Природа предмет философского научного познания

55.Природа как предмет философского и научного познания.

В шир. смысле слова природа – это весь мир, включая и самого чел, в узком смысле природа – это среда обитания чел. В античной философии использовали слово фюсис (природа). В новое время природа понимается как натура (17 -18 век) и понимали как совокупность всех видимых явлений. В итоге мы понимаем природу как единство видимых явлений и скрытых существенных связей, закон-тей. Природа изменчива, неисчерпаема. Классический образ природы формировался в 17-18 веках и просуществовал до наших дней. Классические представления были связаны с механистической наукой и метафизическим философским подходом. Природа понималась как что-то неизменное. Признавались количественные, но не качественные изменения. Предполагалось, что есть устойчивые закономерности, познав которые, можно изменить мир. Ещё Декарт разделил мир на пассивный объект (природу) и активный субъект (человек). Всё это формировало покорительское отношение к природе, человек верил в могущество разума и техники.

Вместе с тем разв-ись природоохранное законодательство, но охранялись только те объекты, которые нужны чел. Чел было присуще отношение к природе 1)мы любим родную природу; 2) чел боится прир. и стремится господствовать над ней.

Современный образ природы:

  1. природа понимается не как механизм, а как органическая системная целостность
  2. глобальный эвалюцианизм природы: вселенная находится в непрерывном процессе эволюции, необходимо приводящим на определённом этапе к возникновению социальной формы движения.
  3. синергетический подход – это наука исследующая процессы самоорганизации систем.
  4. антропный принцип – утверждает, что человек не случайный в этом мире, и он должен нести ответственность.

Сегодня считается, что необходимо стремиться к устойчивому разв. Д. б коэволюция человека и природы (совместная).

56.Природа как среда обитания человека. Понятие биосферы и ноосферы. Коэволюционный императив. Место экологических ценностей современной цивилизации.

Природа, с которой имеет дело человек, называется биосферой. Биосфера – это вся совокупность живых организмов и среды их обитания, среда обитания. В 18 веке Шарль Монтескье разработал концепцию географического детерминизма (общество полностью зависит от геогр. среды). Важным шагом в углубление понимания связи общества и природы было введение понятия ноосфера. Вернадский определяет ноосферу как биосферу, преобразованную разумом человека. Это понятие развивали также французские учёные Леруа и Ш. Тейяр де Шарден. Природа выступает как основа жизни общества:

1. общества вышло из природы в процессе эволюции.

2. природа влияет на физическое и психическое самочувствие, настроение человека.

Читайте также:  Какую природу имеет сила упругости

3. чел., преобразуя природу, разв. свои навыки, форм. личностные кач-ва, расширяет зн., совершенствует орудия труда.

4. наличие на данной тер. опр-ных ресурсов способствует разв производств, природа – это источник ресурсов.

5. природа, её формы, краски, ритмы способствует разв чувства прекрасного, служит удовлетворению эстетических потребностей, сохранению психического здоровья и так далее.

Ситуация когда природа утрачивает способность к восстановлению называется экологическим кризисом. В существующей системе ценностей на 1 месте стоят: прибыль, деньги, желание доминировать, карьера, престижное потребление…, а духовные, нравственные ценности, природа отодвинуты на задний план.

Экологические ценности:

  1. жизнь, благоговение перед жизнью.
  2. природа, целостность природы, красота природы как ценность.
  3. сохранение экологического равновесия.
  4. ответственность за будущее.
  5. ненасилие.
  6. сострадание.
  7. и другие.

Экологические законы Балыка Коммонера:

  1. всё связано со всем
  2. всё должно куда-то деваться
  3. ничто не даётся даром
  4. природа знает лучше

Источник

Природа как предмет философского и научного познания

2. Природа как среда обитания человека. Естественная и искусственная среда.

3. Взаимодействие природы и общества на различных исторических этапах.

4. Понятие биосферы и ноосферы. Идея коэволюции человека и природы.

Основный принцип бытия природы – самоорганизация.

Природа– это естественные возникновения и существования общества во все времена и вовсе эпохи.

Природа– это предмет и сфера человеческой деятельности.

Природа– основание развития науки и всего познания человека.

Есть естественная и искусственная.

Естественная охватывает био- и геосферу.

Искусственная среда обитания (2-ая природа) включает в себя предметы, созданные человеком, общественные отношения и духовные что-то там.

Техномасса – массе всего искусственного, что создано человеком.

Биомасса – масс живых организмов, которые существуют в живой природе.

В античности природа и общество представляли единое целое. Жизнь человечества развивалась в согласии с природой.

В эпоху возражения природное и общественное не противопоставляются, возрождаются античные ценности. Природы была как бы объектом для эстетического удовольствия.

В новое время природа уже объект человеческой деятельности научного познания. Характерно то, что развивается агрессивное потребительское отношение к природе.

Бэкон: «Человек господин по отношению к природе».

Со 2-ой полвины 20-го века значения человека на природу возрастает.

Биосфера– оболочка земного шара, в котором существует жизнь. Такое определение даёт Вернадский. Основные уровни: биологические, литосфера, гидросфера, атмосфера и так далее, потом биотический и социальный. 4 периода:

Ноосфера– сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которого деятельность человека имеет разумный (или рациональный) характер.

Основные элементы: 1. Человек и его деятельность.

3. Культура и общественная организация.

4. Живая и неживая природа, преобразованная в результате человеческой деятельности.

Коэвюлция– процесс совместного развития природы и общества.

1-ая крайность, когда эта согласованность господства над природой. 2-ая ограничить человеческую деятельность.

Читайте также:  Выберите азональный природный комплекс

Согласно концепции коэволюции, человек не только должен изменять биосферу, но и меняться сам.

