Природа пустыни 4 класс

Конспект и презентация по окружающему миру на тему «Пустыни» (4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах.

Типу рока: Открытие нового знания

Цель: сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение находить её на карте, познакомить с климатическими условиями зоны пустынь, животным и растительным миром.

— создать условия для усвоения новых знаний;

— способствовать развитию у школьников умения созвездия.

— содействовать развитию внимания, памяти, мышления;

— учиться наблюдать и замечать красоту вокруг себя;

— формировать самооценку школьников.

— отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы;

постановка и решение проблемы;

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

— устанавливать причино — следственные связи;

— осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;

— осуществлять синтез как составление целого из частей;

-самостоятельно организовывать свое рабочее место;

-определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

— осознавать уникальность и ценность природной зоны пустынь и необходимость нести ответственность за ее сохранение.

— следовать в поведении моральным нормам и эстетическим требованиям при работе в группе;

— способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Оборудование: у чебник, рабочая тетрадь, презентация, карточки.

1. Самоопределение к деятельности

Здравствуйте ребята, меня зовут Ирина Александровна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Садитесь.

Снова пришёл долгожданный миг-

Он зовёт нас, в загадочный мир,

— Ребята, сегодня мы отправимся в скачки, но они будут необычные. Перед этим вам предстоит отгадать загадку.

— Вы отгадали верно, это верблюд.

— Что вы знаете об этом животном?

— Хорошо. Так вот сегодня мы отправимся в скачки на верблюдах на встречу новым знаниям. Во главе будет верблюд Яша. (нарисовать на плакате скачки повесить на магнит верблюда). На партах у вас лежат ваши верблюды. Вы можете дать им имя.

Читайте также:  Природа та погода английский

Живет в пустыне, ест мало и пьет мало, два горба на спине, плюется.

умеют планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

2. Постановка цели и задач урока

— Посмотрите на доску. Что здесь изображено?

— Да, это кактусы. На них написаны вопросы по прошлой теме. Давайте же ответим на них (выходят к доске по одному, берут кактус и отвечают на вопросы. 7 кактусов – 7 вопросов). С помощью них мы узнаем тему урока. (за правильный ответ на вопрос буду давать букву)

1. Зона степей расположена на . нашей страны: ( востоке)

2. На карте природных зон зона степей закрашена . цветом: ( желтым)

3. Характерный признак зоны степей — это . (с плошной травянистый растительный покров)

4. К степным птицам относятся .

( журавли-красавки, дрофы, пустельги)

5. Для растений степи характерны:

( корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья)

6. Основным занятием населения степей является –

7. В Красную книгу занесены следующие степные растения и животные:

( пион тонколистный, журавль-красавка, степная дыбка)

— Молодцы! Вы справились со всеми вопросами. Теперь нужно поставить буквы в порядке возрастания. Кто выйдет к доске? (выходит и ставит)

— Ребята, какая же тема нашего урока? (пустыни)

— Какую цель мы можем поставить на урок?

— Какие задачи стоят перед нами?

Познакомить с географическим положением зоны пустынь, её особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей.

Комм.: включаться в диалог с учителем.

К: включаться в диалог с учителем.

П: Уметь ориентироваться в новой системе знаний, отличать новое от уже известного.

— Вот как выглядит пустыня. (Слайд)

Пустыня – это песок, много песка, и голубое безоблачное небо. Кажется, что тебя окружают пустота и жара.

— Давайте обратимся к карте, нашей верной помощнице. Открываем учебник на странице 72-73.

— Каким цветом на карте обозначены пустыни?

— Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и располагаются ещё ближе к Северному тропику, поэтому там жарко. Это небольшая по площади природная зона. Поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы- барханы- постоянно передвигаются. Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые (фото на слайде).

Читайте также:  Природный камень голыш валун

— У вас у каждого лежит на столе карточка, во время урока мы должны её заполнить.

— Прочитайте, что в первом столбце написано? ( географическое положение, растения, климат, животные)

— Возьмите учебник, начнём читать по одному абзацу. Начинает первая парта. Все слушают внимательно.

— Итак, что же мы можем записать в первую строчку карточки – географическое положение?

