21. Возникновения сознания, его социальная природа.
Сознание — одна из двух основных философских категорий после Бытия. Оно обозначает внешнюю форму психического отражения объективного мира в мозгу человека, высший уровень отражательной способности живой материи, духовный мир человечества и отдельного человека, это осознание человеком мира. Сознание включает два уровня: сознание как таковое и самосознание.
Сознание есть результат процесса развития всей природы, включая биологические революции, но оно не есть простой результат развития биологической формы движения. Оно есть результат скачка от биологической формы к социальной форме движения вследствие появления труда у предков человека.
Труд изменил организм предков человека, развил руку и изменил человеческий мозг, благодаря необходимости решить в процессе труда целую цепочку интеллектуальных задач. Возникновение сознания — результат возникновения труда. Вторая причина формирования сознания — общение людей, следствие необходимости общения — возникновение речи. Потому сознание имеет причинами труд и речь. Сознание имеет социальную природу.
Сознание — высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. С самого рождения человек попадает в мир предметов, созданных предыдущими поколениями и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию, которое происходит лишь в процессе общения. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру называется сознанием. Любое ощущение или чувство является частью сознания так как обладает значением и смыслом. Однако сознание не есть только знание или языковое мышление. С другой стороны, нельзя отождествлять сознание и психику, т.к. не все психические процессы включаются в данный момент в сознание. Оно возникло в процессе общественно-производственной деятельности человека и неразрывно связанно с языком. Сознание существует в двух формах — общественном и индивидуальном. Основными подходами к происхождению сознания были следующие: Платон: тело человека — вместилище бессмертной души и ее раб, бестелесная душа управляет всем во вселенной. Христианство: разум человека, его мышление — искорка божественного разума. Именно он мыслит, желает, чувствует в человеческом сознании. Декарт: сознание — внепространственная субстанция, впервые рассматривает проблему самосознания. Гегель: — одно из воплощений всемирного разума. Впервые рассматривает социально — историческую природу сознания, говорит о принципе историзма. В ХХ веке возникает теория отражения. Согласно этой теории сознание это высшая форма отражения. Таким образом сознание формируется деятельностью чтобы затем влиять на эту деятельность, определяя и регулируя её.
Сознание структурно организовано, представляет систему элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются такие элементы как осознание вещей, а также переживание, т.е. отношение к содержанию того что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями. Познание вещей имеет разные уровни проникновения и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, философское, научное, и т.д. осознание мира а также чувственный и рациональный уровень сознания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Воздействующие на нас предметы, события вызывают у нас не только познавательные образы, но и эмоции. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человека включает в себя собственно чувства, настроение, или эмоциональное самочувствие и аффекты (ярость, ужас и т.д.). Чувства, эмоции суть компоненты сознания Сознание не ограничивается познавательными процессами, направленностью на объект, эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в жизнь благодаря усилиям воли. Однако сознание — это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное сложно-структуированное целое.
Источник
67. Проблема сознания в философии. Возникновение сознания, его природа и сущность.
Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа:
- Сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;
- Сознание присуще всем живым организмам;
- Сознание — свойство исключительно человеческое.
- теория монад (монадология) – первоначально выдвинута Лейбницем, согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад – первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые является основой сознания и порождаемой им материи;
- теория Шардена, согласно которой сознание – надчеловеческая сущность, «внутренняя сторона», «мозг» материи;
- теория Толбета, согласно которой Вселенная – гигантский разум, сознание – результата взаимодействия полей, которые образуют материю;
- теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика – громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом;
- теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая и все ее проявления) имеет душу, одушевленность – свойство материи.
- жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;
- инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;
- животное в течении жизни накапливает и умело использует опыт;
- многие действия, совершаемые животным сложны (охота) и требуют большой работы сознания;
- животным присущи своя «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и др.
68. Понятие и сущность духовной жизни общества. Основные её элементы и виды духовной деятельности.
Если материальная жизнь общества в своей сущности есть предметно-практическое освоение действительности, т. е. материальное производство, то духовная жизнь — есть духовное освоение действительности. Основными элементами духовной жизни общества являются: • духовная деятельность; • духовные ценности; • духовные потребности людей; • духовное потребление; • индивидуальное сознание; • общественное сознание. Духовная деятельность — деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире. В результате духовной деятельности возникают духовные ценности, например, моральные, религиозные устои, научные теории, художественные произведения. В ходе духовной деятельности духовные ценности распространяются и потребляются (воспринимаются, усваиваются, людьми) в соответствии с их духовными потребностями. Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями называется духовными отношениями. Духовная жизнь рассматривается идеализмом как основная и всеохватывающая реальность, универсальный разум, а воспринимаемый человеком чувственный мир – как комплекс ощущений или проявление объективного духа. Идеалисты и представители религий отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи, рассматривая сознание как искру божественного разума, или как нечто возникающее в тайниках человеческой души. Дух полностью освобождается от внешнего мира и своего собственного тела. Дух не рождается, не возникает, не становится: он пребывает, он сам живёт свой жизнью и в своём развитии порождает явления природы и руководит движением всемирной истории. Материалисты же утверждают, что разум не может быть демиургом мира, т.к. сам он является продуктом высшей формы его организации.
Источник