№ 35. Познавательная деятельность как объект философского анализа. Проблема субъекта и объекта в теории познания
Познавательная деятельность – это процесс отражения действительности. Это не механическое, зеркальное отражение, а осознанный, противоречивый процесс творческого, активного отражения реальной действительности в ходе общественной практики.
Специфика познавательного отношения человека к миру состоит в том, что в результате этого отношения объекты действительности пере водятся в идеально-знаковую форму, распредмечиваются и приобретают статус знания.
Знания – это социальная форма и продукт отражения человеком действительности в познавательных действиях.
Философское знание отличается максимальной общностью, высшейстепенью абстрактности, системностью, логикой, методологической и мировоззренческой значимостью.
Уровни организации знания:
- Знания как информация об объективном мире природы и общества.
- Знания о внутреннем, духовном мире человека, самопознание.
- Знания о целях и теоретических программах преобразования природного и социокультурного мира.
Существует две классификации форм познания:
В рамках первой различают:
- духовно-практическую форму познавательной деятельности (обыденное познание или здравый смысл)
- духовно-теоритическую форму познавательной деятельности (духовное производство).
Вторая классификация:
- мифологическое;
- религиозное;
- образно-художественное;
- философское;
- научное.
Познавательная деятельность неразрывно связана со знанием, волей, памятью, эмоциям. Она включает убеждения, веру, ошибки, сомнения.
Главное в познавательной деятельности – адекватное воспроизведение субъектом основных характеристик действительности.
Специальные области философии, изучающие процесс познания:
Эпистемология – философская дисциплина, в которой изучается знание как таковое, его строение, структура, развитие.
Гносеология – теория познания (gnosis – знание).
Гносеология выявляет общие и необходимые закономерности в познавательной деятельности.
Процесс познания предполагает наличие двух сторон:
- познающего человека – субъект познания;
- познавательного предмета – объект познания.
Основные интерпретации субъекта и объекта познания:
- Наивно реалистическая теория познания (Ламетри, Гольбах, Дидро, Фейербах). Субъект познания трактуется как биологический индивид, познавательные способности которого являются результатом естественной эволюции природы.
- Программа идеалистического эмпиризма.(Юм, Беркли, Авенариус).Субъект познания рассматривается как совокупность познавательных способностей, в основе которых лежат формы чувственного опыта (ощущения, восприятия.представления).
- Программа трансцендщентальной гносеологии. Впервые разработанаКантом в 18 веке. Субъект понимается Кантом как чистое доопытное сознание. В структуре субъекта выделяются априорные (предшествующие познанию) формы познавательной деятельности.
- Социокультурная программа.Гегель, марксизм. Субъект познания трактуется как социально исторический субъект, как результат социально-исторического опыта людей, накопленного в процессе познавательной деятельности.
- Программы постклассической гносеологии:
- экзистенциально-феноменологическая
- биопсихиологическая;
- аналитическая;
- герменевтическая.
Каждая программа по-своему интерпретирует природу и сущность познавательного отношения к миру.
Особенности постклассической гносеологии:
- отказ от принципа SO оппозиции;
- акцент на анализе вопросов субъектности;
- переосмысление проблемы истины в познании, замена ее концептуальными когерентными (согласованными) программами;
- исследование прагматических функции языка и речи.
Источник
18. Сущности и природа познания
Гносеология — это раздел философии, в котором изучается природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания.
Познание — это такое отношение человека к миру, в результате которого человек получает новое знание о нем. Это процесс получения знания.
В своей сущности, познание есть отражение мира в научных представлениях, гипотезах и теориях. Под отражением обычно понимают воспроизведение свойств одного объекта (оригинала) в свойствах другого, взаимодействующего с ним объекта (отражающей системы). В случае познания в качестве отражения как раз и выступает научный образ изучаемого объекта, представленный в форме научных фактов, гипотез, теорий. Между отражением, данным в научном образе, и изучаемым объектом существуют отношения структурного сходства. Это означает, что элементы образа соответствуют элементам изучаемого объекта.
1. Отражаемое первично, а его отражение, то есть образ — вторично. Отношение между объектом познания и образом представляет собой отношение между оригиналом и «виртуальной» копией. Наши знания являются как бы фотоснимком с действительности, но идеальным, лишенным всякой вещественности.
