Природа психических функций человека
Как уже отмечалось, отличие человека от природы изначально определяется его психикой. Животные тоже обладают психикой, но лишь ее низшими формами. Какова же природа психического? Она весьма своеобразна. Психическое не существует в виде отдельного предмета, чего-то такого, что можно сфотографировать, взвесить, подвергнуть рентгеновскому анализу. Психическое идеально, т. е. нематериально. Вместе с тем психическое не существует без своего материального носителя, головного мозга. Нейропсихология соотносит психические функции с конкретными мозговыми структурами как целостного, так и локального порядка. Известно, например, что левое полушарие головного мозга оперирует словами, знаками, правое полушарие оперирует образами и продуцирует сновидения. К этому нужно добавить, что нет прямого соответствия между нейрофизиологическими и психологическими процессами. Самые опытные специалисты не в состоянии восстановить — даже имея разносторонние сведения о физиологических процессах головного мозга — ход мышления человека, посещающие его фантазии и воображения. Идеальная природа психического, его связь, да еще к тому же неоднозначная, с мозгом как своим носителем, характеризуют своеобразие психического. Для выражения природы психического из числа метафилософских категорий лучше всего подходит категория знака, символа. Психическое есть символическое бытие в структурах головного мозга доступных человеку фрагментов материального мира . Психика человека выступает как множество процессов и состояний, которые символически представляют внешний мир.
Символическая природа психического часто кажется непривычной и вследствие этого малопонятной. Чтобы дать о ней некоторое дополнительное представление, приведем пример. Вы видите «Сикстинскую мадонну», она выступает для вас символом творчества Рафаэля. Если даже краски на полотне имеют символическое бытие, то тем более можно ожидать богатого символического содержания от мозга, состоящего из множества клеток и других образований, которые «специализируются» на выработке символов. Но вот к нашей картине пристально присматривается таможенник, он озабочен, картина неподлинна, она выступает у него символом преступной деятельности каких-то людей. Те же самые краски на том же самом рисунке могут быть символами различных явлений. Нечто аналогичное имеет место с нейрофизиологиескими процессами. При сходных нейрофизиологических процессах нигериец увидит пустыню, русский — березку в поле, а индеец — водопад. Все это и означает, что нет однозначности соответствия между символическим бытием мозга и его материальным содержанием.
Так как специфика человека определяется его психикой, а она имеет символическую природу, то и специфически человеческое имеет символическое содержание. Человек — это символическое существо. Именно в качестве символического существа человек действует, мыслит, чувствует.
Благодаря каким возможностям человек способен познавать мир?
В своей относительной самостоятельности человек выступает субъектом, которому противостоит объект. Естественно, возникает вопрос о познании человеком окружающего мира. «Что я могу знать?» — задает свой знаменитый вопрос Кант.
Противостояние субъекта и объекта доводит вопрос о самой возможности познания до парадокса. Человек отличен от субъекта, он не может стать объектом — как же он познает объект? В связи с парадоксом познания были разработаны различные концепции. Согласно эмпирической теории познания (Бэкон, Локк, Гоббс), все человеческое знание проистекает из опыта. Внешний опыт обусловливает ощущения, а внутренний опыт — в результате осуществления человеком посредством соединения, сопоставления, абстрагирования простых идей, рефлексии — образует более сложные идеальные конструкты. Декартовские врожденные идеи не существуют. Душа человека — чистая доска. Все познание вырастает из ощущений. Это сенсуализм .
Марксизм считает идеальное субъективным образом объективного мира, в первую очередь общественной практики. Материальное «перерабатывается» в субъективные образы и пересаживается в человеческий разум. Человек отображает существующий мир.
Кант, противопоставляя субъект объекту, желает понять механизм познавательного процесса. Он считает, что от органов чувств к человеку поступает информация, субъект упорядочивает эту информацию, накладывает на нее априорные схемы сознания. Какова вещь в себе, человек не может знать, ибо он постигает ее только ему присущим способом.
Если объект противостоит субъекту, то возможны три ситуации: 1) объект вообще не дан субъекту; 2) объект дан субъекту исчерпывающим образом; 3) объект дан субъекту частично. Первый и третий подходы ведут к агностицизму. Агностицизм — учение, согласно которому некоторые свойства реальности непознаваемы. Кант давал повод для обвинения его в агностицизме.
Выход из кантовской ситуации часто видели в смягчении жесткого противопоставления субъекта и объекта. Врентано и Гуссерль считали, что все акты сознания по своему изначальному смыслу направлены на мир предметов. Экзистенциализм полагает, что бытие есть «бытие-в-мире». Вопрос о проблематичности познания отпадает сам собой. Человек изначально есть познающее мир существо .
Человек способен познавать в силу своей нематериальной природы. Познавательные способности человека нельзя вывести из более простых оснований, они имеют для человека подлинно фундаментальный характер.
