Живая природа в творчестве С.Есенина
Руководитель : Петрухно Валентина Ивановна ,учитель русского языка и литературы.
Методики проведения исследовательской работы
1.Поисковый (подбор, чтение научной и художественной
литературы, отбор материала).
2. Аналитический (анализ собранного материала, обобщение
Цель:Понять отношение поэта к природе на примере поэзии С Есенина
1Доказать ,что природа- это волшебный мир на примере стихотворений С.Есенина, проследить взаимосвязь темы природа и родина.
2Сравнить стихотворения поэтов С Есенина и Н.А. Некрасова.
3Обрядовая поэзия и её место в творчестве поэта.
Гипотеза : Родная природа,народные песни,люди их язык и обычаи-вдохновители есенинской поэзии.
Методы исследования :
1.Поисковый (подбор, чтение научной и художественной литературы, отбор материала).
2. Аналитический (анализ собранного материала, обобщение результатов).
Объект исследования- поэзия С.Есенина.
Предмет исследования- живая природа в творчестве С.Есенина.
Сроки проведения исследования- декабрь 2017-апрель 2018 г.
Тема природы раскрывается почти во всех стихотворениях С. Есенина, причем поэт не просто описывает все то, что его окружает, но и сравнивает природные явления с человеческим организмом: «васильками сердце светится, горит в нем бирюза»Родная природа для поэта — это «море голосов воробьиных» и «…золотеющая осень, в березах убавляя сок, за всех, кого любил и бросил, листвою плачет на песок».
Можно сказать, что тема природы в произведениях С. Есенина раскрывается через душу природы, он сравнивает ее с человеком, с его чувствами. Картины природы, увиденные в детстве, навсегда остались в памяти поэта, потому и спрашивает он сестру:
«Как живет теперь наша корова, грусть соломенную теребя?»,
«Отгорела ли наша рябина, осыпаясь под белым окном?»
Природа в стихотворениях С. Есенина живая, она думает, плачет, грустит и смеется.Собранный мною материал можно применять на уроках литературы,изучая творчество великого поэта С.Есенина
В заключение скажем словами С. Есенина:
Жить нужно легче, жить нужно проще,
Все принимая, что есть на свете.
Вот почему, обалдев, над рощей
Свищет ветер, серебряный ветер.
Многих поэтов, писателей, художников вдохновляет природа. Она приводит в восторг и оживляет всё вокруг. Природа -это волшебный мир, созданный для нас Богом. Этот мир мы должны любить и беречь! Русская природа поистине уникальна. Она, при всей своей простоте, пробуждает в человеке глубокие чувства, заставляет ценить и любить окружающее великолепие. Лишь созерцание природы способно дарить человеку ощущение гармонии и абсолютного, ничем не замутненного счастья. Благоговение перед этой красотой, вовсе неважно, простилается ли перед вами зеленое поле или заснеженный лес, всегда пробуждает в человеке размышления о жизни, о смысле существования и истоках истины.
Бескрайние просторы земли русской, ее густые леса, быстрые реки, цветущие поля и луга, ее высокое небо и прозрачный воздух, напоенный ароматом теплой земли, – неисчерпаемый источник вдохновения для воспевания в стихах. Русские и советские поэты не уставали признаваться в своих стихах о природе в безграничной любви к России. Эта любовь наполняла строки лиричными образами русской деревни, тонкой березки, запахом свежескошенной травы. Именно стихи о природе, созданные талантом Афанасия Фета, Федора Тютчева и других мэтров, признаны лучшими в их творчестве. Они открывают читателю скромную и чистую красоту нашей Родины.
Выросший в деревне Сергей Есенин любил и понимал русскую природу лучше любого городского жителя. Он писал о ней много, красиво и душевно, часто соединяя с любовной лирикой. Сергей Александрович учит читателя любить Родину искренней и чистой любовью, невзирая на ее несовершенства — покосившуюся избу, старый клен, небогатые хлеба. Но они наши, близкие и родные. Русская природа в стихотворениях поэта настолько ярко описана, что живо предстает перед мысленным взором читателя во всем своем великолепии
Автобиография С.Есенина.
«Я РОДИЛСЯ В 1895 ГОДУ 21 СЕНТЯБРЯ (3 ОКТЯБРЯ)В СЕЛЕ Константинове Кузьминской волости,Рязанской губернии и Рязанского уезда. Отец мой крестьянинАлександр Никитич Есенин,мать татьяна Федоровна.Детство прошло среди полей и степей,рос под призором бабки и деда.Стихи начал слагать рано ,с 9 лет.Толчки давала бабка,она рассказывала сказки.Некоторые с плохими концами мне не нравились,и я их переделывал на свой лад.Стихи начал писать подражая частушкам. Среди мальчишек я всегда был коноводоми большим драчуном и ходил всегда в царапинах.Вместе с дядей ездил поить лошадей.Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде.Когда лошади пили,мне казалось,что они вот-вот выпьют луну,и радовался ,когда она с кругами отплывала от их ртов.
В 19 лет попал в Петербург.Зашёл к Блоку,Блок свел меня с Городецким,а Городецкий с Клюевым.
Стихи мои произвели большое впечатление .Все лучшие журналы того времени(1915)стали печатать меня,а осенью появилась моя первая книга «Радуница».О ней много писали.Все в один голос говорили, что я талант.Я знал это лучше других.»
