Природа памяти в психологии кратко

25. Социальная природа памяти человека. Память и деятельность. Мотивация и запоминание.

Память это запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков.

Впервые систематическое изучение высших форм памяти у детей провел вы­дающийся отечественный психолог Л. С. Выготский, который в конце 1920-х гг. приступил к исследованию вопроса о развитии высших форм памяти и вместе со своими учениками показал, что высшие формы памяти являются сложной фор­мой психической деятельности, социальной по своему происхождению. В рамках предложенной Выготским теории происхождения высших психических функций были выделены этапы фило- и онтогенетического развития памяти, включая про­извольную и непроизвольную, а также непосредственную и опосредованную па­мять.

В отличие от непроизвольного запоминания произвольное (или преднамерен­ное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой опреде­ленную цель — запомнить некую информацию — и использует специальные при­емы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и слож­ную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того, произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняе­мые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям, или способам запоминания материала, относится заучивание, суть которого заключа­ется в многократном повторении учебного материала до полного и безошибочно­го его запоминания. Следует отметить, что при прочих равных условиях произвольное запоминание заметно продуктивнее непреднамеренного запоми­нания.

Главная особенность преднамеренного запоминания — это проявление воле­вых усилий в виде постановки задачи на запоминание.

Следует отметить, что большое значение при заучивании имеет не только по­становка общей задачи (запомнить то, что воспринимается), но и постановка част­ных, специальных задач – как запомнить (последовательность, точность)

Память и деятельность.

Читайте также:  Принимать природу во внимание

В зависимости от места запоминания в структуре деятельности различают непроизвольное и произвольное запоминание. При непроизвольном не ставится задача запомнить материал, связанные с памятью процессы играют роль операций, обслуживающих другие действия. Когда цель действия непосредственно связана с содержанием запоминаемого материала, то эффективность непроизвольного запоминания может быть выше чем эффективность произвольного. Произвольное запоминание – специальное действие, задача которого запомнить на длительный срок. Длительность произвольного запоминания зависит от его мотивов.

Мотивация и запоминание.

Мотивации тесно взаимодействуют с механизмами памяти. Мотивации, формирующиеся под воздействием внутренних метаболических потребностей и факторов окружающей среды, обладают выраженной способностью по опережающему принципу извлекать из памяти генетический и индивидуальный опыт субъектов по удовлетворению лежащей в их основе доминирующей потребности. Итак, в системной организации целенаправленных поведенческих актов мотивации выступают как ведущий фактор фиксации опыта в памяти, способности его удержания при наличии препятствий к достижению цели и, наконец, обусловливают быстрое извлечение накопленного опыта из памяти. Из этого следует важная практическая рекомендация: запоминание всегда успешно при наличии выраженной мотивации. Лучше запоминается тот предмет, который представляет для обучающегося наиболее значимый интерес.

Мотива́ция (от lat. «movere») — 1) побуждение к действию; 2) динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; 3) способность человека через труд удовлетворять свои материальные потребности.

Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя мотивация— мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах называется положительной. Мотивация основанная на отрицательных стимулах называется отрицательной.

Читайте также:  Меню на выпускной на природе

Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.

Запоминание — обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти. важнейшее условие последующего восстановления вновь приобретенных знаний. Произвольное запоминание является специальным действием, задача которого запомнить на долгий срок. Нередко говорят о специальной мнестической деятельности. Для успешного осуществления этой деятельности производится работа по выделению смысловых блоков, составлению плана, выявлению ключевых слов, составлению схем. Кроме того, проводится деятельность по организации повторения. Длительность произвольного запоминания зависит от мотивов. Жизненно важный материал несущий большую смысловую нагрузку, обычно, быстро и хорошо запоминается.

Источник

Оцените статью