2. Природа орфографического навыка как основа методики его формирования.
Орфографический навык – автоматизированный компонент сознательной речевой деятельности в ее письменной форме.
По определению навыка очевидно, что в нем сочетаются такие существенные характеристики, как сознательность и автоматизм. На первый взгляд это контрастные, противоречивые характеристики, поскольку автоматизированное действие предполагает отсутствие сознательного контроля. Ещё в 19 в. велись активные споры по поводу того, какую из этих двух характеристик считать доминирующей. Выделились два направления решения этой проблемы: грамматическое и антиграмматическое. В 20-е годы 19 в. Широкое распространение получило антиграмматическое направление, возглавляемое Борманом. Антиграмматисты полностью исключили роль грамматики в формировании навыков правописания или орфографических навыков, а также исключили роль правил правописания. В процессе формирования навыков важная роль отводилась только упражнениям. При этом шла активная дискуссия по поводу предпочтительности двух видов упражнений: списывание и диктанты. В результате дискуссии наиболее эффективным видом упражнений было признано списывание. Однако известно, что однообразная работа приводит к ограничительному торможению, что расходится с принципами развивающего обучения. В связи с этим ещё в 19 в. антиграмматистам была противопоставлена позиция грамматистов, возглавляемая К.Д.Ушинским. Ушинский отводил грамматике в процессе формирования навыков правописания значительную роль. Именно с нее он предлагал начинать работу над правописанием. Была определена следующая последовательность работы над орфографическим навыком:
1) Изучение грамматических основ правила правописания;
2) Изучение самого правила правописания;
Под системой подразумевается совокупность взаимосвязанных элементов, расположенных в определенной последовательности. В связи с этим Ушинский отмечал, что каждое последующее упражнение должно вытекать из предыдущего. Упражнения должны быть расположены по принципу «от простого к сложному». Реализация этого принципа предполагает 2 возможных варианта:
1) По пути усложнения дидактического материала (языкового фона);
2) Повышение доли самостоятельности.
Последователи Ушинского разработали большое количество видов упражнений, но четкую систему упражнений выстроить не удалось. Кроме того, был забыты рекомендации Ушинского о том, что работу по орфографии следует тесно связывать с развитием речи. В связи с этим в конце 19 в. вновь возродилось антиграмматическое направление, которое возглавили Лай и Мейман. Целесообразность доказывали на экспериментальном уровне.
Современная школа стоит на грамматическом направлении.
Дедуктивный путь предлагает последовательность от общего к частному. В методике орфографии под дедукцией понимается первоначальное сообщение ученикам правила в готовом виде, а затем подкрепление его частными примерами. Индуктивный путь предполагает последовательность от частного к общему. В методике орфографии под индукцией понимается первоначальное наблюдение за частным примерами, а затем вывод правила сами детьми под руководством учителя.
Источник
23. Структура орфографического действия. Сущность орфографического навыка. Этапы и условия успешного формирования орфографических навыков.
Сущность орфографического навыка. Это автоматизированный компонент сознательной речевой деятельности человека в условиях его протекания в письменной форме. ОН формируется в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях.
2. Умение анализировать слово с фонетической стороны.
3. Умение устанавливать морфемный состав слова.
4. Умение вычленять из слова орфограмму, требующую проверки.
5 Умение подбирать проверочные слова.
Процесс формирования ОН проходит несколько ступеней:
1-постановка орфографической задачи (создание проблемной ситуации).
2- поиск способа выполнения действия с опорой на правило, на прошлый опыт детей .
3- составление алгоритма действий.
4- выполнение действий по алгоритму.
5- многократное выполнение действий по алгоритму с постепенным свертыванием алгоритма.
6- появление автоматизма, безошибочного письма.
Условия формирования ОН:
1) Осознание принципов и сущности теорий общих правил;
2) Развитие умений определять типы орфограмм по обосновательным признакам;
3) Высокий уровень знаний и умений в области фонетики, графики, словообразования, грамматики;
4) Развитие орфографической зоркости. (Три умения: А- умение видеть и распознавать орфограммы. Б- умение относить орфограммы к определенным правилам. В- умение объяснять написание орфограмм;
5) Развитие умения выполнять орфографические действия на основе правила;
6) Планомерно организованная работа по предупреждению и исправлению орфографических ошибок, выработка привычки выполнять работу над ошибками;
7) Осознанное усвоение учащимися орфографического правила, систематическая работа над совершенствованием приемов и способов по применению правил в процессе выполнения тренировочной системы упражнений;
9) Обучение детей самоконтролю в процессе письма;
10) Использование эффективных приемов, занимательных элементов и новых технологий обучения
Этапы формирования ОН:
I — Подготовительный (пропедевтический уровень усвоения орфографических знаний и умений). Усвоение написания корня слова на практической основе. Этап совпадает с периодом ОГ. Здесь организуется работа по накоплению знаний и умений, которые составляют основу орфографического навыка, а именно: 1) формирование каллиграфического навыка письма; 2) развитие фонематического слуха; 3) развитие орфографической зоркости; 4) формирование умения соотносить звуки и буквы.
II — формирование правописания корня на фонетической основе. Соответствует 2 кл. Данный этап соответствует развитию навыка правописания безударной гласной в корне на основе ознакомления с одним из приемов проверки, то есть изменение формы слова. Используются направления работы те же, что и на 1 эт. и дополнительно вводятся: 1 — ознакомление с сущностью проверяемого и проверочного слова. 2 — ознакомление с правилами проверки, 3 — отработка у учащихся орфографических действий по применению правила проверки слова при письме.
III — Формирование правописания корня на фонетико-словообразовательной основе (3-4 кл.) Направления: те же, + 1. ознакомление с двумя способами проверки 2- правописание всех морфем 3- совершенствование навыка правописания в корне при изучении частей речи 4- работа над автоматизацией навыка письма корня и сокращение дейстивий при письме.
Источник