Природа познания и его движущие силы

1.Познание как предмет философского анализа. Возможности познания.

Проблемы познания тайн природы, развития мироздания относятся к самым древним проблемам философии. Воздействуя в своей деятельности на природу, повседневно взаимодействуя с ней, человек рано обнаружил, что знания – великая сила, источник его могущества, величия и процветания.

Современное развитие исторического процесса убедительно свидетельствует о принципиальной познаваемости действительности. Изучению и анализу данного вопроса посвящен такой раздел философии, как «гносеология».

Сам термин происходит от греческих слов «gnosis» – познание и «logos» – учение, понятие. Таким образом, гносеология представляет собой раздел философии, который изучает проблемы природы и возможностей познания мира человеком, отношение знания и реальности, исследует всеобщие предпосылки познания, выявляет условия его достоверности и критерии истинности знания. В гносеологии, как теории познания, существуют различные взгляды и подходы к вопросу о познаваемости мира, природе и сущности познавательного процесса и пр.

В современной философской литературе они группируются следующим образом:

1. Признается, что человек способен понять как сущность вещей, так и их выражения. Данный подход является доминирующим.

2. Утверждается, что познание распространяется только на явления, а достоверное сущностное знание невозможно.

3. Отрицается самопознание, возможность познания человеком собственного духовного бытия («души», «Я»).

4. Формулируется релятивистская концепция, отрицающая объективность познания мира.

Большинство философов считает, что мир в своей сущности познаваем, но наряду с этим подходом в теории познания сложились философские концепции скептицизма и агностицизма, которые отстаивают иную точку зрения по вопросу о познаваемости мира.

Скептицизм – (греч. Skeptomal – сомневаюсь) – учение, подвергающее сомнению возможность познания объективного мира. Оно основывается на следующих принципах:

1) сомнение в существовании внешнего мира;

2) сомнение в возможности познания мира;

3) сомнение – принцип познания;

4) сомнение – всеобщий метод.

Сомнение в возможности общепризнанного доказательного знания легло в основу концепции, выразителями которой были: Пиррон из Элиды (376-270 г. до н.э.), Мишель де Монтень (1533-1592), Пьер Бейль (1647-1706).

В современной философии взгляды и суждения скептиков нашли свое продолжение в теориях позитивистов и неопозитивистов, которые считают бессмысленным любые обобщения и гипотезы, недоступные прямой проверке опытом.

Агностицизм (греч. A – не, gnosis – познание) учение, отрицающее частично или полностью познание мира. Сам термин был введен английским естествоиспытателем Гексли (1825-1895). Возникнув в форме скептицизма, в античной философии агностицизм исторически оформился в философии Д.Юма (1711-1776) — «Исследование о человеческом разуме» (1748), И.Канта (1724-1804) — «Критика чистого разума» (1781).

Читайте также:  Загрязнение антропогенное природное локальное

Основные принципы агностицизма:

1) отрицание познаваемости мира;

2) отрицание абсолютной истины;

3) роль науки ограничивается познанием явлений;

4) отрицается познание сущности предметов и закономерностей развития объективной действительности.

Современный агностицизм нашел свое продолжение у представителей прагматизма, неопозитивиз-ма, которые пытаются доказать невозможность познания мира, так как он существует сам по себе. Они стремятся отказаться от объективных законов развития природы и общества. Самое решительное опровержение скептицизма и агностицизма содержится в научном эксперименте и практике. Если человек, познавая те или иные явления, преднамеренно их воспроизводит, то «непознаваемой вещи в себе» просто не существует.

В современной философии теория познания оформилась как относительно самостоятельное учение, в основе которого лежат следующие принципы.

1. Тождество мышления и бытия.

Данный принцип, обоснованный Г. Гегелем, отрицает агностицизм уже в самой его основе: «Предмет мысли и есть сама мысль». В процессе познания мысль выступает в собственной духовной «оболочке» или же как предмет мысли, т.е. в его натуральной форме.

2. Диалектика процесса познания.

Поскольку в мире ничего нет, кроме движущейся материи и бесконечно многообразных ее форм, то в человеческом сознании закономерно отражается материальный мир, иначе бы человек не поднялся до современного уровня преобразования природы, не смог бы приспособиться к естественным условиям жизни. Признание внешнего объективного мира и отражение его в голове человека – это общий мировоззренческий принцип.

3. Общественная практика – основа, движущая сила, цель, критерий истинности познания.

Этот принцип показывает, что практика представляет собой предметную и материальную деятельность людей, в процессе которой они осваивают и преобразуют природные или социальные условия.

На основе вышеизложенных принципов, можно представить следующую структуру процесса познания.

Субъект познания – человек, индивид, социальный слой, социальная группа, общество в целом.

Объект познания явления, процессы, на которые направлена познавательная деятельность субъекта.

Предмет познания – часть объекта, социально выделенная для его более глубокого изучения.

Средства познания использование моделей, технических средств, приборов.

Результат познания знания об объекте (предмете).