Сергей Есенин был уверенным,самостоятельным ,трудолюбивым человеком.
Творческий путь С.Есенина был очень короток.Первую книгу своих стихотворений он выпустил в 1916 году, а в 1925 году С.Есенина не стало. «Моя лирика жива одной большой любовью,любовью к Родине.Чувство Родины –основное в моём творчестве»,так определил С.Есенин главную тему своей поэзии.Родная природа,народные песни,люди их язык и обычаи-вот вдохновители есенинской поэзии.
Источник
Русская природа в поэзии Есенина
2.1 Своеобразие мироощущения лирического героя. Человек и природа.
2.2 Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии С.А.Есенина.
2.3 Особенности метафоры в поэзии Есенина.
Список использованной литературы
В последнее время литература XX века становится всё более популярной. Возрастает интерес к великолепным произведениям таких замечательных русских поэтов, как С.А. Есенин.
Прочитав многие произведения Есенина, я тоже стала интересоваться его творчеством. Особенно произведениями о русской природе. Его стихотворения завораживают и вдохновляют. Иногда, прочитав какое-нибудь из его произведений, мне тоже хочется что-то написать. Стихов собственного сочинения у меня пока ещё не очень много, но я надеюсь, что их количество будет становиться всё больше.
В последние годы возрос интерес ученых к проблемам литературы начала XX века, усилилось стремление изучить такие моменты литературного процесса, которые раньше в силу сложившихся социально-исторических условий освещались частично или негативно.
В настоящее время пересматриваются прежние концепции об отдельных творческих индивидуальностях и о соотношении художественных тенденций разных направлений. В числе художников, чья личная и поэтическая судьба находится в центре внимания российского литературоведения, следует назвать С.А.Есенина.
Интерес русского читателя к творчеству этого замечательного мастера слова не удалось подорвать даже массовыми запретами.
С.Есенин уже давно возвращен в отечественную литературу. Современный читатель с трудом представляет его в числе «закрытых» авторов. Тем не менее не так просто разобраться в его творческом пути, в своеобразии художественной системы, в творческих связях, причинах разноречивого восприятия есенинских стихов его современниками, и главное — в истоках его таланта.
1. СЕРГЕИ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН (1895—1925).
Бурной и печальной была судьба Есенина. Яркая и беспокойная жизнь во многом способствовала неимоверной популярности его стихов — задушевных и музыкальных, близких и понятных самым разным людям. О ней ещё при жизни поэта стали складываться легенды.
Родившийся в семье крестьянина Александра Никитича Есенина в селе Константинове Рязанской области, мальчик очень скоро лишился родительского крова. Его мать, Татьяна Титова, вышла замуж по воле своенравного отца. Вскоре, не выдержав вражды со свекровью и не желая покоряться нелюбимому мужу, она с трёхлетним Сергеем на руках ушла к родителям. Дед с бабушкой взяли внука на воспитание, а дочь послали в Рязань на заработки. Так и получилось, что Есенин рос на попечении бабушки.
«Стихи начал слагать рано, — напишет позже Есенин в своей автобиографии. — Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам». Бабушка сумела передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи. «Омут розовых туманов», «осеннее золото лип», «рдяный мак заката», «Русь — малиновое поле» — всю эту поэтическую живописную азбуку Сергей Есенин постигал в просини рязанского полевого и берёзового раздолья, в шуме тростников над речными заводями, в семье деда-книжника, знатока житий святых и Евангелия, и бабушки-песенницы. В дом часто захаживали «слепцы, странствующие по сёлам», которые «пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре. о женихе, светлом госте из града неведомого», т. е. о Христе и Небесном Иерусалиме, городе праведников.
. Но вот проходит время, и в 1904 г. уже подросшего Серёжу Есенина определяют в Константиновское земское четырёхгодичное училище, затем — в церковно-учительскую школу в маленьком городке Спас-Клепиках.
После Константинова, где его детство «прошло среди полей и степей», четырнадцатилетний подросток оказывается вдали от дома, в закрытой двухклассной школе-интернате. Единственным его утешением становится дружба с товарищем по классу Гришей Панфиловым. Долгими вечерами засиживались они с приятелями в доме Панфиловых допоздна — пели, играли, танцевали, а иногда читали друг другу стихи, среди которых есенинские отличались особой лёгкостью.
Склонность к сочинительству, однако, не прибавляли юноше авторитета в глазах ребят. Всё больше и больше он начинал чувствовать себя «белой вороной», впрочем не без скрытой гордости ощущая свою исключительность, избранность.
Через несколько лет, работая над составлением первого сборника «Радуница» (1916 г.), поэт пометил некоторые из входящих в него стихов 1911 —1912 гг. Хотя кто знает, может быть, они в действительности написаны позже, в пору большей творческой зрелости поэта? Но если верить есенинским датировкам, то и самые ранние стихи (во всяком случае, те из них, что автор отобрал как наиболее достойные), бесхитростные и чистые, уже при первом чтении захлёстывают душу своим певучим слогом.
Читая написанное поэтом в эти годы, невольно испытываешь щемящую жалость ко всему живому, которое одновременно и прекрасно, и скоротечно-непрочно.
Источник