Конспект урока по окружающему миру по теме «Природа. её разнообразие» 3 класс УМК «Школа России»
Оборудование: мультимедийное оборудование, учебники, листочки для тестов, микроскоп, компьютеры для индивидуальной работы.
I. Организационный момент.
II. Знакомство с темой урока.
III. Работа над новой темой.
1. Работа по теме «Разнообразие природы и её классификация» Фронтальная работа (по иллюстрациям на доске).
2. Работа с учебником.
Физкультминутка. Игра «Живое – неживое».
3. Работа по теме: «Связи в природе» (беседа по схеме-опоре).
4. Закрепление. Работа на компьютере.
5. Беседа «Значение природы для людей» (по опорной схеме «Природа – источник. »)
6. Обобщение и закрепление (тест).
VI. Домашнее задание.
I. Организационный момент.
II . Знакомство с темой урока.
Доскажите словечко и узнаете тему нашего урока:
Учитель: Правильно, тема нашего урока: «Природа». Сегодня мы познакомимся с разнообразием природы и её классификацией. Рассмотрим взаимосвязи в природе и значение природы для человека.
III . Работа над новой темой.
1. Работа по теме «Разнообразие природы и её классификация» Фронтальная работа (по иллюстрациям на доске).
Учитель: Что такое природа?
Уч-ся: Всё, что нас окружает и не сделано руками человека.
На доске иллюстрации: дождь, трактор, облако, медведь, кирпич, глина, земляника, дом, книга, заяц.
Учитель: Подумайте, что из указанного на доске можно отнести к природе, а что создано человеком?
(Учащийся убирает с доски рукотворные объекты.)
Прочитайте названия объектов природы?
Уч-ся: дождь, облако, медведь, глина, земляника.
Учитель: Подумайте, как распределить оставшиеся слова на две группы?
Уч-ся: Живая и неживая природа.
2. Работа с учебником.
Учитель: Природу классифицируют или распределяют по группам на живую и неживую. Как отличить живую природу от неживой? Прочитайте в учебнике текст на стр.4-5 и найдите ответ на этот вопрос.
Учитель: Как отличить живую природу от неживой?
Уч-ся: Живые существа дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают.
Учитель: как называется наука, которая изучает живую природу.
Учитель: Живую природу изучает особая наука — биология. Это слово произошло от двух греческих слов «биос» — жизнь и «логос» — наука.
Учитель: А теперь посмотрим, кто внимательно прочитал текст учебника. Какими группами можно еще дополнить схему?
Учитель: Всё живое учёные делят на большие царства: царство растений, царство животных, царство грибов. Но это ещё не всё. Есть ещё одно царство, в котором живут крошечные организмы — это бактерии. Впервые их увидели только тогда, когда изобрели микроскоп — это увеличительный прибор. Многие бактерии в тысячи раз меньше песчинки.
Физкультминутка в виде игры «Живое — неживое».
Я называю слова. Если это объект живой
природы, показываете, как он двигается, а если объект неживой — стоите на месте.
Дождь, снег, ворона, подсолнух, белка, мальчик, листик, гора, солнце, ветер, кузнечик, гром.
3. Работа по теме: «Связи в природе» (беседа по схеме-опоре).
Учитель: Прочитайте предложение, которое записано на доске и объясните, как вы его понимаете. (Тепло и свет от солнца, воздух, вода необходимы для жизни дерева)
Уч-ся: Благодаря этим условиям дерево живет и растет.
Учитель: Какое это дерево? (Береза.)
А какие грибы растут под березой? (Подберезовики.)
Учитель: Если немного раскопать почву, то можно увидеть тоненькие нити, которые отходят от ножки гриба — это грибница. Она связана с корнями дерева, оплетает их и получает от дерева питательные вещества. А кто питается грибами? (Белочка. Она запасает грибы и орехи на зиму.) Теперь мы ясно видим, что многие растения служат животным пищей. Грибы получают от деревьев питательные вещества, а деревья от грибов — воду с растворенными в ней солями.
Солнце, воздух, вода — это неживая природа, а дерево, грибы, белка — это живая природа. Какой же можно сделать вывод?
Уч-ся: Живая и неживая природа связаны друг с другом.
4. Закрепление. Работа на компьютерах.
№1. Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки.
- Объекты, какой природы изображены на рисунке? (Живой природы.)
- Отметьте признаки живых существ, используя эти рисунки.
- О каком признаке говорит первый рисунок? (Дышат.)
А второй? (Питаются. 3 признак — растут, 4 — развиваются, 5 —приносят потомство, 6 -умирают.)
№ 2. Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки.
К какому царству относится цветок (растений), заяц (животных), гриб (грибов) и последний рисунок (бактерий)?
№ 3. Прочитайте задание. Приведите свои примеры к каждому царству. Запишите.
