3. Природа психики. Особенности психики человека. Формы существования психического.
Психика — это внутренний духовный мир человека: его потребности и интересы, желания и влечения, установки, оценочные суждения, отношения, переживания, цели, знания, умения, навыки поведения и деятельности и т.п. Психика — это особое свойство только головного мозга, живого и функционирующего мозга. Выступая свойством особым образом организованной живой материи, психика неотделима от этой материи и не существует вне ее, вне данной материи. Психическое вторично по отношению к материи, свойством которой она является, а также и к остальной, существующей независимо от психики человека материи Сущность психики состоит в отражении. Это особая форма отражения особым образом организованной материи. Психика — это субъективный образ объективного мира, идеальное (нематериальное) отражение реальной действительности. Особенности психики как формы отражения: 1) отражение субъективно, индивидуально, своеобразно 2)психическое отражение действительности не только зеркально, но и избирательно 3) Характерной особенностью психического выступает активность 4) Психическое отражение неодномоментно 5) способность опережать ход событий, предвидеть результаты действий.
Формы существования психического:
1)психические процессы — это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности: а)познавательные:
ощущения, восприятия, память, представления, мышление, внимание, речь, воображение; б)эмоциональные: эмоции, чувства; в)волевые: механизмы волевых действий, волевые качества. 2)психические свойства — это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности.
3)психические состояния — это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени (активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия, эйфория и т.д. ). 4) психические образования — это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений
4. Методы исследования в современной психологии. Метод наблюдения, метод опроса, эксперимент.
Классификация методов психологического исследования:
1)не экспериментальные психологические методы;
2)диагностические методы;
3)экспериментальные методы;
1)не экспериментальные психологические методы :
а) Наблюдение — целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта:
несистематическое и систематическое
«сплошное» и выборочное
б)Анкетирование — обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.
в)Беседа — диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого
целенаправленный опрос «лицом к лицу» — интервью.
2)Диагностические методы. Тест — стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого.
3)Экспериментальные методы.
три типа собственно экспериментального (в классическом, естественнонаучном понимании термина «эксперимент») метода: естественный (полевой) эксперимент; моделирующий эксперимент; лабораторный эксперимент.
4)Формирующие методы. Различные разновидности так называемого социального эксперимента, объектом которого выступает определенная группа людей: преобразующий эксперимент, психолого-педагогический эксперимент, формирующий эксперимент, экспериментально-генетический метод, метод поэтапного формирования и т.п.
Источник
Тема 3. Природа психики. Мозг и психика
Психика возникла как механизм адаптационного поведения живых существ, их стремления эффективно приспособиться к окружающей среде. В процессе филогенеза (изменений психики, которые произошли в ходе биологической эволюции под воздействием условий жизни) возникают и развиваются разные формы психического отражения действительности, которые способствуют более совершенной регуляции поведения и жизнедеятельности. К ним относятся:
1. Чувствительность — способность живых организмов отвечать на раздражения с целью ориентации в среде (сенсорная психика). Признаки предметов (запахи, форма, цвет), нейтральные с точки зрения удовлетворения органических потребностей, могут приобретать сигнальное значение. Пример.
2. Восприятие целостных предметов и предметного мира (перцептивная психика). Пример.
3. Практический интеллект высших животных. Он дает возможность отражать в виде наглядных образов отдельные качества, целостные предметы, предметные ситуации и межпредметные связи. Высшие животные обладают способностью к научению, приобретению навыков, необходимых для приспособления к среде. Научение (процесс приобретения индивидуального опыта) опирается на индивидуальную память, которая фиксирует эффективные средства поведения, способствует интенсивному развитию психики. Навыки – это автоматизированные действия, сформированные путем повторения и не требующие сознательной регуляции и контроля отдельных элементов. Пример.
4. Переход от животного к человеку. Информационное (сведения) и операционное (действия) содержание памяти накапливается и становится основой для развития мышления. Развиваются умственные операции, способность предусматривать будущее, принимать решение и т.п. Пример.
5. Практический и абстрактный интеллект человека. в процессе исторического развития человек учится не только отражать, но и преобразовывать действительность, а также самого себя. Постепенно его интеллект перестает обслуживать лишь практические потребности и приобретает способность «отрываться» от конкретной реальности, т.е. становится абстрактным. Появляется язык, как средство познания и общения, образуется внутренний мир человека, его личность. Развиваются воображение, словесная память, произвольное внимание, воля, а также система знаний, умений и навыков. Пример.
Психика и мозг человека
Главным органом психики человека и животных является центральный отдел нервной системы — мозг. Он состоит из двух анатомических составляющих:
1. головной мозг (находится в черепе) – орган приобретенных на протяжении жизни форм поведения. Кора его больших полушарий регулирует различные психические функции (мышление, память, способности и т.п.), которые реализуются благодаря совместной работе разных зон мозга.