2. Сознание человека, отражая объективный мир, способно давать верные представления о нем.
3. Образ субъективен по форме, носителю, но объективен по содержанию. Субъективность образа обусловлена тем, что он является продуктом сложных физиологических и психических процессов, а объективность — содержанием познаваемого объекта. Следует, однако, иметь в виду, что в объективное содержание гносеологического образа могут проникать субъективные моменты (искания, додумывания, фантазии и т. д.), что может привести к субъективизму в познании.
4. Отражение — это не пассивное созерцание, а активный творческий процесс формирования знаний на основе практического взаимодействия субъекта познания и его объекта. Активность субъекта проявляется, во-первых, в постепенном проникновении в сущность познаваемого объекта и, во-вторых, в так называемом «опережающем отражении», то есть способности человека предвидеть результаты своей деятельности, «конструировать» в своем сознании образы предполагаемого результата деятельности.
Природа познания
Возможность познания заключена в таком всеобщем свойстве материи, как свойство отражения. Превращается это возможность в действительность в результате сложного и длительного процесса возникновения и развития сознания человека, способного адекватно отражать объективный мир выявлять его закономерности.
В сознании познающего субъекта формируется образ изучаемого объекта. Его идеальный характер нельзя до конца понять, оставаясь в пределах рассмотрения только структуры внутримозговых, нейродинамических процессов. Общественная природа практической деятельности человека — вот тот специфический фактор, который вызывает к жизни идеальное, психическое высшего «постживотного» порядка. Учеными уже давно установлено, что чем выше существо поднялось по лестнице эволюции, тем меньше формы его жизнедеятельности заранее определяются строением нервных узлов, тем больше «степеней свободы» обретает организм в плане индивидуально- прижизненной приспособительной активности. И человек как высшая ступень этой эволюции может существовать не иначе, как только благодаря использованию познания как социальной формы отражения; являющейся посредствующим звеном его общественной деятельности.
Субъект и объект познания:
Субъект познания — это активно осуществляющий познавательную деятельность производитель знания. Субъектом познания является, прежде всего, личность. Именно она непосредственно наделена способностью познавать. Но субъектом познания может быть и коллектив, социальная группа, а также общество в целом.
Объект познания — это то, на что направлена познающая деятельность субъекта, фрагмент бытия, оказавшийся в поле зрения его познающей мысли. Объекты познания делятся на:
• первичные, то есть фрагменты природной и социальной действительности;
• вторичные — различные проявления духовного мира людей;
• третичные — свой собственный духовный мир.
Предмет познания представляет собой определенный срез или аспект объекта, вовлеченного в сферу научного анализа. Объект познания входит в науку через предмет познания. Можно сказать и так, что предмет познания – это проекция выбранного объекта на конкретные исследовательские задачи.
В истории философии сформировалось и такое течение, представители которого то сомневались, то отрицали познаваемость мира — агностицизм. Его представители не отрицали сам процесс познания, но они считали, что он ограничен познавательными возможностями человека.
Эмпирическое познание.
Живое созерцание – это скорее не познавательная способность, а результат реализации этих способностей или сам процесс познания указанной стороны объекта.
Различают три взаимосвязанные формы живого созерцания:
ощущение – отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственное воздействие на органы чувств;
восприятие – целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании и совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений;
представление – обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент.
Теоретическое познание.
Теоретическое познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении.
Мышление – процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, осуществляющийся в ходе практической деятельности и обеспечивающий раскрытие ее основных закономерных связей (на основе чувственных данных) и их выражение в системе абстракции.
Различают два уровня мышления:
рассудок – исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, шаблона; это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты;
разум (диалектическое мышление) – высший уровень теоретического познания, для которого, прежде всего, характерно творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы.
Процесс мышления не всегда осуществляется в развернутом и логическом виде. Бывают случаи, когда человек чрезвычайно быстро, почти мгновенно схватывает сложную ситуацию и находит правильное решение. Способность постижения истины путем прямого ее усмотрения, без обоснования с помощью дискурсии именуется интуицией. Она занимает важное место в познании, сообщает ему новый импульс и направление движения.
Источник
- экзистенциально-феноменологическая