Природа социально культурной деятельности

Глава 20. Сущность, функции и принципы социально-культурной деятельности

В сфере досуга перекрещиваются интересы личности и общества. Личность, не включённая в профессиональную деятельность отрасли культуры, фактически не имеет другого, кроме досугового, времени для собственного культурного волеизъявления.

О социально-культурной деятельности написано мало несмотря на то, что она представляется достаточно крупным и сложным явлением, которое достойно стать предметом многих исследований как научного, так и прикладного характера.

Культурно-досуговая деятельность настолько разнообразна, насколько развиты культурные интересы и потребности населения. Эти интересы и потребности личность может удовлетворить дома или в учреждениях социально-культурного и культурно-досугового типа. В условиях домашнего досуга (а это по своим масштабам «космос») культурно-досуговая деятельность, являясь противоположностью профессиональной, носит самодеятельный характер.

В отличие от социально-культурной, культурно-досуговая деятельность более наполнена искусством, в том числе и эстрадным; это проявляется в коллективных и индивидуальных формах творчества, в создании художественных произведений, театрализованных представлений, игровых и конкурсных программ.

В концептуальных подходах к теории эстрадного искусства социально-культурная деятельность является, с одной стороны, смыслосодержательной, а с другой – структуро-образующей.

Здесь надо различать общественно регулируемую часть и лично регулируемую.

Многообразие социально-культурной деятельности порождает и соответствующее число подходов, что, собственно, и является предметом исследования различных отраслей научного знания, в том числе и эстрадного искусства.

Уже при первичном анализе социально-культурной деятельности обращает на себя внимание широта и глубина рассматриваемого феномена. Данное понятие складывается из четырёх терминов: «социальный», «культура», «деятельность», «досуг». В научной литературе они в обобщённом виде трактуются следующим образом:

Социальный – в данном контексте это направление в деятельности, связанное с сознательными научно обоснованными социальными процессами создания, воспроизводства, сохранения и развития культурных ценностей, со специфическими средствами, формами и способами, в том числе и эстрадного искусства.

Читайте также:  Можно ли машину заправить природным газом

Культура – специфический способ создания, развития и обеспечения жизнедеятельности людей, опредмеченной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и духовных ценностей, в совокупности общественных отношений, целей, средств, результата, где эстрадное искусство занимает одно из ведущих мест.

Досуг – часть свободного времени, используемая для общения, потребления ценностей духовной культуры, развлечений и других видов нерегламентированной деятельности, обеспечивающих возможность для приобщения широких народных масс к эстрадному искусству.

Культурная деятельность – форма активного отношения к окружающей среде, социуму, предполагающая её целесообразное изменение и преобразование, всеми формами, действиями, поступками обеспечивая возможность для создания, трансляции и восприятия эстрадного искусства.

Из их числа можно выделить частные и общие понятия. Не останавливаясь подробно на данном вопросе, выделим основные специфические характеристики социально-культурной деятельности:

  • процессуальные, предполагающие наличие субъекта и объекта деятельности, её цели, задачи, функции, прогнозируемые результаты;
  • пространственные, достаточно чётко фиксирующие её границы в рамках общего бюджета свободного времени;
  • содержательные, основывающиеся на духовно-эстетических потребностях, интересах, мотивах, психологических установках личности и социума.
  • иерархичность: потребности, цели, ценности всегда выстраиваются (или могут быть выстроены) в определённую иерархию, имеют устойчивый (пусть в определённых временных границах) порядок предпочтений;
  • последовательность: на смену удовлетворённой потребности или достигнутой цели приходит другая; более «высокие» потребности возникают на базе удовлетворения более «низких» и т.п.;
  • дискретность: всегда можно объективно зафиксировать границы определённых этапов в процессе удовлетворения потребностей или достижения целей и ценностей;
  • логичность: предыдущий этап удовлетворения или достижения должен логически не противоречит настоящему;
  • сравнимость: всегда можно сказать, какая из двух потребностей (целей и т.п.) «сильнее», «выше» и т.п.
  • Целенаправленность социально-культурнойдеятель­ности, выражающаяся в донесении до посетителей всего богатства культуры, общечеловеческих ценностей. Этим целям подчиняется вся практическая деятельность учреждения.
  • Конкретность социально-культурной деятель-ности. Каждое учреждение осуществляет свою деятельность в соци­уме, решая ежедневно присущие только ему задачи.
  • Оперативность учреждений социально-культурного и культурно-досугового типа. Не отставать от событий, успевать за жизнью, своевременно подмечать новое – ценное качество специалиста учреждения. Очень важно вовремя ин­формировать людей о событиях в жизни страны и за рубежом и разъяс­нить их смысл, рассказать о принятых мерах социальной защиты насе­ления.
  • Непрерывность процесса социально-культурной дея­тельности. Важна повседневная, настойчивая, систематически проводимая работа: только так может быть достигнут желаемый результат.
Читайте также:  Всемирный фонд дикий природы

Источник

Оцените статью