13.Природа как основа человеческого бытия.Взаимодействие природы и общества.
В широком понимании слова «природа» — это бытие, Вселенная, объективный мир в бесконечном многообразии его форм. В этом значении общество является частью природы. В более узком понимании «природа» — это часть объективного мира, с которой взаимодействует общество.Понятие «природная среда» имеет важный практический смысл, потому что акцентирует внимание на той части природы, в центре которой находится человек и которая является средой его обитания.
Сегодня природная среда включает в себя земную кору, почвенный покров, воду, растительный и животный мир, нижние слои атмосферы и ближний космос.
Таким образом, между природой и обществом существует диалектическое единство. Но между ними есть и глубокое качественное отличие. Оно проявляется в том, что общество представляет собой качественно более высокую форму организации материи. В силу этого законы природы и законы общества, невзирая на объективный характер и тех и других, существенно отличаются друг от друга:
а) если законы природы действуют как «слепая» необходимость, то законы общественного развития реализуются через сознательную, целеустремленную деятельность людей;
б) если законы природы вечны, то законы общества ограничены временем существования человеческого общества, а некоторые — рамками одной или нескольких общественно-экономических формаций;
в) если в природе действуют и динамические, и статические закономерности, то общественные законы носят только статический характер и представляют собой законы-тенденции, в которых историческая необходимость пробивает себе путь через массу случайностей;
г) общественные законы познавать сложнее, чем законы природы, потому что они действуют более скрыто, через людей, внешне, случайно. Важнейшее различие общества и природы находит свое выражение в принципиальном отличии человеческого труда от деятельности животных. Первым и главным здесь является то, что человек активно влияет на природу, а не просто приспосабливается к ней, что характерно для животных.
Всю историю взаимодействия общества и природы подразделяют на четыре периода: 1) присвоения; 2) аграрный; 3) индустриальный; 4) ноосферный.
Первый период — присвоения — определяется способом добывания средств существования. Второй и третий отвечают доминирующему виду производства — сельскохозяйственному или промышленному. Четвертый связывается с возникновением ноосферы. А что такое ноосфера?
Ноосфера — это сфера разума (от греч. noos — разум), сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность выступает определяющим фактором развития.
5.1 Взаимодействие природы и общества
Связь общества с природой, как уже отмечалось, состоит не только в их общем существовании, в активном взаимодействии друг с другом. В системе «природа — общество» более подвижным является второй элемент, причем темп исторического развития общества непрерывно ускоряется.
Сначала рассмотрим основные направления влияния природы на общество:
1.природа дает средства к существованию. Она предоставляет материалы и энергию, необходимые для жизнедеятельности людей. Общество находит в природе пресную воду для жизни, потребностей сельского хозяйства и промышленности, воздух — для дыхания и горения, а также природные пути сообщения, строительные материалы и т. п.;
2.природа влияет на размещение производительных сил общества и специализацию экономики.
3.природа ускоряет или замедляет развитие производительных сил.
4.природа может уничтожать результаты человеческой деятельности.
5. природа влияет на формирование и развитие общественного сознания.
Мы рассмотрели влияние природной среды на общество. Но взаимодействие общества с природой осуществляется и путем его обратного влияния. Это проявляется в таких направлениях.
1) общество расширяет объем и пределы использования природной среды.
2) общество изучает и осваивает природу «вглубь». Это проявляется, с одной стороны, в изучении уже известных естественных явлений на уровне микропроцессов, а с другой — в открытии и промышленном использовании неизвестных раньше свойств и законов природы;
3) общество усиливает интенсивность использования природных ресурсов.
4) общество влияет на структуру окружающей природной среды.
5) общество направляет свои усилия на воссоздание природы.
Источник
20. Понятие «природа». Природа как основа жизнедеятельности общества
Понятие «природа» — одно из важнейших философских понятий. Нельзя уяснить сущность многих фундаментальных философских понятий, например общества, культуры, духа, сущности человека и других, не рассмотрев их в соотношении с природой. В сознании современного образованного человека слово «природа» ассоциируется главным образом с двумя значениями: 1) природа в смысле естественной среды обитания человека и 2) природа как объект специального научного исследования в рамках целой совокупности так называемых естественных наук (естествознания).
Вопросы, которые ставит перед собой и старается решить философия, касаются вечных проблем. Одна из них, немаловажная, а сегодня приобретшая особенно острое звучание, — проблема отношений между человеком и природой.
Человечество, несмотря на всю свою сегодняшнюю мощь и независимость, является составной частью и продолжением эволюции природы. С нею общество неразрывно связано и не в состоянии существовать и развиваться вне природы, прежде всего, — без окружающей человека среды. Влияние природной среды на жизнь общества особенно ярко выражено в сфере производства. Все материальное производство, позволившее человеку выделиться из природы, базируется в своей основе на природной составляющей. Полезные ископаемые, источники энергии, продукты труда — все из природы.
Зависимость материального производства и жизни общества от природы в свою очередь накладывает определенные ограничения на деятельность человека. Они касаются прежде всего разумного, рационального воздействия общества на природу в процессе общественной жизнедеятельности.
Взаимодействие общества с природой имеет для человека не только утилитарное, производственное значение, но также и оздоровительное, нравственное, эстетическое, научное.
21. Общество как система. Структура общества.
Общество — совокупность людей, их объединений, а также совокупность взаимоотношений между ними.
Первые представления о системности в природе и обществе зародились уже в античной философии, но наиболее активно проблема системности общественной жизни начала разрабатываться в XIX-XX в.в. в трудах таких социальных мыслителей, как О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс, М.Вебер, П.А.Сорокини др. С тех пор разработана система понятий, позволяющая понять структуру общества как целостной системы.
Под её элементом понимается мельчайшая часть общества или их совокупность. В качестве таковых могут выступать те или иные социальные субъекты (индивиды, их объединения, например, этнос, социальный слой, семья и т.п.), отношения (производственные, политические, религиозные и др.) , институты (производство, государство, система права, образования и т.д.). В качестве подсистем общества выделяют также основные сферы его жизни. Следует учитывать, что все эти части общества не однообразны, они сложны, многокачественны, иерархичны и выполняют жизненно важные для общества функции – сохранение, воспроизводство социальной системы, а также её развитие и совершенствование.
Устойчивые связи между элементами социальной системы образуют её структуру. В общем плане её можно определить как исторически сложившуюся форму организации общества, внутреннюю упорядоченность, согласованность взаимоотношений различных его частей. В качестве таковых могут выступать не только социальные субъекты (носители активности, направленной на объект), но и объекты – разнообразные явления, на которые направлена преобразовательная активность субъекта.
Соц. структура общества рассматривается в различных ракурсах. Когда выявляется детерминистская (причинно-следственная) связь соц. явлений и процессов, их субординация, общество обычно рассматривается как целостная система, включающая 4 основные сферы:
По отношению к обществу в целом каждая из этих сфер общественной жизни выступает как его подсистема, хотя в иной связи она сама может рассматриваться как особая система.
В иной связи, когда на первый план выдвигается характер, тип соц. связей, общество как соц. система включает следующие подсистемы:
– соц. институты и организации,
– соц. роли, нормы и ценности.
Каждая из них и здесь представляет собой достаточно сложную соц. систему, имеющую свои подсистемы.
Источник