Мозг как саморегулирующаяся система состоит из трех основных блоков. Первый, энергетический, поддерживает тонус мозга; второй – обеспечивает прием, переработку и хранение информации, поступающей от органов чувств; третий отвечает за программные действия и движения, регуляцию активных процессов и сравнение результата действий с начальными намерениями. Все три блока принимают участие в психической деятельности человека, в регулировании его поведения. Нарушение работы одного из них приводит к различным нарушениям психики. Так, проблемы в первом блоке вызывают неустойчивость внимания, быструю утомляемость, сонливость, безразличие или сильную обеспокоенность, во втором — дефекты в приеме слуховой, зрительной, тактильной и другой информации, в третьем — сбои в организации поведения и деятельности (целенаправленные действия заменяются инертными стереотипами, бессмысленными повторами движений, не направленных на достижение поставленной цели).
Функциональная асимметрия мозга
Полушария головного мозга человека имеют определенную специализацию. Наблюдается их функциональная асимметрия — полушариями выполняются разные функции. Пример. Левое полушарие контролирует сенсорные и двигательные функции правой половины тела, а правое осуществляет контроль над левой половиной.
Левое (логическое) полушарие отвечает за речь, чтение, письмо, вербальную память и вербальное мышление, аналитическую и последовательную обработку информации. Оно способствует формированию внутренне непротиворечивой картины мира. Это полушарие также отвечает за позитивные эмоции. Расстройства в деятельности левого полушария приводят к нарушениям речи, блокируют способность к нормальному общению, а также вызывают серьезные дефекты умственной деятельности.
Правое (эмоциональное) полушарие оперирует образной информацией, обрабатывает ее одновременно и целостно. Благодаря синхронному взаимодействию образов сразу в нескольких смысловых плоскостях они приобретают многозначность, которая, с одной стороны, создает условия для творчества, с другой, затрудняет понимание и осознание реальных связей между предметами и явлениями.
Это полушарие руководит навыками, связанными со зрительным и пространственным опытом. Оно обеспечивает: ориентацию в пространстве; невербальный, в частности, музыкальный слух; невербальную, в частности, музыкальную память; эмоциональное восприятие объектов, в частности, музыки.
Это полушарие ответственно за переживание гнева, печали и ряда других негативных эмоций, за критичность отношения человека к себе и к миру в целом.
Оба полушария взаимосвязаны и в определенной мере являются взаимозаменяемыми. Доминирование одного из них, вызванное как врожденными особенностями мозга, так и особенностями воздействия социума, в значительной степени определяет психологические характеристики людей. Пример. Известно, что у библиотекарей лучше развито левое полушарие, а у художников – правое.
Женщины имеют преимущества в вербальном мышлении, мужчины – в математическом и пространственном. При этом у женщин прослеживается более тесная, чем у мужчин, связь между полушариями. Выполняя определенную умственную работу, мужчины, как правило, ограничиваются лишь тем полушарием, которое имеет непосредственное отношение к ее содержанию (левое – вербальные задачи, правое – пространственные и т.п.). Женщины же обрабатывают полученную информацию обоими полушариями одновременно.
Вес головного мозга человека в среднем составляет около 1,5 кг. Мозг женщин несколько легче мозга мужчин. Однако вес как таковой не является показателем умственных способностей. Например, вес мозга двух великих писателей – И.С.Тургенева и А.Франса. в первом случае мозг весил 2120 г., во втором — 1170 г.
Уровень интеллекта зависит, во-первых, от строения мозга (гениальный А.Эйнштейн в участке, который отвечает за обработку информации, имел на 73% больше мозговых извилин, чем «среднестатистический» человек), во-вторых – от особенностей его развития и функционирования, условий воспитания и обучения и т. п.
Психические функции спинного мозга
Спинной мозг (находится в позвоночном столбе), работа которого протекает под постоянным контролем головного мозга, является частью центральной нервной системы, связанной с периферией тела – кожей, мышцами и некоторыми другими внутренними органами. В спинной мозг поступает информация с периферии, а от спинного мозга к мышцам идут распоряжения совершать те или иные движения.
Первая из основных функций спинного мозга – проводниковая. Спинной мозг связан с различными отделами головного мозга посредством проводящих путей — длинных пучков нервных волокон. По одним путям сигналы с периферии передаются вверх, к головному мозгу, по другим — команды идут сверху вниз, из головного в спинной мозг. Пример. Тончайшие движения рук пианиста, отточенные движения балерины – все это результат действия потока импульсов от головного мозга в спинной, а от него — к мышцам.
Вторая важнейшая функция спинного мозга – рефлекторная. С его помощью осуществляются простые рефлексы. Рефлексами (от лат. reflexio — отражение) называют реакции организма на раздражения, осуществляемые через центральную нервную систему. Пример. Когда врач ударяет молоточком по сухожилию около коленной чашечки пациента, он, изучая коленный рефлекс, судит о функциональном состоянии определенного участка спинного мозга.
Источник