способа выполнения действия с опорой на правило, на прошлый опыт детей .

3- составление алгоритма действий.

4- выполнение действий по алгоритму.

5- многократное выполнение действий по алгоритму с постепенным свертыванием алгоритма.

6- появление автоматизма, безошибочного письма.

Условия формирования ОН:

1) Осознание принципов и сущности теорий общих правил;

Читайте также:  Природы ресурсы западной сибири

2) Развитие умений определять типы орфограмм по обосновательным признакам;

3) Высокий уровень знаний и умений в области фонетики, графики, словообразования, грамматики;

4) Развитие орфографической зоркости. (Три умения: А- умение видеть и распознавать орфограммы. Б- умение относить орфограммы к определенным правилам. В- умение объяснять написание орфограмм;

5) Развитие умения выполнять орфографические действия на основе правила;

6) Планомерно организованная работа по предупреждению и исправлению орфографических ошибок, выработка привычки выполнять работу над ошибками;

7) Осознанное усвоение учащимися орфографического правила, систематическая работа над совершенствованием приемов и способов по применению правил в процессе выполнения тренировочной системы упражнений;

9) Обучение детей самоконтролю в процессе письма;

10) Использование эффективных приемов, занимательных элементов и новых технологий обучения

Этапы формирования ОН:

IПодготовительный (пропедевтический уровень усвоения орфографических знаний и умений). Усвоение написания корня слова на практической основе. Этап совпадает с периодом ОГ. Здесь организуется работа по накоплению знаний и умений, которые составляют основу орфографического навыка, а именно: 1) формирование каллиграфического навыка письма; 2) развитие фонематического слуха; 3) развитие орфографической зоркости; 4) формирование умения соотносить звуки и буквы.

II — формирование правописания корня на фонетической основе. Соответствует 2 кл. Данный этап соответствует развитию навыка правописания безударной гласной в корне на основе ознакомления с одним из приемов проверки, то есть изменение формы слова. Используются направления работы те же, что и на 1 эт. и дополнительно вводятся: 1 — ознакомление с сущностью проверяемого и проверочного слова. 2 — ознакомление с правилами проверки, 3 — отработка у учащихся орфографических действий по применению правила проверки слова при письме.

IIIФормирование правописания корня на фонетико-словообразовательной основе (3-4 кл.) Направления: те же, + 1. ознакомление с двумя способами проверки 2- правописание всех морфем 3- совершенствование навыка правописания в корне при изучении частей речи 4- работа над автоматизацией навыка письма корня и сокращение дейстивий при письме.

Читайте также:  Качества человека имеющие социальную природу особенности внешности

Источник

Оцените статью