Источник

Сущность, природа и содержание познания

Для философии познание человеком окружающего мира является одной из важнейших мировоззренческих проблем. Вопрос о том, по­знаваем ли мир и как относятся наши мысли о мире к нему самому, — это вопрос о возможности точного и полного отраже­ния окружающего мира в сознании человека, его сознательной и свободной ориентации и деятельности в этом мире.

Читайте также:  Природный парк вепсский лес карта

Сущность познания заключается в активном и целенаправ­ленном поиске и получении человеком знаний, точных или же искаженных. В познавательной деятельности раскрываются творческие силы человека, его неисчерпаемая духовная энер­гия. Раздел философии, в котором рассматриваются общие проблемы познания, называется гносеологией, или теорией познания. Познание мира человеком изучают под собственным углом зрения и некоторые науки — логика, психология, кибер­нетика, социология.

Основы гносеологии были заложены в античной философии. Так, рассматривая познание, Демокрит выделял знание «тем­ное» (чувственное) и «истинное» (рациональное). Сама же ис­тина, подчеркивал философ, «скрыта в глубине, она лежит на дне морском». Прийти к ней сможет далеко не каждый чело­век, а лишь мудрец. Сократ поднимал и решал вопрос о мето­дах получения истинного знания. К таковым он относил прежде всего диалектику как искусство ведения спора, научной дис­куссии. Наиболее совершенную по тем временам теорию позна­ния создал Аристотель. Он осмысливал познавательный про­цесс с помощью понятий «истина» и «заблуждение». Истина рассматривалась им как знание, которое соответствует вещам, а в заблуждении Аристотель видел искажение истины. Этот греческий мыслитель разработал также логику — науку о спо­собах и формах правильного мышления. Он выделил субъект и объект познания, отчетливо сформулировал основной вопрос гносеологии как вопрос об истине. Другой известный философ из Греции — Платон — рассуждал о природе знания. С его точки зрения, знание — это «тень идеи», воспоминание бессмертной души о том, что было в ней раньше. В античной философии по­явился и скептицизм, который ставил под сомнение возмож­ность познаваемости человеком мира.

В Средние века основные усилия гносеологии были направ­лены на обоснование существования Бога как некоей высшей причины, истока всех вещей. В философии того времени разум рассматривался, как правило, в качестве важной интеллек­туальной способности души человека. Но считалось, что по своим возможностям он находится все же ниже веры. В фи­лософии выдвигался и соответствующий лозунг: знать, чтобы верить в Бога. Тем самым провозглашалась «служебная» роль разума по отношению к религиозной вере.

Философия эпохи Возрождения считала, что целью разума является обнаружение растворенной в природе некоей «боже­ственности». Д. Бруно, Н. Кузанский выдвигали идею неисчер­паемости и разнообразия природного мира, и познание соответ­ственно рассматривалось ими как динамичный и бесконечный процесс.

Читайте также:  Природный мост кайтагский район

В философии Нового времени в центр внимания выдвинулся вопрос о методе (способе) исследования и формах сущест­вования знания. В научном знании стали видеть важнейшее условие подчинения человеком природного мира своей практической власти и расширения своей свободы (Ф. Бэкон, Б. Спиноза). В гносеологии большое место занимала борьба рационализма (Р. Декарт) и сенсуализма (Д. Локк), по-разному трактовавших источники и природу знания, формы его суще­ствования.

Немецкая классическая философия в лице И. Канта пы­талась решать проблему познавательных способностей и воз­можностей человека. Кант выделял чувственность, рассудок и разум. Философ полагал, что в ходе познания возникают не­примиримые противоречия («антиномии») разума, и это откры­вает дорогу вере.

Классический марксизм XIX века исходил из принципа гносеологического оптимизма, т.е. убежденности в прин­ципиальной познаваемости мира человеком. Марксизм рассматривает познание как особый вид духовной деятель­ности человека, глубоко социальный по своей сути. Познание тесно увязывается им с практикой человека и человечества. Полагается, что окружающий человека мир можно не только познать, но и практически преобразовать, привести его в соответствие со своим идеалом.

В истории философии сформировался и агностицизм — тече­ние, сторонники которого либо сомневались, либо полностью отрицали возможность получения человеком достоверных зна­ний о мире. Его представители не отрицают ни наличия у чело­века способности к познанию, ни сам процесс познания, но они ограничивают познавательные возможности человека (напри­мер, сводят познание мира лишь к отражению внешних, лежа­щих на поверхности бытия явлений). Суть агностицизма из­ложена в словах известного арабского поэта и ученого Омара Хайяма: «Все, что видишь ты, — видимость только одна, / Только форма — а суть никому не видна. / Смысла этих картинок понять не пытайся — / Сядь спокойно в сторонке и выпей вина!» Агнос­тик полагает, что «пути господни неисповедимы», «чужая душа — потемки», «чем больше познаем — тем меньше знаем». Агностицизм как точка зрения в гносеологии порож­дается естественными трудностями и противоречиями познава­тельного процесса, его незавершенностью, сложностью и неис­черпаемостью окружающего мира, ограниченностью способностей человека (особенно органов чувств), но самое главное — «скрытно­стью» сущности, законов вещей и процессов.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

Оцените статью