Глава 2. Правовая природа Европейского Союза
2.1. Правовые основы становления интеграционных образований
Европейские сообщества и ЕС возникли в результате взаимодействия и взаимного согласия суверенных государств. Это согласие, инспирированное сторонниками единства европейских стран и народов, было юридически оформлено учредительными договорами. Интеграционные образования были созданы во имя достижения общих целей, для чего государства-участники передали в ведение создаваемых образований в строго лимитированной области некоторые свои суверенные права и правомочия. Одновременно государства-члены приняли обязательство тесно сотрудничать в достижении поставленных целей и не предпринимать каких-либо мер или актов, которые могли бы противоречить развитию и углублению этого сотрудничества. Для достижения поставленных целей интеграционные образования были наделены правом формирования собственных институтов и обеспечены необходимыми материальными ресурсами.
Одним из главных атрибутов интеграционных образований становится формирование собственной автономной правовой системы. На основе учредительных договоров институтами Сообществ и Союза изданы односторонние нормативные правовые акты, которые уточняют, детализируют, регламентируют и обеспечивают реализацию целей и принципов, обозначенных государствами-учредителями при создании Сообществ и Союза. По мере эволюции новых объединений их круг ведения расширяется, а это влечет усложнение поставленных задач и умножение средств, используемых для их решения.
Два фактора имеют ключевое значение при выяснении правовой природы Европейских Сообществ и ЕС. Во-первых, это способ их образования и функционирования. Он в своих основных чертах схож с теми методами, которые присущи созданию международных межправительственных организаций. Во-
вторых, объем прав и правомочий интеграционных образований, способ их деятельности и порядок решения стоящих перед ними задач радикальным образом отличают интеграционные образования от любых других международных организаций. Эти особенности столь значительны, что дали основание для постановки вопроса о «гибридной» и даже квазигосударственной природе Сообществ и Союза. Соответственно, в научной литературе высказывались далеко не всегда совпадающие точки зрения по этому вопросу.
Исследователи, придающие особо важное значение способу формирования Европейских Сообществ и ЕС, склонны рассматривать их договорную природу как основание для признания за ними статуса международных организаций. Критики этой точки зрения обращают внимание на то обстоятельство, что международный договор может служить на практике не только образованию международной организации, но и созданию федеративного или конфедеративного государства. Так, посредством международного договора был оформлен в свое время СССР, а среди современных федераций — Танзания, появившаяся в результате заключения договора между Танганьикой и Занзибаром. Сторонники федералистской, или квазигосударственной, концепции интеграционных образований подчеркивают, что они по своим существенно важным параметрам радикально отличаются от классической международной организации. По их мнению, расширение круга ведения Сообществ и Союза, а равно природы и объема полномочий, осуществляемых их институтами, свидетельствует о постепенной трансформации этих образований в сторону создания федеративной государственности. Под федерализацией в этом случае понимается преимущественно именно процесс расширения круга ведения интеграционных образований и расширение полномочий наднациональных органов. Конечно, такого рода процесс действительно имеет место. Тем не менее точнее говорить в данном случае только об определенных чертах и особенностях интеграционных образований, которые схожи с характерными признаками федеративной государственности. Тенденция федерализации интеграционных образований не равнозначна их превращению в федеративное государство. Все это подтверждает, что интеграционные образования в лице Европейских Сообществ и Союза отличаются несомненной оригинальностью и спецификой, которые нахо-
52 Часть I. Европейское право: содержание, природа и особенности
дят выражение в определенных чертах и свойствах, присущих как международной организации, так и квазифедеративному государству. В этих условиях правильнее будет поставить вопрос о возникновении в результате развития интеграционных процессов новых и самобытных по своей природе и содержанию публично-правовых организаций, о новом явлении в праве, которое связано и порождается процессом интеграции. Иначе говоря, ЕС — это особый вид международных публично-правовых объединений и способ взаимодействия суверенных государств.
2.2. Статус юридического лица интеграционных ‘•> образований
Европейские сообщества с момента их образования были наделены статусом юридического лица. Сравнительно развернутая характеристика этого статуса дана уже в первом учредительном договоре. Статья 6 Договора о ЕОУС 1951 г. гласила: «Объединение является юридическим лицом. В международных отношениях Объединение обладает правоспособностью, необходимой для осуществления своих функций и достижения целей.
В каждом из государств-членов Объединение обладает наибольшей правоспособностью, предоставляемой юридическим лицам в данном государстве; Объединение может, в частности, приобретать или отчуждать движимое и недвижимое имущество и выступать стороной в суде.
