1. Природа и специфика философского знания. Философия как самосознание культуры.
Термин философия образуется от двух греческих слов: филео (любовь) и софия (мудрость), букв. – любовь к мудрости.
Согласно ряду источников, впервые термин философ был употреблен Пифагором (580– 500 до н.э). Пифагор применял термин философ к людям, которые стремились к высокой мудрости и правильному образу жизни. Термин философия был введен в Европейскую культуру древнегреческим философом Платоном.
В древнем мире стремление к мудрости было связано со стремлением познать мироздание в его цельности и в единстве его основ. Поэтому мудрость связывалась, прежде всего, со знанием, а именно со знанием единого во всем. Также стремление к мудрости связывалось с размышлением о природе человека, устройстве человеческого общества и размышлениями о смысле человеческой жизни и ее значения.
2). Предмет философии
В современном познании помимо дифференцированного подхода нужен и обобщающее-мудрый взор, проникнутый философским мышлением. Философия осуществляет это познание с помощью веками отработанной тончайшей системы предельно обобщающего категориального строя разума. Философия дает систему знаний о мире в целом.
Органическое соединение в философии двух начал – научно-теоретического и практически-духовного – определяет специфику ее как совершенно уникальной формы сознания. Философия выступает как духовное рационально-теоретическое освоение действительности. Философия – это все единосущее, «схваченное в мыслях»; это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества, это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты.
«Ее задача – не одна какая-нибудь сторона существующего, а все существующее, вся вселенная в полноте своего содержания и смысла; она стремится не к тому, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а к тому, чтобы понять их внутреннюю связь и единство» — (Соловьев В.С. Сочинения: в 2т., 1989).
Предмет философии – не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.
Философия – учение о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания. При этом целостное понимание мира предполагается в связи с включенностью в него человека не только в качестве продукта природной и социальной эволюции, но как субъективного начала, обладающего способностью активного и сознательного воздействия на окружающий мир.
Философская идея многозначна. Она может быть продолжена в разные, иногда даже противоположные направления.
Сущность философии – в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «мир – человек». В предмет философии входит всеобщее, характеризующее целостное бытие человека. Философия – это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру.
Источник
Природа и специфика философского знания. Философия как самосознание культуры
Термин философия образуется от двух греческих слов: филео(любовь) и софия (мудрость), букв. – любовь к мудрости. Согласно ряду источников, впервые термин философ был употреблен Пифагором (580– 500 до н.э). Пифагор применял термин философ к людям, которые стремились к высокой мудрости и правильному образу жизни.
Философия – учение о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания. При этом целостное понимание мира предполагается в связи с включенностью в него человека не только в качестве продукта природной и социальной эволюции, но как субъективного начала, обладающего способностью активного и сознательного воздействия на окружающий мир.
Это широкие понятия (категории), которые применимы для всех сфер человеческого опыта, а именно: понятие материи, понятие бытия, понятие пространства, понятие времени, соотносительные понятия: причина и следствие, понятие части и целого.
Предмет философии и ее функции.
Объектом философии является мироздание в целом. Философия – знание о всеобщем в системе мир-человек. В этой системе есть две подсистемы: мир и человек. Пример всеобщего: Аристотель сформулировал всеобщий закон бытия (закон мышления, закон противоречия, закон, запрещающий противоречие): невозможно, чтобы в одно и то же время одно и то же было и не было присуще одному и тому же в одном и том же смысле.
Между подсистемами мир-человек могут быть следующие отношения:
1)онтологические. Онтология – это учение о бытие, о сущем.
Что первично: мир природы, материя, или человеческое познание?
2)гносеологические. Гносеология – это учение о познании.
Познаваем ли мир? В какой мере, каковы методы познания?
3)аксиологические. Аксиология– это учение о ценностях.
4)праксеологические. Праксеология – это учение о действиях и деятельности.
1). Эксплицирующая функция. Экспликация – выявление наиболее общих образов, представлений, понятий, форм деятельности в культуре. Наиболее общие понятия, которые имеют предельный характер (могут быть использованы для всех форм человеческой деятельности) называются категориями.
2). Рационализирующая. Отображение знаний в логической форме с помощью понятий и категорий. Исключения: афористические и иррациональные формы философии.
3). Систематизирующая. Философия, как правило, подвергает систематизации и теоретическому осмыслению проявление любого человеческого опыта во всех его формах.
4). Критически-рефлексивная. Основной представитель – Френсис Бэкон — подверг критическому осмыслению веру в авторитеты и догматы средневековой науки и науки эпохи возрождения, а также предрассудки, которые, по его мнению, мешали достоверному познанию окружающего мира.
5). Мировоззренческая функция (непосредственно следует из того, что философия – один из типов мировоззрения).
6). Методологическая функция.
7). Интегрирующая функция. Философия интегрирует, объединяет различные формы человеческого опыта (прежде всего, гносеологическую, праксеологическую и аксиологическую).
Философия формировала свои принципы и заключения на базе конкретно-научного материала и создавала методологический фундамент для его интерпретации; специальные научные дисциплины всегда нуждались в философском осмыслении знаний и новых открытий, накапливаемых в процессе их собственного развития.
Характер философский проблем.
- проблемы носят всеобщий характер, что следует из самого предмета философии.
- это вечные проблемы – на каждом этапе развития общества они воспроизводятся. Но это не значит, что они не имеют решения. Эти задачи имеют решение в конкретную историческую эпоху в зависимости от уровня развития общества: уровня культуры, производства, науки.
Основные типы проблем философии:
- онтологические
- гносеологические
- аксиологические
- праксеологические
- антропологические (жизневоззренческие)
Философия как самосознание культуры.
В философском знании представлены все имеющиеся в человеческой культуре виды знания: они переплетены здесь и дают единое интегральное целое. Таким образом, философское знание есть комплексный, интегральный вид знания. Вся человеческая культура, если посмотреть на нее как на целостность, оказывается состоящей из частей, или сегментов, соответствующих познавательным способностям человека и специфическим предметным областям действительности. Ее общая структура подобна структуре философского знания. Философия – средоточие культуры, ее ядро. И насколько целостным окажется это ядро, настолько будет целостней и вся духовная культура человечества. От процессов синтезирования и интегрирования, которые происходят и будут в дальнейшем происходить в философии, в немалой степени будет зависеть и развертывание интегративных связей внутри культуры.
Источник