1. Запрет на виды деятельности, которые наносят непоправимый ущерб природной среде.

2. Изменение мировоззрения к общечеловеческим ценностям.

Философия глобального эволюционизма

1. Системно-эволюционная парадигма в современной философии и науки. Динамизм бытия: движение и развитие.

2. Понимание диалектики в истории философии. Современные дискуссии по диалектике.

3. Диалектика как философская теория развития.

4. Альтернативы диалектики. Диалектика и синергетика.

5. Глобальный эволюционизм и его эвристический потенциал для понимания современной научной картины мира.

Начиная с середины 19-го века в философии и науки развивается эволюционная парадигма. Общая теория система. Развивается системный метод.

В последние десятилетия имеет место синтез системного и эволюционного подхода к природе. Один из принципов – динамизм. Для обозначения динамизма используется понятия движения и развития.

Развитие– это качественное, необратимое и направленное изменение предмета или явления.

Имел очень узкое значение. У Сократа и Платона диалектика представляла из себя искусство ведения спора или дискуссия. Использовались все основные принципы диалектики и так далее.

Диалектика служит отличием истины от лжи.

Диалектика познания или диалектика методологии науки.

Диалектика немецкой классической философии.

Кант использовал диалектику для разоблачения иллюзий человеческого разума. Разум человека нередко претендует на абсолютную истину.

Диалектика Гегеля. Он основательно использовал диалектический метод.

Материалистическая диалектика Марксисткой идеологии. Основные принципы, которые развивал Гегель, были использованы для экономических отношений буржуазного общества. В Капитале Маркса – образец использования материалистической диалектики.

В осовремененной философии существуют дискуссия о диалектике. Это экзистенциалистская версия диалектики. Очень ярко проявляется у Сартра. Рассматривает диалектики к конкретным ситуациям.

Негативная диалектика Адарно. Свобода заменена тотальной независимостью. Считает, что за основу можно взять только первых тезиса. Что касается 3-го, то его не т в обществе. Триаду положил триаду в основе своего философствования.

3 варианта отношения к диалектике:

1. Признание её значимости как основного философского метода.

2. Интерпретация и использование отдельных элементов диалектики.

3. Полное или частичное отрицание значения диалектики для философии и науки.

Диалектика– есть учение о наиболее общих связах и развития природы, общества и мышления, а также метол, соответствующий этому учению.

Есть объективная диалектика (природа, общество) и субъективная диалектика (процесс познания, внутренний мир человека).

2 основных принципа диалектики:

Всё в мире развивается. Не отрицается стабильность.

2. Детерминизм (однозначность).

Детерминизм– учение о всеобщей закономерной связи и взаимообусловленности предметов и явлений.

1) Лапласовский детерминизм;

2) современный детерминизм.

Источник

55. Природа как объект философского и научного познания.

Понятие «природа» — одно из важнейших философских понятий. Нельзя уяснить сущность многих фундаментальных философских понятий, например общества, культуры, духа, сущности человека и других, не рассмотрев их в соотношении с природой. В сознании современного образованного человека слово «природа» ассоциируется главным образом с двумя значениями:

Читайте также:  Земли особо охраняемых природных территорий схема

1) природа в смысле естественной среды обитания человека и

2) природа как объект специального научного исследования в рамках целой совокупности так называемых естественных наук (естествознания).

В этих своих значениях термин «природа» восходит к латинскому слову «natura», которое было воспринято и усвоено практически всеми народами и языками христианского мира. Отсюда и «натуралисты» в смысле — исследователи («испытатели») природы, и «натурализм» как философская позиция, подчеркивающая всегда особую значимость именно «природы» при рассмотрении и решении центральных философских вопросов бытия и познания, особенно бытия человека и человеческой культуры.

Более внимательный анализ историко-философского, историко-научного материала и материала, относящегося к истории европейской культуры в целом, показывает, что, во-первых, термин «природа» имел и до сих пор сохраняет и другие существенно важные значения, а, во-вторых, за всеми этими значениями (включая и общепринятые) стоят глубокие идейные и культурно-исторические основания, без осознания которых невозможно понять роль понятия «природа» в постановке и решении именно философских проблем. Отсюда необходим более полный перечень существенно важных значений термина «природа»:

1) Природа в смысле внутренних особенностей, сущности той или иной вещи (явления, системы и пр.). Наличие и специфика этого значения становятся особенно очевидными при сопоставлении таких выражений, как «красота природы» и «природа красоты»; «явление природы» и «природа явления» и т.д.

2) Природа в смысле сущего в целом, во всем многообразии его существования в мире. В этом своем значении термин «природа» соотносителен с такими понятиями (а иногда и синонимичен им), как материя, Вселенная, космос, универсум и т.д.

3) Природа как материальное начало в самом человеке. В этом смысле «природа», «природное» противопоставляется «духу», «духовному» в человеке как основе его нравственной свободы.

Эти значения выработаны задолго до отмеченных выше двух привычных нам сегодня значений термина «природа», которые появились на достаточно позднем этапе развития культуры и имеют свои конкретно-исторические и философские основания. Выпишем теперь эти отмеченные ранее два значения в общем перечне и в более точной формулировке:

4) Природа как совокупность естественных условий существования человека, человеческого общества и человеческой культуры и как источник необходимых ресурсов (материальных, энергетических и пр.) их существования.

5) Природа как объект специального научного познания в рамках целого комплекса дисциплин — «наук о природе» или «естественных наук» (естествознания). В этом своем значении понятие «природа» формируется лишь в Новое время, в период становления промышленного капитализма и науки в современном ее понимании и носит ярко выраженный нормативный характер.

Источник

Оцените статью