Источник
2. Рефлекторная природа психики
Наукой доказано, что психическая деятельность человека и животных по своему физиологическому механизму является высшей нервной деятельностью. Психика имеет рефлекторную природу.
Вопрос о связи психических явлений с деятельностью мозга имеет большую давность. Уже древнегреческие врачи-естествоиспытатели на основе наблюдений над больными указывали на связь психических явлений с деятельностью мозга, однако они не могли объяснить эту связь в силу слабого развития науки.
В XVII в. Декарт ввел в науку понятие рефлекса, чем оказал огромное революционизирующее влияние на ход исследований поведения животных и человека. Под рефлексом он понимал ответную реакцию организма на внешнее раздражение. Какое-либо внешнее раздражение (свет, звук, прикосновение) действуют на соответствующий орган чувств животного; возникшее здесь нервное возбуждение передается в мозг, а оттуда к органам движения — мышцам. Движения животного, таким образом, суть не что иное, как рефлексы, т.е. причинно обусловленные акты отражения животным внешних раздражений.
Рефлекторность означает первичность объективных условий жизни организма и вторичиость их воспроизве
дения в психике, закономерный переход воспринимающих компонентов системы в исполнительные, целесообразность двигательных эффектов и их обратное влияние на образ.
Такое понимание рефлекторной природы психики было впервые разработано И.М. Сеченовым. Активность психики проявляется и при отображении реальности, поскольку оно предполагает преобразование физико-химических раздражителей, действующих на нервные аппараты, в образы предметов, и в сфере побуждений, придающих поведению энергию и стремительность, и при исполнении программы поведения, включающей поиск и выбор вариантов.
Рефлекторное понимание актов поведения животных и человека не оставляло места для души и других нематериальных сил в объяснении проявлений их психики. Однако Декарт, угадавший нервный механизм отдельных непроизвольных актов поведения животных, не мог объяснить механизма целостного поведения животного, механизма целесообразности поведения, соответствия его внешним изменяющимся условиям существования и внутренним потребностям организма.
К научному пониманию мозговых механизмов психической деятельности психология пришла не сразу. И.М. Сеченов в труде «Рефлексы головного мозга» (1863) показал, что психическая деятельность человека по своей природе является рефлекторной (отражательной) деятельностью.
И.М. Сеченов утверждает, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу своего происхождения суть рефлексы», что психическая деятельность человека возникает в процессе рефлекторной деятельности головного мозга и неотделима от него. В рефлекторном акте И.М. Сеченов различает три части. Начало рефлекса составляют раздражения чувствующего нерва и превращение этих раздражений в органах чувств в нервное возбуждение, передаваемое в головной мозг. Средняя часть акта — это нервные процессы возбуждения и торможения, происходящие в головном мозгу, которые и являются основой возникновения психической деятельности (ощущений, представлений, памяти, мышления, чувств, воли и др.). Конечное звено рефлекторного акта — это движение мышц и
органов тела (проявляется в действиях, поступках человека).
И.М. Сеченов указывает на неразрывную связь и взаимодействие всех трех частей рефлекса. Раскрывая рефлекторное происхождение психической деятельности человека, И.М. Сеченов вместе с тем убедительно доказывает ее детерминированность, причинную обусловленность, т.е. зависимость всех действий, поступков человека от условий внешней среды. «Первоначальная причина всякого поступка, — пишет он, — лежит всегда во внешнем чувственном возбуждении, потому что без него никакая мысль невозможна».
Чем разнообразнее события, в которых участвует личность, и деятельность, которой она занята, тем разнообразнее ее психические состояния. К ним можно отнести состояния внимательности и рассеянности, умственной активности или пассивности, состояния решительности или нерешительности, заинтересованности чем-либо или скуки, тревожного или радостного ожидания, утомленности и т.п.
Изучение многообразных психических состояний, в которых проявляется жизнедеятельность человека, имеет большое практическое значение, особенно в деятельности медицинского работника. Указанные формы психической деятельности не существуют изолированно. Они представляют собой лишь различные проявления сложной отражательной деятельности мозга человека.
Психика формируется и развивается в активной деятельности человека. Нельзя изучать психические процессы, свойства и состояния личности вне ее деятельности — трудовой, учебной, игровой и т.д. Поэтому в круг вопросов, которыми занимается психология, входит также психологическая характеристика деятельности людей.
Возникая на определенном уровне биологической эволюции, психика сама выступает в качестве одного из ее факторов, обеспечивая возрастающую по сложности приспособляемость организмов к условиям их существования. А с переходом к человеку психика приобретает качественно новую структуру, обусловленную общественно-историческими закономерностями, возникает*0Фзяание как ведущий уровень регуляции деятельности, формируется
личность, служащая источником высших проявлений активности психики.
Источник