Природа познания его структура

25.Познание, его сущность,структура. Субъект и объект познания.

Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя. Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации – книг, рисунков, объектов материальной культуры.

В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:

  • познает окружающий мир непосредственно;
  • познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений.
  • идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума;
  • материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность – сознание – изучает сама себя.
  • диалектики, что подразумевает необходимость диалектически подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики;
  • историзма – рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления;
  • практики – признавать главным способом познания практику – деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя;
  • познаваемости – быть убежденным в самой возможности познания;
  • объективности – признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания;
  • активности творческого отображения действительности;
  • конкретности истины – искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Источник

9. Природа познания и его структура.

Познание – процесс постижения мира, его понимания – приобретения знания, опыта. Познание является основным предметом гносеологии/эпистемологии (теории познания),которая рассматривает вопросы о том, что такое знание, как мы познаем (как в нас возникает знание), как мы знаем что мы знаем, как отличить знание от заблуждения, в каких формах существует знание и др.

Деятельностная трактовка познания предполагает выделение в его составе 4-х компонентов: объект, предмет, субъект, средство. Субъект познания – источник целенаправленной активности, предметно-практической деятельности и оценок – «прозрачное» для себя сознание человека (картезианская версия) – индивид, социальная группа, общество в целом. Объект познания – то, на что направлена практическая, познавательная деятельность; противостоит субъекту. Предмет – часть объекта, непосредственно вступающая во взаимодействие. Средства – процедуры и инструменты.

Читайте также:  Солнечного зимнего дня природа

Результат познания – гносеологический образ объекта — имеет три составляющих: 1. Предметный аспект – собственно отражение объекта, знание о нем самом; 2. Операциональный аспект – знание о тех процедурах, посредством которых объект изучался; 3. Оценочный аспект – знание о возможном использовании объекта, отношение человека к данному объекту.

Неклассическая философия (феноменология, экзистенциализм, эпистемология) отказывается от противопоставления объекта и субъекта.

Уровни познания Чувственный Рациональный

(эмоционально- (понятийно-

Формы познания ощущение понятие

Ощущение – наиболее элементарный акт сенсорного познания, состоящий в отражении отдельных свойств вещей или явлений при непосредственном взаимодействии (модальности: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые). Видов ощущений больше, чем органов чувств, поскольку частью они возникают в результате взаимодействия органов чувств – вибрационные, равновесные, органические (ощущения во внутренних органах) и т.п. Восприятие – процесс целостного отражения предметов или предметных ситуаций, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств и, в отличие от ощущений (на основе которых оно формируется), включающий в себя пространственно-временные характеристики – поле восприятия. Восприятие может быть преднамеренным (связанным с постановкой ориентировочно-познавательной задачи) и непреднамеренным (выступать компонентом какой-либо другой деятельности). Восприятие м.б. адекватно реальности или иллюзией; условием адекватности является включение человека в процесс активного практического взаимодействия с внешним миром, осознанное истолкование сенсорных данных. Важной особенностью восприятия является его зависимость от прошлого опыта, знаний и психотипических особенностей (см. «теоретическая нагруженность факта», «социально-культурная нагруженность субъекта»). Представление – целостный образ объекта, возникающий вне непосредственного воздействия его на органы чувств (в его отсутствие), результат синтеза актуализированного в памяти предшествующего сенсорного опыта и продуктивного воображения; связывающих прошлое, настоящее и будущее. От восприятия отличается меньшей ясностью и отчетливостью. Эта форма чувственного познания связана с языком (может быть выражена в суждении, устанавливающем отношения между наглядно-чувственными образами предметов и ситуаций во всей полноте имеющегося у субъекта сенсорного опыта). Представление является как формой реализации обыденного сознания (мышления повседневности), так и формой фиксации коллективного опыта в содержании культуры (представления максимальной степени общности = ключевые для данной культурной традиции мироощущение, мировосприятие, миропереживание). Понятие – мысль, выраженная в слове или словосочетании, в которой (в свернутом виде) представлен/выделен предмет через свои отличительные признаки. Понятие есть общее представление о конкретных вещах на основе характерного и общего для них, оно есть результат категоризации (группировки и перегруппировки вещей в соответствии с присущими им характеристиками: отдельная вещь – класс вещей), благодаря чему разум может рассматривать отдельные вещи абстрактно. Понятие открывает для мысли область возможного, позволяя ей оторваться от привязанности к отдельным вещам. Суждение – мысль, выраженная повествовательным предложением, в которой связываются понятия – утверждается или отрицается наличие признаков у предмета мысли (логическая форма: S суть P): «Все люди смертны»; «Кот лежит на циновке». Умозаключение – последовательность мыслей, связанных одним предметом, ведущая к получению нового знания; это мысль, правомерность которой обосновывается с помощью других мыслей: «Сократ – человек. Все люди смертны. Следовательно, Сократ смертен». Чувственное и рациональное познание могут рассматриваться в их относительной изолированности только в теории, реально они образуют нерасторжимое единство (взаимообусловливают друг друга), обладающее целостностью и интегральным качеством благодаря участию в его формировании не только памяти и воображения, но также эмоций, аффектов и высших чувств.

