Природа познания в философии кратко

Сущность, природа и содержание познания

Для философии познание человеком окружающего мира является одной из важнейших мировоззренческих проблем. Вопрос о том, по­знаваем ли мир и как относятся наши мысли о мире к нему самому, — это вопрос о возможности точного и полного отраже­ния окружающего мира в сознании человека, его сознательной и свободной ориентации и деятельности в этом мире.

Сущность познания заключается в активном и целенаправ­ленном поиске и получении человеком знаний, точных или же искаженных. В познавательной деятельности раскрываются творческие силы человека, его неисчерпаемая духовная энер­гия. Раздел философии, в котором рассматриваются общие проблемы познания, называется гносеологией, или теорией познания. Познание мира человеком изучают под собственным углом зрения и некоторые науки — логика, психология, кибер­нетика, социология.

Основы гносеологии были заложены в античной философии. Так, рассматривая познание, Демокрит выделял знание «тем­ное» (чувственное) и «истинное» (рациональное). Сама же ис­тина, подчеркивал философ, «скрыта в глубине, она лежит на дне морском». Прийти к ней сможет далеко не каждый чело­век, а лишь мудрец. Сократ поднимал и решал вопрос о мето­дах получения истинного знания. К таковым он относил прежде всего диалектику как искусство ведения спора, научной дис­куссии. Наиболее совершенную по тем временам теорию позна­ния создал Аристотель. Он осмысливал познавательный про­цесс с помощью понятий «истина» и «заблуждение». Истина рассматривалась им как знание, которое соответствует вещам, а в заблуждении Аристотель видел искажение истины. Этот греческий мыслитель разработал также логику — науку о спо­собах и формах правильного мышления. Он выделил субъект и объект познания, отчетливо сформулировал основной вопрос гносеологии как вопрос об истине. Другой известный философ из Греции — Платон — рассуждал о природе знания. С его точки зрения, знание — это «тень идеи», воспоминание бессмертной души о том, что было в ней раньше. В античной философии по­явился и скептицизм, который ставил под сомнение возмож­ность познаваемости человеком мира.

В Средние века основные усилия гносеологии были направ­лены на обоснование существования Бога как некоей высшей причины, истока всех вещей. В философии того времени разум рассматривался, как правило, в качестве важной интеллек­туальной способности души человека. Но считалось, что по своим возможностям он находится все же ниже веры. В фи­лософии выдвигался и соответствующий лозунг: знать, чтобы верить в Бога. Тем самым провозглашалась «служебная» роль разума по отношению к религиозной вере.

Философия эпохи Возрождения считала, что целью разума является обнаружение растворенной в природе некоей «боже­ственности». Д. Бруно, Н. Кузанский выдвигали идею неисчер­паемости и разнообразия природного мира, и познание соответ­ственно рассматривалось ими как динамичный и бесконечный процесс.

Читайте также:  Министерство природных ресурсов свердловской области октмо

В философии Нового времени в центр внимания выдвинулся вопрос о методе (способе) исследования и формах сущест­вования знания. В научном знании стали видеть важнейшее условие подчинения человеком природного мира своей практической власти и расширения своей свободы (Ф. Бэкон, Б. Спиноза). В гносеологии большое место занимала борьба рационализма (Р. Декарт) и сенсуализма (Д. Локк), по-разному трактовавших источники и природу знания, формы его суще­ствования.

Немецкая классическая философия в лице И. Канта пы­талась решать проблему познавательных способностей и воз­можностей человека. Кант выделял чувственность, рассудок и разум. Философ полагал, что в ходе познания возникают не­примиримые противоречия («антиномии») разума, и это откры­вает дорогу вере.

Классический марксизм XIX века исходил из принципа гносеологического оптимизма, т.е. убежденности в прин­ципиальной познаваемости мира человеком. Марксизм рассматривает познание как особый вид духовной деятель­ности человека, глубоко социальный по своей сути. Познание тесно увязывается им с практикой человека и человечества. Полагается, что окружающий человека мир можно не только познать, но и практически преобразовать, привести его в соответствие со своим идеалом.

В истории философии сформировался и агностицизм — тече­ние, сторонники которого либо сомневались, либо полностью отрицали возможность получения человеком достоверных зна­ний о мире. Его представители не отрицают ни наличия у чело­века способности к познанию, ни сам процесс познания, но они ограничивают познавательные возможности человека (напри­мер, сводят познание мира лишь к отражению внешних, лежа­щих на поверхности бытия явлений). Суть агностицизма из­ложена в словах известного арабского поэта и ученого Омара Хайяма: «Все, что видишь ты, — видимость только одна, / Только форма — а суть никому не видна. / Смысла этих картинок понять не пытайся — / Сядь спокойно в сторонке и выпей вина!» Агнос­тик полагает, что «пути господни неисповедимы», «чужая душа — потемки», «чем больше познаем — тем меньше знаем». Агностицизм как точка зрения в гносеологии порож­дается естественными трудностями и противоречиями познава­тельного процесса, его незавершенностью, сложностью и неис­черпаемостью окружающего мира, ограниченностью способностей человека (особенно органов чувств), но самое главное — «скрытно­стью» сущности, законов вещей и процессов.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

18. Сущности и природа познания

Гносеология — это раздел философии, в котором изучается природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания.

