Глава 20. Сущность, функции и принципы социально-культурной деятельности
В сфере досуга перекрещиваются интересы личности и общества. Личность, не включённая в профессиональную деятельность отрасли культуры, фактически не имеет другого, кроме досугового, времени для собственного культурного волеизъявления.
О социально-культурной деятельности написано мало несмотря на то, что она представляется достаточно крупным и сложным явлением, которое достойно стать предметом многих исследований как научного, так и прикладного характера.
Культурно-досуговая деятельность настолько разнообразна, насколько развиты культурные интересы и потребности населения. Эти интересы и потребности личность может удовлетворить дома или в учреждениях социально-культурного и культурно-досугового типа. В условиях домашнего досуга (а это по своим масштабам «космос») культурно-досуговая деятельность, являясь противоположностью профессиональной, носит самодеятельный характер.
В отличие от социально-культурной, культурно-досуговая деятельность более наполнена искусством, в том числе и эстрадным; это проявляется в коллективных и индивидуальных формах творчества, в создании художественных произведений, театрализованных представлений, игровых и конкурсных программ.
В концептуальных подходах к теории эстрадного искусства социально-культурная деятельность является, с одной стороны, смыслосодержательной, а с другой – структуро-образующей.
Здесь надо различать общественно регулируемую часть и лично регулируемую.
Многообразие социально-культурной деятельности порождает и соответствующее число подходов, что, собственно, и является предметом исследования различных отраслей научного знания, в том числе и эстрадного искусства.
Уже при первичном анализе социально-культурной деятельности обращает на себя внимание широта и глубина рассматриваемого феномена. Данное понятие складывается из четырёх терминов: «социальный», «культура», «деятельность», «досуг». В научной литературе они в обобщённом виде трактуются следующим образом:
Социальный – в данном контексте это направление в деятельности, связанное с сознательными научно обоснованными социальными процессами создания, воспроизводства, сохранения и развития культурных ценностей, со специфическими средствами, формами и способами, в том числе и эстрадного искусства.
Культура – специфический способ создания, развития и обеспечения жизнедеятельности людей, опредмеченной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и духовных ценностей, в совокупности общественных отношений, целей, средств, результата, где эстрадное искусство занимает одно из ведущих мест.
Досуг – часть свободного времени, используемая для общения, потребления ценностей духовной культуры, развлечений и других видов нерегламентированной деятельности, обеспечивающих возможность для приобщения широких народных масс к эстрадному искусству.
Культурная деятельность – форма активного отношения к окружающей среде, социуму, предполагающая её целесообразное изменение и преобразование, всеми формами, действиями, поступками обеспечивая возможность для создания, трансляции и восприятия эстрадного искусства.
Из их числа можно выделить частные и общие понятия. Не останавливаясь подробно на данном вопросе, выделим основные специфические характеристики социально-культурной деятельности:
- процессуальные, предполагающие наличие субъекта и объекта деятельности, её цели, задачи, функции, прогнозируемые результаты;
- пространственные, достаточно чётко фиксирующие её границы в рамках общего бюджета свободного времени;
- содержательные, основывающиеся на духовно-эстетических потребностях, интересах, мотивах, психологических установках личности и социума.
- иерархичность: потребности, цели, ценности всегда выстраиваются (или могут быть выстроены) в определённую иерархию, имеют устойчивый (пусть в определённых временных границах) порядок предпочтений;
- последовательность: на смену удовлетворённой потребности или достигнутой цели приходит другая; более «высокие» потребности возникают на базе удовлетворения более «низких» и т.п.;
- дискретность: всегда можно объективно зафиксировать границы определённых этапов в процессе удовлетворения потребностей или достижения целей и ценностей;
- логичность: предыдущий этап удовлетворения или достижения должен логически не противоречит настоящему;
- сравнимость: всегда можно сказать, какая из двух потребностей (целей и т.п.) «сильнее», «выше» и т.п.
- Целенаправленность социально-культурнойдеятельности, выражающаяся в донесении до посетителей всего богатства культуры, общечеловеческих ценностей. Этим целям подчиняется вся практическая деятельность учреждения.
- Конкретность социально-культурной деятель-ности. Каждое учреждение осуществляет свою деятельность в социуме, решая ежедневно присущие только ему задачи.
- Оперативность учреждений социально-культурного и культурно-досугового типа. Не отставать от событий, успевать за жизнью, своевременно подмечать новое – ценное качество специалиста учреждения. Очень важно вовремя информировать людей о событиях в жизни страны и за рубежом и разъяснить их смысл, рассказать о принятых мерах социальной защиты населения.
- Непрерывность процесса социально-культурной деятельности. Важна повседневная, настойчивая, систематически проводимая работа: только так может быть достигнут желаемый результат.
Источник