Читайте также:  Значение сохранения природного богатства

Память – способность мышления воспроизводить ранее полученную информацию. Продуктивное (творческое) воображение создает новые образы как результат синтеза хранящихся в памяти перцептивных образов, фантазии, предвидения и интуиции, причем по степени содержательной детальности и эмоционально-чувственной насыщенности это образное представление может не только не уступать, но и превосходить образы непосредственного восприятия. Интуиция – знание, открывающееся сразу; непосредственное знание. Интуиция, творчество не поддаются формально-логическому описанию, они не структурируемы, не осознаваемы, то есть иррациональны как познавательные процессы.

Источник

9. Природа познания и его структура.

Познание – процесс постижения мира, его понимания – приобретения знания, опыта. Познание является основным предметом гносеологии/эпистемологии (теории познания),которая рассматривает вопросы о том, что такое знание, как мы познаем (как в нас возникает знание), как мы знаем что мы знаем, как отличить знание от заблуждения, в каких формах существует знание и др.

Деятельностная трактовка познания предполагает выделение в его составе 4-х компонентов: объект, предмет, субъект, средство. Субъект познания – источник целенаправленной активности, предметно-практической деятельности и оценок – «прозрачное» для себя сознание человека (картезианская версия) – индивид, социальная группа, общество в целом. Объект познания – то, на что направлена практическая, познавательная деятельность; противостоит субъекту. Предмет – часть объекта, непосредственно вступающая во взаимодействие. Средства – процедуры и инструменты.

Результат познания – гносеологический образ объекта — имеет три составляющих: 1. Предметный аспект – собственно отражение объекта, знание о нем самом; 2. Операциональный аспект – знание о тех процедурах, посредством которых объект изучался; 3. Оценочный аспект – знание о возможном использовании объекта, отношение человека к данному объекту.

Неклассическая философия (феноменология, экзистенциализм, эпистемология) отказывается от противопоставления объекта и субъекта.

Читайте также:  Природная зона степи климатический пояс

В познании также выделяют рациональный и иррациональный компоненты.

10. Учение об истине. Основные концепции истины: корреспондентная, когерентная, прагматическая, конвенциональная.

Критерием знания, то есть тем, что отличает знание от незнания (заблуждения, ошибочного действия) является его истинность (достоверность) Концепции истины:

  • Традиционное (классическое) определение истины (корреспондентная концепция): знание истинно, если оно соответствует действительному положению дел (из идеи тождества бытия и мышления).
  • Когерентная концепция истины: критерием истинности представлений (выраженных в языке) является их согласованность, непротиворечивость.
  • Прагматическая концепцияистины: истинно то, что эффективно, полезно (задача сознания состоит не в познании мира, а в обосновании успешных действий).
  • Конвенциональная концепция – истинно то, что принимается (приемлемо, есть результат согласия, договоренности) большинством сообщества.
  • В рамках исторической школы в философии науки (Т.Кун, П.Фейерабенд) и постмодернизма концепт истины был поставлен под сомнение, Карл Поппер говорил о правдоподобии.
  • В марксистской гносеологии: истина (объективная истина) – адекватное отражение объекта познающим субъектом; знание, содержание которого не зависит от познающего субъекта. Критерий истинности – успешность практики.

Практика (praksis) – деятельность человека по преобразованию природы, общества, самого себя (своего отношения к миру), в ходе которой углубляется и расширяется знание человека о мире и самом себе (появляются новые предметные значения и идеальные смыслы); главным (основополагающим) элементом практической деятельности является труд (целесообразная деятельность по воспроизводству материальных основ жизни через обмен с природой).

Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание о действительности, которое выступает как идеал-цель познания. К абсолютным истинам также относятся знания, которые правильно отражают те или иные свойства исследуемых объектов и не могут быть опровергнуты с дальнейшим развитием науки, а также твердо установленные частные факты (знания о свершившихся событиях). Относительная истина – характеристика неполноты, незавершенности знания.

Источник

Оцените статью