Природа права европейского союза

Глава 2. Правовая природа Европейского Союза

2.1. Правовые основы становления интеграционных образований

Европейские сообщества и ЕС возникли в результате взаи­модействия и взаимного согласия суверенных государств. Это согласие, инспирированное сторонниками единства европей­ских стран и народов, было юридически оформлено учре­дительными договорами. Интеграционные образования были созданы во имя достижения общих целей, для чего государства-участники передали в ведение создаваемых образований в стро­го лимитированной области некоторые свои суверенные права и правомочия. Одновременно государства-члены приняли обя­зательство тесно сотрудничать в достижении поставленных це­лей и не предпринимать каких-либо мер или актов, которые могли бы противоречить развитию и углублению этого сотруд­ничества. Для достижения поставленных целей интеграцион­ные образования были наделены правом формирования собст­венных институтов и обеспечены необходимыми материальны­ми ресурсами.

Одним из главных атрибутов интеграционных образований становится формирование собственной автономной правовой системы. На основе учредительных договоров институтами Сообществ и Союза изданы односторонние нормативные пра­вовые акты, которые уточняют, детализируют, регламентируют и обеспечивают реализацию целей и принципов, обозначен­ных государствами-учредителями при создании Сообществ и Союза. По мере эволюции новых объединений их круг веде­ния расширяется, а это влечет усложнение поставленных задач и умножение средств, используемых для их решения.

Два фактора имеют ключевое значение при выяснении пра­вовой природы Европейских Сообществ и ЕС. Во-первых, это способ их образования и функционирования. Он в своих ос­новных чертах схож с теми методами, которые присущи созда­нию международных межправительственных организаций. Во-

вторых, объем прав и правомочий интеграционных образова­ний, способ их деятельности и порядок решения стоящих перед ними задач радикальным образом отличают интеграционные образования от любых других международных организаций. Эти особенности столь значительны, что дали основание для постановки вопроса о «гибридной» и даже квазигосударствен­ной природе Сообществ и Союза. Соответственно, в научной литературе высказывались далеко не всегда совпадающие точки зрения по этому вопросу.

Исследователи, придающие особо важное значение способу формирования Европейских Сообществ и ЕС, склонны рас­сматривать их договорную природу как основание для призна­ния за ними статуса международных организаций. Критики этой точки зрения обращают внимание на то обстоятельство, что международный договор может служить на практике не только образованию международной организации, но и созда­нию федеративного или конфедеративного государства. Так, посредством международного договора был оформлен в свое время СССР, а среди современных федераций — Танзания, появившаяся в результате заключения договора между Тан­ганьикой и Занзибаром. Сторонники федералистской, или квазигосударственной, концепции интеграционных образова­ний подчеркивают, что они по своим существенно важным параметрам радикально отличаются от классической междуна­родной организации. По их мнению, расширение круга веде­ния Сообществ и Союза, а равно природы и объема полно­мочий, осуществляемых их институтами, свидетельствует о постепенной трансформации этих образований в сторону соз­дания федеративной государственности. Под федерализацией в этом случае понимается преимущественно именно процесс расширения круга ведения интеграционных образований и расширение полномочий наднациональных органов. Конечно, такого рода процесс действительно имеет место. Тем не менее точнее говорить в данном случае только об определенных чер­тах и особенностях интеграционных образований, которые схожи с характерными признаками федеративной государст­венности. Тенденция федерализации интеграционных образо­ваний не равнозначна их превращению в федеративное госу­дарство. Все это подтверждает, что интеграционные образова­ния в лице Европейских Сообществ и Союза отличаются несомненной оригинальностью и спецификой, которые нахо-

Читайте также:  Какие бывают природные пожары

52 Часть I. Европейское право: содержание, природа и особенности

дят выражение в определенных чертах и свойствах, присущих как международной организации, так и квазифедеративному государству. В этих условиях правильнее будет поставить во­прос о возникновении в результате развития интеграционных процессов новых и самобытных по своей природе и содержа­нию публично-правовых организаций, о новом явлении в пра­ве, которое связано и порождается процессом интеграции. Иначе говоря, ЕС — это особый вид международных публич­но-правовых объединений и способ взаимодействия суверен­ных государств.

2.2. Статус юридического лица интеграционных ‘•> образований

Европейские сообщества с момента их образования были наделены статусом юридического лица. Сравнительно развер­нутая характеристика этого статуса дана уже в первом учреди­тельном договоре. Статья 6 Договора о ЕОУС 1951 г. гласила: «Объединение является юридическим лицом. В международных отношениях Объединение обладает правоспособностью, необ­ходимой для осуществления своих функций и достижения це­лей.

В каждом из государств-членов Объединение обладает наи­большей правоспособностью, предоставляемой юридическим лицам в данном государстве; Объединение может, в частности, приобретать или отчуждать движимое и недвижимое имущество и выступать стороной в суде.

