8.4. Отношение, его свойства и функции
Производителям важно иметь представление о том, что знают и чего не знают потребители об их торговых марках. Но известность торговой марки еще не означает благоприятного отношения к ней потребителей. Поэтому не менее важная информация о том, что нравится, и что не нравится потребителям, т.е. каково их отношение к торговой марке.
Отношение – устойчивая, сохраняющаяся на протяжении длительного времени приобретенная предрасположенность реагировать на объекты среды.
Отношения играют значительную роль в формировании поведения потребителя. Принимая решение о покупке того или иного товара, выбирая магазин, потребители основываются на своих предпочтениях.
Выявление и оценка отношения потребителей используются специалистами по маркетингу для определения эффективности маркетинговых мероприятий, в частности, рекламных кампаний еще до начала их реализации. Представление об отношениях можно использовать как один из критериев сегментирования рынка и выбора целевых потребителей. Нередко производители проводят сегментирование рынка в зависимости от положительного, негативного или нейтрального отношения к товару.
Отношение может изменяться по нескольким направлениям:
- валентность (направление отношения – позитивное, негативное, нейтральное);
- интенсивность – потребители могут позитивно относиться к маркам двух соков – «Любимый сад» и «Я», но одной марке отдавать больше предпочтений, чем другой;
- сопротивляемость – способность отношения меняться. Степень сопротивляемости может изменяться от низкой до высокой. Измеряя сопротивляемость, можно прогнозировать потенциальные изменения в спросе и в покупательском поведении;
- постоянство – способность отношений не ослабевать с течением времени. Для укрепления благосклонного отношения к торговой марке необходима разработка маркетинговых мероприятий, в частности, в области маркетинговых коммуникаций, направленных на его поддержание;
- уверенность потребителя в правильности своего отношения к торговой марке. Отношения, характеризующиеся большей уверенностью, являются более устойчивыми. Степень уверенности потребителя влияет на его покупательское поведение.
Источник