Познание — это такое отношение человека к миру, в результате которого человек получает новое знание о нем. Это процесс получения знания.

Читайте также:  Правовая природа юридических фактов

В своей сущности, познание есть отражение мира в научных представлениях, гипотезах и теориях. Под отражением обычно понимают воспроизведение свойств одного объекта (оригинала) в свойствах другого, взаимодействующего с ним объекта (отражающей системы). В случае познания в качестве отражения как раз и выступает научный образ изучаемого объекта, представленный в форме научных фактов, гипотез, теорий. Между отражением, данным в научном образе, и изучаемым объектом существуют отношения структурного сходства. Это означает, что элементы образа соответствуют элементам изучаемого объекта.

1. Отражаемое первично, а его отражение, то есть образ — вторично. Отношение между объектом познания и образом представляет собой отношение между оригиналом и «виртуальной» копией. Наши знания являются как бы фотоснимком с действительности, но идеальным, лишенным всякой вещественности.

2. Сознание человека, отражая объективный мир, способно давать верные представления о нем.

3. Образ субъективен по форме, носителю, но объективен по содержанию. Субъективность образа обусловлена тем, что он является продуктом сложных физиологических и психических процессов, а объективность — содержанием познаваемого объекта. Следует, однако, иметь в виду, что в объективное содержание гносеологического образа могут проникать субъективные моменты (искания, додумывания, фантазии и т. д.), что может привести к субъективизму в познании.

4. Отражение — это не пассивное созерцание, а активный творческий процесс формирования знаний на основе практического взаимодействия субъекта познания и его объекта. Активность субъекта проявляется, во-первых, в постепенном проникновении в сущность познаваемого объекта и, во-вторых, в так называемом «опережающем отражении», то есть способности человека предвидеть результаты своей деятельности, «конструировать» в своем сознании образы предполагаемого результата деятельности.

Природа познания

Возможность познания заключена в таком всеобщем свойстве материи, как свойство отражения. Превращается это возможность в действительность в результате сложного и длительного процесса возникновения и развития сознания человека, способного адекватно отражать объективный мир выявлять его закономерности.

В сознании познающего субъекта формируется образ изучаемого объекта. Его идеальный характер нельзя до конца понять, оставаясь в пределах рассмотрения только структуры внутримозговых, нейродинамических процессов. Общественная природа практической деятельности человека — вот тот специфический фактор, который вызывает к жизни идеальное, психическое высшего «постживотного» порядка. Учеными уже давно установлено, что чем выше существо поднялось по лестнице эволюции, тем меньше формы его жизнедеятельности заранее определяются строением нервных узлов, тем больше «степеней свободы» обретает организм в плане индивидуально- прижизненной приспособительной активности. И человек как высшая ступень этой эволюции может существовать не иначе, как только благодаря использованию познания как социальной формы отражения; являющейся посредствующим звеном его общественной деятельности.

Субъект и объект познания:

Читайте также:  Природные основы возникновения общества

Субъект познания — это активно осуществляющий познавательную деятельность производитель знания. Субъектом познания является, прежде всего, личность. Именно она непосредственно наделена способностью познавать. Но субъектом познания может быть и коллектив, социальная группа, а также общество в целом.

Объект познания — это то, на что направлена познающая деятельность субъекта, фрагмент бытия, оказавшийся в поле зрения его познающей мысли. Объекты познания делятся на:

• первичные, то есть фрагменты природной и социальной действительности;

• вторичные — различные проявления духовного мира людей;

• третичные — свой собственный духовный мир.

Предмет познания представляет собой определенный срез или аспект объекта, вовлеченного в сферу научного анализа. Объект познания входит в науку через предмет познания. Можно сказать и так, что предмет познания – это проекция выбранного объекта на конкретные исследовательские задачи.

В истории философии сформировалось и такое течение, представители которого то сомневались, то отрицали познаваемость мира — агностицизм. Его представители не отрицали сам процесс познания, но они считали, что он ограничен познавательными возможностями человека.

Эмпирическое познание.

Живое созерцание – это скорее не познавательная способность, а результат реализации этих способностей или сам процесс познания указанной стороны объекта.

Различают три взаимосвязанные формы живого созерцания:

ощущение – отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственное воздействие на органы чувств;

восприятие – целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании и совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений;

представление – обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент.

Теоретическое познание.

Теоретическое познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении.

Мышление – процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, осуществляющийся в ходе практической деятельности и обеспечивающий раскрытие ее основных закономерных связей (на основе чувственных данных) и их выражение в системе абстракции.

Различают два уровня мышления:

рассудок – исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, шаблона; это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты;

разум (диалектическое мышление) – высший уровень теоретического познания, для которого, прежде всего, характерно творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы.

Процесс мышления не всегда осуществляется в развернутом и логическом виде. Бывают случаи, когда человек чрезвычайно быстро, почти мгновенно схватывает сложную ситуацию и находит правильное решение. Способность постижения истины путем прямого ее усмотрения, без обоснования с помощью дискурсии именуется интуицией. Она занимает важное место в познании, сообщает ему новый импульс и направление движения.

Источник

Оцените статью