Объединение представлено своими институтами — каждым в рамках их полномочий».

Приведенная формулировка интересна в том отношении, что она, во-первых, сравнительно четко определяет как внут­реннюю, так и международную правосубъектность интеграци­онного образования (право вступать в сношения с третьими го­сударствами и соответственно заключать с ними соглашения, необходимые для достижения целей самого Объединения). Во-вторых, указывает на максимально широкую правоспособность данного юридического лица, осуществляемую на территории государств-членов, входящих в Объединение. Само по себе право владения и распоряжения движимым и недвижимым имуществом, право его свободного отчуждения или приобрете­ния не является какой-либо новеллой в праве, так же как и

Читайте также:  Всемирный фонд дикой природы год основания

Источник

6. Правовая природа Европейского Союза. Правосубъектность ес.

Европейский Союз возник хотя и с элементами наднациональности и федеративной направленностью, но прежде всего на основе международно-правовых форм и инструментов. Так, Сообщества, ставшие впоследствии основой Союза, были учреждены посредством заключения суверенными государствами (ограничивающими, однако, в общих интересах определенные элементы своего суверенитета) международных договоров. Как и в международных организациях, наиболее принципиально важные решения принимаются в Союзе на основе единогласия. В рамках общей внешней политики и политики безопасности и сотрудничества полиции и судебных органов в уголовно-правовой сфере отношения строятся с использованием международно-правовых методов.

Стремление к оптимальному экономическому развитию Сообщества с неизбежностью требовало от государств-членов все большего согласования в общих интересах своих действий, в том числе в областях, ранее находившихся в сфере исключительного суверенитета отдельных государств. Происходило все более явное обособление правовой системы Сообществ и Союза от международного права.

Право Европейских сообществ и Союза активно регулирует отношения граждан и юридических лиц, чем оно стало более походить на право национальных государств. Основной формой правового регулирования в Сообществах, как и в государствах, стал нормативный акт и судебный прецедент.

В начале 1990-х гг. Суд изменил характеристику правовой сущности Сообществ, подчеркнув, что учредительные «договоры создали новый правопорядок, в пользу которого государства-члены ограничили свои суверенные права в как никогда ранее широких сферах»*(55). В свою очередь, «Договор о ЕЭС создал свою собственную правовую систему, которая выступает составной частью правовых систем государств-членов.. .»*(56).

Таким образом, по своим источникам, формам и методам правотворчества и правоприменения, механизмам защиты юридических норм в Европейском Союзе возникла особая самостоятельная правовая система, обосабливающаяся от международного (публичного) права, но, при эволюции в направлении национального права, не превратившаяся в его полный аналог.

Читайте также:  Природно рекреационные территории карелии

Элементы государственности все более отчетливо проявляются в ходе развития от Европейских сообществ к Европейскому Союзу и далее (подробнее см. вопрос N 31).

30. В чем проявляется международно-правовая составляющая права Европейского Союза?

Создатели первооснов будущего Союза — Европейского объединения угля и стали, Евратома и Европейского (Экономического) Сообщества — избрали уже оправдавшие себя на практике привычные для них в то время механизмы международного права в форме международных организаций, добавив к ним элементы наднациональности. Экономическая, а впоследствии и всеобъемлющая интеграция придала этим организациям интеграционный характер. Наднациональность, в свою очередь, стала ярко выраженным центральным качеством права Европейского Союза.

Таким образом, правовая природа Европейского Союза имеет комплексный, гетерогенный характер, совмещающий в себе видоизмененные для целей Союза черты как внутригосударственного, так и международного права.

Рассмотрим международно-правовые черты права Европейского Союза.

Сообщества и сам Союз были учреждены на основе международных договоров между суверенными государствами, уступающими или ограничивающими в общих интересах определенные элементы своего суверенитета, из которого складывалась их компетенция.

Как в обычных международных организациях, наиболее важные решения в рамках Союза принимаются на основе единогласия. По многим другим вопросам Европейский Союз постепенно отходит от этого принципа с ростом числа государств-членов.

Что касается второй и третьей опор — Общей внешней политики и политики безопасности и сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере — то деятельность Союза в этих сферах в значительной мере строится на межгосударственном уровне и часто осуществляется международно-правовыми методами.

Эти исторически обоснованные черты международно-правовой организации, изменяясь в ходе постоянного и тесного взаимодействия с элементами государственности, все еще достаточно явно присутствуют. Государствоподобные элементы, по мере своего совершенствования и укоренения, все более успешно заменяют международно-правовые механизмы и инструменты Европейского Союза, смешиваются с ними и в совокупности создают принципиально новое наднациональное право Европейского Союза.

Источник

Оцените статью