Объединение представлено своими институтами — каждым в рамках их полномочий».
Приведенная формулировка интересна в том отношении, что она, во-первых, сравнительно четко определяет как внутреннюю, так и международную правосубъектность интеграционного образования (право вступать в сношения с третьими государствами и соответственно заключать с ними соглашения, необходимые для достижения целей самого Объединения). Во-вторых, указывает на максимально широкую правоспособность данного юридического лица, осуществляемую на территории государств-членов, входящих в Объединение. Само по себе право владения и распоряжения движимым и недвижимым имуществом, право его свободного отчуждения или приобретения не является какой-либо новеллой в праве, так же как и
Источник
6. Правовая природа Европейского Союза. Правосубъектность ес.
Европейский Союз возник хотя и с элементами наднациональности и федеративной направленностью, но прежде всего на основе международно-правовых форм и инструментов. Так, Сообщества, ставшие впоследствии основой Союза, были учреждены посредством заключения суверенными государствами (ограничивающими, однако, в общих интересах определенные элементы своего суверенитета) международных договоров. Как и в международных организациях, наиболее принципиально важные решения принимаются в Союзе на основе единогласия. В рамках общей внешней политики и политики безопасности и сотрудничества полиции и судебных органов в уголовно-правовой сфере отношения строятся с использованием международно-правовых методов.
Стремление к оптимальному экономическому развитию Сообщества с неизбежностью требовало от государств-членов все большего согласования в общих интересах своих действий, в том числе в областях, ранее находившихся в сфере исключительного суверенитета отдельных государств. Происходило все более явное обособление правовой системы Сообществ и Союза от международного права.
Право Европейских сообществ и Союза активно регулирует отношения граждан и юридических лиц, чем оно стало более походить на право национальных государств. Основной формой правового регулирования в Сообществах, как и в государствах, стал нормативный акт и судебный прецедент.
В начале 1990-х гг. Суд изменил характеристику правовой сущности Сообществ, подчеркнув, что учредительные «договоры создали новый правопорядок, в пользу которого государства-члены ограничили свои суверенные права в как никогда ранее широких сферах»*(55). В свою очередь, «Договор о ЕЭС создал свою собственную правовую систему, которая выступает составной частью правовых систем государств-членов.. .»*(56).
Таким образом, по своим источникам, формам и методам правотворчества и правоприменения, механизмам защиты юридических норм в Европейском Союзе возникла особая самостоятельная правовая система, обосабливающаяся от международного (публичного) права, но, при эволюции в направлении национального права, не превратившаяся в его полный аналог.
Элементы государственности все более отчетливо проявляются в ходе развития от Европейских сообществ к Европейскому Союзу и далее (подробнее см. вопрос N 31).
30. В чем проявляется международно-правовая составляющая права Европейского Союза?
Создатели первооснов будущего Союза — Европейского объединения угля и стали, Евратома и Европейского (Экономического) Сообщества — избрали уже оправдавшие себя на практике привычные для них в то время механизмы международного права в форме международных организаций, добавив к ним элементы наднациональности. Экономическая, а впоследствии и всеобъемлющая интеграция придала этим организациям интеграционный характер. Наднациональность, в свою очередь, стала ярко выраженным центральным качеством права Европейского Союза.
Таким образом, правовая природа Европейского Союза имеет комплексный, гетерогенный характер, совмещающий в себе видоизмененные для целей Союза черты как внутригосударственного, так и международного права.
Рассмотрим международно-правовые черты права Европейского Союза.
Сообщества и сам Союз были учреждены на основе международных договоров между суверенными государствами, уступающими или ограничивающими в общих интересах определенные элементы своего суверенитета, из которого складывалась их компетенция.
Как в обычных международных организациях, наиболее важные решения в рамках Союза принимаются на основе единогласия. По многим другим вопросам Европейский Союз постепенно отходит от этого принципа с ростом числа государств-членов.
Что касается второй и третьей опор — Общей внешней политики и политики безопасности и сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере — то деятельность Союза в этих сферах в значительной мере строится на межгосударственном уровне и часто осуществляется международно-правовыми методами.
Эти исторически обоснованные черты международно-правовой организации, изменяясь в ходе постоянного и тесного взаимодействия с элементами государственности, все еще достаточно явно присутствуют. Государствоподобные элементы, по мере своего совершенствования и укоренения, все более успешно заменяют международно-правовые механизмы и инструменты Европейского Союза, смешиваются с ними и в совокупности создают принципиально новое наднациональное право Европейского Союза.
Источник