Природа поэзии сергея есенина

Живая природа в творчестве С.Есенина

Руководитель : Петрухно Валентина Ивановна ,учитель русского языка и литературы.

Методики проведения исследовательской работы

1.Поисковый (подбор, чтение научной и художественной

литературы, отбор материала).
2. Аналитический (анализ собранного материала, обобщение

Цель:Понять отношение поэта к природе на примере поэзии С Есенина

1Доказать ,что природа- это волшебный мир на примере стихотворений С.Есенина, проследить взаимосвязь темы природа и родина.

2Сравнить стихотворения поэтов С Есенина и Н.А. Некрасова.

3Обрядовая поэзия и её место в творчестве поэта.

Гипотеза : Родная природа,народные песни,люди их язык и обычаи-вдохновители есенинской поэзии.

Методы исследования :
1.Поисковый (подбор, чтение научной и художественной литературы, отбор материала).
2. Аналитический (анализ собранного материала, обобщение результатов).

Объект исследования- поэзия С.Есенина.

Предмет исследования- живая природа в творчестве С.Есенина.

Сроки проведения исследования- декабрь 2017-апрель 2018 г.

Тема природы раскрывается почти во всех стихотворениях С. Есенина, причем поэт не просто описывает все то, что его окружает, но и сравнивает природные явления с человеческим организмом: «васильками сердце светится, горит в нем бирюза»Родная природа для поэта — это «море голосов воробьиных» и «…золотеющая осень, в березах убавляя сок, за всех, кого любил и бросил, листвою плачет на песок».

Можно сказать, что тема природы в произведениях С. Есенина раскрывается через душу природы, он сравнивает ее с человеком, с его чувствами. Картины природы, увиденные в детстве, навсегда остались в памяти поэта, потому и спрашивает он сестру:

«Как живет теперь наша корова, грусть соломенную теребя?»,

«Отгорела ли наша рябина, осыпаясь под белым окном?»
Природа в стихотворениях С. Есенина живая, она думает, плачет, грустит и смеется.Собранный мною материал можно применять на уроках литературы,изучая творчество великого поэта С.Есенина

В заключение скажем словами С. Есенина:
Жить нужно легче, жить нужно проще,
Все принимая, что есть на свете.
Вот почему, обалдев, над рощей
Свищет ветер, серебряный ветер.

Многих поэтов, писателей, художников вдохновляет природа. Она приводит в восторг и оживляет всё вокруг. Природа -это волшебный мир, созданный для нас Богом. Этот мир мы должны любить и беречь! Русская природа поистине уникальна. Она, при всей своей простоте, пробуждает в человеке глубокие чувства, заставляет ценить и любить окружающее великолепие. Лишь созерцание природы способно дарить человеку ощущение гармонии и абсолютного, ничем не замутненного счастья. Благоговение перед этой красотой, вовсе неважно, простилается ли перед вами зеленое поле или заснеженный лес, всегда пробуждает в человеке размышления о жизни, о смысле существования и истоках истины.

Читайте также:  Природа толковый словарь ожегова

Бескрайние просторы земли русской, ее густые леса, быстрые реки, цветущие поля и луга, ее высокое небо и прозрачный воздух, напоенный ароматом теплой земли, – неисчерпаемый источник вдохновения для воспевания в стихах. Русские и советские поэты не уставали признаваться в своих стихах о природе в безграничной любви к России. Эта любовь наполняла строки лиричными образами русской деревни, тонкой березки, запахом свежескошенной травы. Именно стихи о природе, созданные талантом Афанасия Фета, Федора Тютчева и других мэтров, признаны лучшими в их творчестве. Они открывают читателю скромную и чистую красоту нашей Родины.

Выросший в деревне Сергей Есенин любил и понимал русскую природу лучше любого городского жителя. Он писал о ней много, красиво и душевно, часто соединяя с любовной лирикой. Сергей Александрович учит читателя любить Родину искренней и чистой любовью, невзирая на ее несовершенства — покосившуюся избу, старый клен, небогатые хлеба. Но они наши, близкие и родные. Русская природа в стихотворениях поэта настолько ярко описана, что живо предстает перед мысленным взором читателя во всем своем великолепии

Автобиография С.Есенина.

«Я РОДИЛСЯ В 1895 ГОДУ 21 СЕНТЯБРЯ (3 ОКТЯБРЯ)В СЕЛЕ Константинове Кузьминской волости,Рязанской губернии и Рязанского уезда. Отец мой крестьянинАлександр Никитич Есенин,мать татьяна Федоровна.Детство прошло среди полей и степей,рос под призором бабки и деда.Стихи начал слагать рано ,с 9 лет.Толчки давала бабка,она рассказывала сказки.Некоторые с плохими концами мне не нравились,и я их переделывал на свой лад.Стихи начал писать подражая частушкам. Среди мальчишек я всегда был коноводоми большим драчуном и ходил всегда в царапинах.Вместе с дядей ездил поить лошадей.Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде.Когда лошади пили,мне казалось,что они вот-вот выпьют луну,и радовался ,когда она с кругами отплывала от их ртов.

В 19 лет попал в Петербург.Зашёл к Блоку,Блок свел меня с Городецким,а Городецкий с Клюевым.

Стихи мои произвели большое впечатление .Все лучшие журналы того времени(1915)стали печатать меня,а осенью появилась моя первая книга «Радуница».О ней много писали.Все в один голос говорили, что я талант.Я знал это лучше других.»