Источник

1. Пустыни и полупустыни

К югу от зоны степей климат ещё теплее и суше, солнце накаляет землю, а дождей практически нет. Степь постепенно меняется полупустыней, а полупустыня переходит в пустыню. Полупустыни охватывают на территории России более обширные территории, чем пустыни. Участки пустыни располагаются в устье реки Волги, по берегам Каспийского моря и в восточных районах Калмыкии.

map_25_okr_mir.png

Пустыни отличаются от других зон тем, что в них очень мало влаги. Дождь здесь выпадает очень редко. После коротких весенних дождей пустыня быстро покрывается ярким ковром цветущих растений. Почвы отличаются большим содержанием солей.

Пустыни бывают песчаные и глинистые. В песчаных пустынях встречаются валы из песка — барханы, на глинистых — растрескавшиеся участки — такыры.

Многие растения пустынь способны сохранять воду в толстых стеблях и листьях. У некоторых растений листья превратились в колючки. Это уменьшает испарение воды и позволяет её экономить. Такие растения, как саксаул и верблюжья колючка, добывают воду с большой глубины с помощью хорошо развитых корней. Ещё в пустынях можно увидеть кермек, белую полынь, колосняк, джузгун и некоторые другие растения.

Животные пустынь.jpg

Животные пустыни приспособились к жизни в условиях жары и отсутствия влаги. Многие из них ведут ночной образ жизни. Некоторые могут долгое время обходиться без воды. В пустыне водятся грызуны: тушканчики, жёлтый суслик, песчанка. Много пресмыкающихся: степная гадюка, ушастая круглоголовка, ящерицы. В пустыне встречаются ушастый ёж, маленькая лисичка корсак. Из более крупных животных водятся сайгаки и верблюды.

Читайте также:  Природные ресурсы нашей земли

Источник

Презентация по природоведению на тему : «Природа пустынь» 4 класс

План урока:1.Организационный момент 2. Повторение пройденного 3. Работа по но.

23 слайд Лето в пустыне
Сухое жаркое, продолжается 5-6 месяцев.
Температура воздуха в тени поднимается до +50 градусов , а песок раскаляется до +60-80 градусов, дует раскалённый ветер , который несёт с собою песок и пыль.

Осень в пустынеКороткая, длится всего несколько недель, идут дожди, животные.

25 слайд Осень в пустыне
Короткая, длится всего несколько недель, идут дожди, животные прячутся в норы и впадают в спячку.

Зима в пустынеПеременчивая- то холодная с морозами, снежными ветрами- буранам.

26 слайд Зима в пустыне
Переменчивая- то холодная с морозами, снежными ветрами- буранами, то тёплая и засушливая. Снега выпадает мало и сплошного снежного покрова не образуется. Продолжается около 2-х месяцев.

Виды пустыньПесчаныеГлинистыеКаменистые

Хозяйственное значение пустыньИспользуются как пастбищаДобываются нефть, газ.

32 слайд Хозяйственное значение пустынь
Используются как
пастбища
Добываются нефть, газ,
ценные металлы
Вдоль рек селятся
люди, разводят поля,
сады и виноградники

Это интересноПод воздействием ветра , дождя, мороза горы разрушаются, превращ.

35 слайд Это интересно
Под воздействием ветра , дождя, мороза горы разрушаются, превращаясь в маленькие камешки и частички размером от 0,05мм до 2,5мм в диаметре, которые называются «песком»

Во многих местах на земном шаре люди веками жили в страхе перед зыбучими песк.

36 слайд Во многих местах на земном шаре люди веками жили в страхе перед зыбучими песками. Им приписывалась таинственная способность засасывать жертву. В действительности, зыбучий песок не обладает подобной силой. Если знать, что это такое и как себя на нём надо вести, то он не причинит никакого вреда. Это светлый, рыхлый песок с большим содержанием воды.

Вопросы по теме:1.Чем объясняется засушливость пустынь? 2. Каковы особенности.

37 слайд Вопросы по теме:
1.Чем объясняется засушливость пустынь?
2. Каковы особенности лета в пустынях?
3. Каковы особенности зимы в пустынях?
4. Каковы особенности весны в пустынях?
5. Каковы особенности осени в пустынях?
6. Какие почвы встречаются в пустынях?
7. Каково хозяйственное значение пустынь?

Домашнее задание:Ребята, а что интересного о пустыне можете рассказать вы? По.

38 слайд Домашнее задание:
Ребята, а что интересного о пустыне можете рассказать вы?
Подберите занимательный материал об этом на следующий урок.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 10 000 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Источник

Оцените статью