Прочитайте примеры царства растений, животных, грибов.
Физкультминутка.
«Горизонт» – движение глаз слева направо горизонтально
«Лодочка» – движение глаз по дуге книзу на счет 1-2 в одну сторону, 3-4 в другую
«Радуга» — движение глаз по дуге кверху на счет 1-2 в одну сторону, 3-4 в другую
«Пловец плывет к берегу» – на счет 1-4 смотрю на кончик пальца вытянутой вперед руки, на счет 5-8 продолжаю смотреть, но палец приближается к носу, потом другой рукой тоже.
«Яркое солнышко» – ослепило солнце – закрыть глаза ладонями (на 1-4), потом поморгать (5-8).
5. Беседа «Значение природы для людей» (по опорной схеме «Природа – источник. »)
Учитель: А к какой природе относится человек?
Уч-ся: Человек относится к живой природе.
Учитель: Если человек придёт в лес с добром и не повредит ствола дерева, его корней, то не погибнут грибы, будет чем питаться животным, да и сам человек вернётся из леса не с пустой корзинкой.
А если человек придёт в лес со злом, сломает ветки или изрежет ствол дерева ножом, что произойдёт?
Уч-ся: Дерево погибнет. Не будет грибов, белке нечего будет есть. Всем будет хуже.
Учитель: Хуже будет и человеку, ведь растения очищают воздух от пыли, а человеку, как и растениям, он необходим для дыхания. И для человека окружающая природа имеет огромное значение.
Работа по опорной схеме заполняется постепенно. Устанавливается первый опорный знак — «Природа — источник воздуха, пищи, воды».
Учитель: Посмотрите на осенний букет. Какие чувства он у вас вызывает? (Он нравится нам.) Значит, природа — источник красоты (устанавливается второй опорный знак). Что вам еще нравится в природе? Вам нравится купаться в реке, озере? Почему? (Становишься здоровее, укрепляется мускулатура.) Значит, природа — источник здоровья (устанавливается третий опорный знак). Природа вызывает различные чувства: восторг, удивление, радость, а иногда и печаль. Когда мы видим сломанную ветку, засоренный родник, какие чувства у вас возникают? (Нам их жаль, хочется помочь.) А когда вы полюбовались красотой осеннего леса, какое чувство у вас появилось? (Радости, удивления.) Смогли бы вы нанести вред природе? (Хочется сделать что-то хорошее, не хочется ни с кем ссориться. Любовь к природе, забота о ней делают человека добрее.).
Устанавливается четвертый опорный знак — «Природа — источник доброты».
Ученик читает отрывок из стихотворения азербайджанского поэта Самета Вургуна:
Давайте пройдемся медленно по лугу.
И «здравствуйте» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться,
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Учитель: Изучая природу, мы узнаем, почему летом идет дождь, а зимой — снег, как образуется почва, из чего состоит и многое другое (устанавливается пятый опорный знак — «Природа -источник познания»). Что еще дает человеку природа? (Хлопок, шерсть, древесину, уголь, нефть, металлы и др.)
Учитель устанавливает шестой опорный знак — «Природа — источник материалов для хозяйственной деятельности». На доске получилась схема:
6. Обобщение урока (тест по материалам урока).
Подумай, что относится к живой природе.
а) человек, животные, растения, грибы и микробы
б) солнце, земля, воздух, вода, человек и всё, что сделано его руками
в) солнце, небо, облака, земля, камни, вода, дождь, снег.
Подумай, что относится к неживой природе.
а) человек, животные, растения, грибы и микробы
б) солнце, земля, воздух, вода, человек и всё, что сделано его руками
в) солнце, небо, облака, земля, камни, вода, дождь, снег.
Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем, что:
а) они дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают.
б) они разговаривают, бегают и прыгают. Смеются и плачут, растут, умирают.
в) они передвигаются, растут. Изменяют окружающую природу, умирают.
а) птицы, звери, рыбы, ящерицы, черепахи, змеи
б) звери, насекомые, змеи, растения, грибы, микробы.
в) птицы, звери, человек, насекомые, растения, грибы.
Учитель: ребята, обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку теста.
Учитель: На какие две группы делится природа? (на живую и неживую).
Назовите царство живой природы (растения, животные, грибы, бактерии).
Какое значение для людей играет природа?
V . Рефлексия.
На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать своё мнение, закрасьте пальчики в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала – не красьте.
Большой – для меня тема была важной и интересной – красным.
Указательный – узнал много нового – жёлтым.
Средний – мне было трудно – зелёным.
Безымянный – мне было комфортно – синим.
Мизинец – для меня было недостаточно информации – фиолетовым.
VII. Домашнее задание.
Стр. 4 — 7, Задания 1,2 на стр. 8 (творческое, по группам.)
Создание благоприятной психологической обстановки
Источник