Сергей Есенин был уверенным,самостоятельным ,трудолюбивым человеком.

Творческий путь С.Есенина был очень короток.Первую книгу своих стихотворений он выпустил в 1916 году, а в 1925 году С.Есенина не стало. «Моя лирика жива одной большой любовью,любовью к Родине.Чувство Родины –основное в моём творчестве»,так определил С.Есенин главную тему своей поэзии.Родная природа,народные песни,люди их язык и обычаи-вот вдохновители есенинской поэзии.

Читайте также:  Чем помогает вода природе

Источник

Русская природа в поэзии Есенина

2.1 Своеобразие мироощущения лирического героя. Человек и природа.

2.2 Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии С.А.Есенина.

2.3 Особенности метафоры в поэзии Есенина.

Список использованной литературы

В последнее время литература XX века становится всё более популярной. Возрастает интерес к великолепным произведениям таких замечательных русских поэтов, как С.А. Есенин.

Прочитав многие произведения Есенина, я тоже стала интересоваться его творчеством. Особенно произведениями о русской природе. Его стихотворения завораживают и вдохновляют. Иногда, прочитав какое-нибудь из его произведений, мне тоже хочется что-то написать. Стихов собственного сочинения у меня пока ещё не очень много, но я надеюсь, что их количество будет становиться всё больше.

В последние годы возрос интерес ученых к проблемам литературы начала XX века, усилилось стремление изучить такие моменты литературного процесса, которые раньше в силу сложившихся социально-исторических условий освещались частично или негативно.

В настоящее время пересматриваются прежние концепции об отдельных творческих индивидуальностях и о соотношении художественных тенденций разных направлений. В числе художников, чья личная и поэтическая судьба находится в центре внимания российского литературоведения, следует назвать С.А.Есенина.

Интерес русского читателя к творчеству этого замечательного мастера слова не удалось подорвать даже массовыми запретами.

С.Есенин уже давно возвращен в отечественную литературу. Современный читатель с трудом представляет его в числе «закрытых» авторов. Тем не менее не так просто разобраться в его творческом пути, в своеобразии художественной системы, в творческих связях, причинах разноречивого восприятия есенинских стихов его современниками, и главное — в истоках его таланта.

1. СЕРГЕИ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН (1895—1925).

Бурной и печальной была судьба Есенина. Яркая и беспокойная жизнь во мно­гом способствовала неимоверной популярности его стихов — задушевных и музыкальных, близких и понятных самым разным людям. О ней ещё при жизни поэта стали складываться легенды.

Родившийся в семье крестьянина Александра Никитича Есенина в селе Константинове Рязанской области, мальчик очень скоро лишился ро­дительского крова. Его мать, Татьяна Титова, вышла замуж по воле своенравного отца. Вскоре, не выдержав вражды со свекровью и не желая по­коряться нелюбимому мужу, она с трёхлетним Сергеем на руках ушла к родителям. Дед с бабушкой взяли внука на воспитание, а дочь послали в Рязань на заработки. Так и получи­лось, что Есенин рос на попечении бабушки.

Читайте также:  Живая природа саратовской области

«Стихи начал слагать рано, — на­пишет позже Есенин в своей авто­биографии. — Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Неко­торые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам». Бабушка суме­ла передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песен­ной речи. «Омут розовых туманов», «осеннее золото лип», «рдяный мак за­ката», «Русь — малиновое поле» — всю эту поэтическую живописную азбуку Сергей Есенин постигал в просини рязанского полевого и берёзового раздолья, в шуме тростников над реч­ными заводями, в семье деда-книжни­ка, знатока житий святых и Евангелия, и бабушки-песенницы. В дом часто захаживали «слепцы, странствующие по сёлам», которые «пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре. о женихе, светлом госте из града неве­домого», т. е. о Христе и Небесном Ие­русалиме, городе праведников.

. Но вот проходит время, и в 1904 г. уже подросшего Серёжу Есенина определяют в Константиновское земское четырёхгодичное училище, затем — в церковно-учительскую школу в маленьком город­ке Спас-Клепиках.

После Константинова, где его дет­ство «прошло среди полей и степей», четырнадцатилетний подросток ока­зывается вдали от дома, в закрытой двухклассной школе-интернате. Един­ственным его утешением становится дружба с товарищем по классу Гришей Панфиловым. Долгими вечерами заси­живались они с приятелями в доме Панфиловых допоздна — пели, игра­ли, танцевали, а иногда читали друг другу стихи, среди которых есенин­ские отличались особой лёгкостью.

Склонность к сочинительству, од­нако, не прибавляли юноше автори­тета в глазах ребят. Всё больше и больше он начинал чувствовать себя «белой вороной», впрочем не без скрытой гордости ощущая свою ис­ключительность, избранность.

Через несколько лет, работая над составлением первого сборника «Ра­дуница» (1916 г.), поэт пометил неко­торые из входящих в него стихов 1911 —1912 гг. Хотя кто знает, может быть, они в действительности напи­саны позже, в пору большей творче­ской зрелости поэта? Но если верить есенинским датировкам, то и самые ранние стихи (во всяком случае, те из них, что автор отобрал как наиболее достойные), бесхитростные и чис­тые, уже при первом чтении захлё­стывают душу своим певучим слогом.

Читая написанное поэтом в эти годы, невольно испытываешь щемя­щую жалость ко всему живому, кото­рое одновременно и прекрасно, и скоротечно-непрочно.

Источник

Оцените статью